Реставраторы подстроились под кризис

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране отразилась и на реставрационных компаниях. Некоторые игроки ушли с рынка, другие вынуждены смириться с сокращением количества государственных заказов.


Петербург считается Меккой российских реставраторов. Ситуация в городе отражает во многом то, что происходит с реставрационной отраслью в стране. По словам самих игроков рынка, экономический кризис последних двух лет существенно отразился на их работе. Правда, под текущее положение вещей они уже почти подстроились.

С планом на три года

По данным Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в настоя­щее время реставрационные лицензии в Петербурге выданы 1092 организациям. В них работают около 20 тыс. работников, что существенно больше, чем десятилетие назад.
В прошлом году общий объем финансирования реставрационных работ в городе с учетом средств федерального и регионального бюджета составил 9 млрд рублей. С этого года в целях оптимизации расходования средств бюджета КГИОП перешел на трехлетний план реставрации объектов, осуществляемых в рамках расходов комитета. В перечень на 2016-2018 годы включена реставрация 67 объектов культурного наследия. В текущем году на эти работы из городского бюджета выделено 2,4 млрд рублей.
По словам главы комитета Сергея Макарова, финансирование в таком объеме меньше, чем хотелось бы, но работать можно. «В таких ограничительных условиях растет конкуренция среди компаний, работающих по госзаказу. Организации подходят более ответственно к своим обязательствам. Кроме того, проведенный мониторинг показал, что сейчас большинство профильных организаций совмещают реставрационные работы с проведением строительных работ. Очевидно, это связано с необходимостью занять более устойчивую позицию на высококонкурентном рынке», – считает чиновник.
Председатель Союза реставраторов Петербурга Нина Шангина также делает выводы, что 2,4 млрд рублей, выделенных на реставрацию в этом году, лучше, чем ничего. Правда, напоминает, что в 2014-м эта сумма была более 5 млрд рублей. «Мы понимаем, что экономика находится в кризисе, сокращаются объемы финансирования. Тем не менее хочется выразить признательность Смольному за переход на трехлетнее планирование реставрационных работ. Это как-то может упорядочить планировку дальнейшей деятельности самих игроков рынка. Тем более что некоторые работы необходимо выполнять не один сезон», – подчеркивает эксперт.

ЗАКАЗная чистка

Сами игроки рынка также жалуются на уменьшение количества госзаказов из-за кризиса. При этом они напоминают, что некоторые текущие проекты для их коллег в силу различных причин оказались неподъемными.
Глава реставрационной компании «Лапин Энтерпрайз» Алексей Лапин поясняет, что рынок в основном объеме представлен и обеспечен бюджетом и он вместе с ним уменьшается. «Соответственно, часть компаний, разорившись, уходят с рынка. Второе, более печальное изменение состоит в том, что на рынке появились компании с исключительно финансовой ориентацией, когда цель только одна – максимальная прибыль, причем любой ценой. Качество для них не имеет значения», – резюмирует он.
Свое видение текущей ситуации у компании «Меандр». «Игроки на рынке реставрации практически не меняются. Есть основной пул подрядчиков – от крупных до небольших. Городской рынок, на наш взгляд, меняется лишь в части ценообразования, так как у заказчиков, видимо, по указанию сверху наблюдается сегодня серьезная тенденция к сокращению стоимости работ. Данная тенденция логически объяснима экономическими реалиями в нашей стране, но очень труднореализуема при выполнении работ. Дело в том, что цены на материалы, в том числе и на российские, выросли. И это только прямые затраты. Не стоит забывать про налоги, аренду, материально-техническое обеспечение, по которым тоже не наблюдается и, по всей видимости, не будет наблюдаться снижение затрат. Такая тенденция приведет либо к снижению качества работ, так как бизнес не может вестись в убыток, либо со временем к уменьшению количества игроков на рынке реставрации, делают выводы специа­листы «Меандра».
Отметим, что в настоящее время серьезные финансовые проблемы испытывают несколько крупных игроков рынка. В частности, в предбанкротном состоянии находится реставрационная компания «Интарсия». В прошлом году она лишилась контракта на реконструкцию кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, в который планировался переезд Суворовского училища. При этом военные, заказчики тендера, начали взыскивать с «Интарсии» 2 млрд рублей как неотработанный аванс.

Обратные позиции

Специалисты рынка признаются, что действующая схема проведения конкурсов нуждается в коррекции. В частности, заказчик должен ориентироваться не на минимальную стоимость работ, предложенную подрядчиком, а на его профессиональные решения в данном проекте. Кроме того, считают игроки рынка, проводимые конкурсы должны быть максимально прозрачными, что существенно снизит возможную коррупционную составляющую дорогостоящих тендеров.
Между тем у Министерства культуры своя позиция. Несколько дней назад ведомство даже похвасталось конкурсными демпингами. Было отмечено, что в 2011 году снижение цен на торгах при заключении госконтрактов составило всего 1,17%, а в 2013-2015 годах удалось добиться снижения в среднем на 15%, а по отдельным крупным объектам – до 24% от цены, одобренной экспертизой. Подобная политика по снижению стоимости, подчеркивают специалисты Минкульта, обеспечила ежегодную экономию в миллиарды рублей. Стоимость реставрации также была максимально оптимизирована департаментом, а госрасценки и нормативы ни разу не повысились с 2012 года.

рубрика: Наследие
автор: Максим Еланский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.