Издания

Официальная публикация

Аркадий Свирский: «Труднее всего было изменить психологию людей»

Аркадий Свирский: «Труднее всего было изменить психологию людей» Аркадий Свирский: «Труднее всего было изменить психологию людей»
Аркадий Свирский: «Труднее всего было изменить психологию людей»

Из организации, созданной для проектирования предприятий оборонной промышленности, ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС» – Санкт-Петербургский проектно-технологический институт – превратилось в предприятие, на счету которого многие из брендовых объектов Санкт-Петербурга. О том, как это стало возможно и какие цели стоят перед компанией сегодня, рассказал генеральный директор ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС» Аркадий Свирский.

– Какие события в жизни института имели наибольшее значение для его развития?

– Я здесь работаю более 30 лет, и за это время страна изменилась – что уж говорить об отдельном институте. Но если выделять самое значимое, пожалуй, надо упомянуть изменение профиля деятельности и адаптацию психологии наших сотрудников к условиям рынка.

Мы начинали в 1979 году с проектирования оборонных объектов, а сейчас занимаемся проектами жилищного и гражданского строительства (в соотношении примерно 70:30%). Как институт, работающий на оборонную промышленность, мы были очень закрытой организацией, а с выходом на внешний рынок требовалось, чтобы наши работники, скажем так, не боялись общения с внешним миром: заказчиками, согласующими и разрешительными организациями. Это предполагало умение формулировать мысли четко и ясно, аргументировать свои идеи, но быть готовыми и к разумным компромиссам. К этому основному для нас коммуникативному блоку добавились автоматизация, компьютеризация и прочие технические новшества. Но при этом сохранилось то, в чем мы были сильны исторически, – философия генерального проектирования, технология проектирования и т. д.

При советской власти говорилось: «Когда построится коммунизм, надо изменить две вещи: изменить человека и создать изобилие, причем изменить человека намного сложнее». Так вот для нас основным и было изменение психологии людей.

– Есть ли сегодня у вас в разработке очень яркие проекты?

– Для нас все объекты, в проектировании которых мы принимаем участие, являются важными и значимыми, мы не делим заказчиков на первостепенных и второстепенных. По меньшей мере 80% наших проектов можно назвать яркими. Выражаясь футбольным языком, мы находимся в зоне УЕФА: наверное, входим в десятку лучших проектных предприятий Санкт-Петербурга, сотрудничаем с такими именитыми архитекторами, как Евгений Герасимов и Сергей Чобан. И при этом мы остаемся непубличной организацией. А к наиболее яркому, но в то же время сложнейшему объекту, в котором мы принимали участие в последнее время как коллеги генпроектировщика – ООО «Евгений Герасимов и партнеры», можно отнести площадку проектирования конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум» в Шушарах.

– Как бы вы оценили актуальный уровень проектирования в Санкт-Петербурге? Куда идет рынок?

– Сегодня основная болезнь проектных организаций (и не только петербургских) – слабое знание «технологии проектирования», в частности последовательности обмена заданиями между разными специальностями, а их полтора десятка. Нарушение последовательности приводит к браку в работе всех этих специальностей. С одной стороны, у нас достаточно высокий уровень строительных и инженерных решений, нередки архитектурные находки, мы осваиваем новые технологии. А с другой – мы про­игрываем по «философии» производительности труда. Однако мы умеем работать с российской нормативной базой, которая остается основным камнем преткновения, например, для иностранных проектировщиков, привлекаемых к российским проектам.

Второй больной вопрос – кадры. Система подготовки кадров, на мой взгляд, сегодня в стадии обрушения, которое будет только усугуб­ляться. Мое поколение – последнее, которое получило профессиональное образование при советской власти. Но так, как учили меня, я уже научить не могу. Хотя, разумеется, в масштабах института, на своем уровне я борюсь с перечисленными проблемами.

Для этого, к примеру, у нас сохранена традиционная схема организации проектирования: отдел, состоящий из групп (или мастерских), куда входят руководитель, старший архитектор, архитектор, техник и т. д. И в рамках групп, разумеется, происходит обучение более опытными сотрудниками более молодых.

– Любое предприятие, чтобы продолжать существовать, должно думать о развитии. За счет чего может развиваться ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС»?

– К проектному предприятию развитие в том виде, в котором его обычно понимают (увеличение численности, объемов работы, прибыли), неприменимо. В нашем случае развитие – это диверсификация процесса, связанная с тем, что на фоне прогнозируемого с большой долей вероятности свертывания крупных строек более мелкие заказы потребуют иной технологии проектирования и структуры управления. Это первое. Второе – это повышение производительности труда и сокращение внутрипроизводственных издержек. И третье – надо становиться умнее. Это работа с людьми, работа над собой, самосовершенствование. Развитие – это счастье, которое внутри тебя. Внешние факторы не видно. Видно другое: если ты устойчив, несмотря на коллизии, значит, ты развиваешься в правильном направлении. Развитие – это суть жизни проектного учреждения, которое не стационарно, потому что жизнь очень подвижна.

– Кто ваши стратегические заказ­чики?

– Бизнес оперирует только категорией «выгодно/невыгодно», поэтому стратегических партнеров, или заказчиков, нет. И я ничего не делаю для того, чтобы они появились, потому что убежден: стратегические заказчики – вред. Работая с ними, проектная организация становится заложником определенной системы. И потом, если что-то изменится у заказчика, у проектировщика начинаются проблемы с производством. Поэтому, уверен, нужно быть более рыночно ориентированным. Однако у нас есть, конечно, «исторические заказчики» – те, для которых мы проектировали более одного объекта. И таких «исторических заказчиков» у нас около 20.

– Что, на ваш взгляд, стоило бы вернуть из советского периода деятельности вашего института? Чего искренне жаль?

– Единственное, что очень бы хотелось вернуть, – это система подбора управленческих кадров. Сейчас можно попасть на самый верх карьерной лестницы, не имея достаточного багажа. Раньше это было абсолютно невозможно.

Но в целом нынешняя, рыночная экономика мне импонирует больше. Хотя при советской власти мне приходилось решать гораздо более сложные задачи, чем сейчас. Я был, надеюсь, одним из лучших ГИПов нашего закрытого предприятия. У меня были интереснейшие объекты по программе повышения обороноспособности нашей страны. На нас в качестве субпроектировщиков работали 19 проектных институтов по всей стране. Это было действительно масштабно и интересно.

А над чем вам хотелось бы поработать сегодня?

– Поскольку я получил классическое базовое образование, могу построить процесс проектирования чего угодно. И в этом смысле мне все равно, что будет востребовано рынком и на каких именно объектах придется специализироваться нашему институту. Хочется исключительно стабильности.

– С чем связан самый неординарный успех ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС»?

– 10 лет назад я написал либретто мюзикла в двух частях на проектную тему – историю о том, что перед Петрухой была поставлена задача сформировать проектное предприятие, и в силу кадрового голода он должен был переманить к себе на работу гарем Сухова. Так вот, подобрав популярные минусовки, мы силами предприятия этот мюзикл поставили и записали на кассету. Назывался спектакль, как нетрудно догадаться, «Белое солнце пустыни», шел 1 час 40 минут и получил широкое признание в проектных кругах.

– Что для вас как руководителя станет самым желанным подарком к юбилею института?

– Для меня было бы подарком, чтобы и 35-летие, и еще много дней рождения института мы встретили в том же составе. А на коллектив я себя трачу каждый день. Я это чувствую, они это чувствуют, и мы здесь все ходим с улыбкой на лице. У нас не готовится что-то специально к празднику. Когда для людей что-то надо сделать, это делается и так.

МНЕНИЯ

Надежда Виролайнен, руководитель архитектурной мастерской:

– Небольшая организация, куда я пришла 12 лет назад, превратилась в мощный проектный институт, где сосредоточены архитектурно-строительный, инженерный отделы, – они могут решать и выполнять абсолютно любые задачи, поставленные перед нами заказчиком, с учетом современных требований. И это, думаю, объективный повод для гордости. В основном наша организация занимается проектированием общественных и жилых зданий.

Большинство объектов, которые мы проектировали, построено. Можно вспомнить такие неординарные работы, как станция техобслуживания грузовых машин и строительной техники Volvo в Шушарах – там мы сотрудничали со шведскими коллегами и запроектировали административное здание с двумя производственными корпусами. Кстати, во взаимодействии с проектировщиками из Швеции абсолютно не возникало проблем. Напротив, это был очень интересный опыт. Да, им трудно понять наши нормы, необходимость адаптации к ним. Но результат диалога получился очень достойным.

С другой стороны, сейчас две наши архитектурные группы работают над жилым комплексом в пос. Янино вместе с голландскими партнерами. Идет непростой совместный процесс проектирования. Но несмотря на сложности, находится взаимопонимание, и сотрудничество развивается плодотворно.

А если вернуться к наиболее значимым для нас объектам, считаю, наша яркая работа в сегменте общественных зданий – офисный центр на пр. Добролюбова, 16.

Очень интересно было также разрабатывать проект жилого дома с подземной автостоянкой, при проектировании которого предполагалась реконструкция и надстройка исторического здания на Малой Посадской ул., где жил известный эстрадный певец, композитор, поэт Вадим Козин. К сожалению, проект не был воплощен.

За последние 10 лет в нашей отрасли произошли радикальные перемены. И дело не только в появлении новых технических возможностей. Ужесточились требования и сроки. Если 10 лет назад каждую секцию в одном жилом комплексе делал отдельный ведущий архитектор, сегодня весь многосекционный дом – зона ответственности одного ведущего архитектора. И похоже, в таком темпе работает весь город.

Елена Вершинина, ведущий инженер:

– Проектных организаций в Санкт-Петербурге несколько десятков, но, считаю, у нашего института есть уникальные особенности. Прежде всего, у нас очень хороший коллектив – для столь крупной проектной организации, как наша, это большая редкость. Далее, нам свойствен корпоративный дух. Это выражается хотя бы в том, что люди остаются и после рабочего времени, чтобы все успеть вовремя, если мы выпускаем проект в жесткие сроки. И остаются не за доплату, а потому что так надо для общего дела. Наконец, в институте все, абсолютно все делается для сотрудников. Главное – мы обеспечены заказами. Сегодня, когда, думаю, проектные институты ощущают сокращение объемов работы, нас эта тенденция не коснулась.

Нам посчастливилось работать над многими интересными проектами, например такими, как ТРК «Гулливер», «Французский бульвар», «Сити молл», недавно открывшийся «ЭкспоФорум» в Шушарах. Поэтому единственное пожелание в честь юбилея – чтобы наше будущее было не менее ярким, чем наше прошлое и настоящее.

Справка

ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС» начало свою деятельность 29 декабря 1979 года как Санкт-Петербургский проектно-технологический институт в числе «большой девятки» – проектных организаций, работавших на оборонную промышленность СССР. После создания Министерства оборонной промышленности прежнее количество проектных структур стало невостребованным, и Петербургский проектно-технологический институт вышел на свободный рынок.

На старте рыночных реформ в 1990-е годы в институте работали 30 человек, сегодня – почти 150. За все время существования организации штат здесь не сокращали ни разу. В ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС» почти полностью отсутствует текучка кадров, и за 35 лет здесь появилось несколько трудовых династий. «Мы – одна семья», – говорят в институте, подчеркивая, что такая духовная близость среди членов коллектива – редкость для столь крупной проектной организации.

Корпоративный дух и корпоративная культура для сотрудников ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС» не просто абстрактные понятия, но часть их будней и праздников. Каждый год сотрудники института собираются на импровизированные балы, «капустники» на одной из престижных петербургских площадок.

В каждом из районов Санкт-Петербурга можно увидеть топовые объекты, спроектированные в ОАО «ПРОЕКТСЕРВИС». Так, в Приморском районе это ТРК «Гулливер», в Московском – «Французский бульвар», в Выборгском – «Гранд Каньон» и т. д. С некоторыми из них у проектировщиков связаны особенно яркие воспоминания.

ТРК «Гулливер» построен на месте бывшего завода оборонного комп­лекса, и задачей архитекторов было максимально использовать существующие каркасы производственных корпусов. В результате сам торговый комплекс получил необычную конфигурацию, но появившийся вплотную к нему бизнес-центр придал этому объекту законченный вид.

ТРК «Гранд Каньон» стал первым в Северной столице торговым комплексом премиального класса. И по желанию заказчика он был запроектирован так, что места общего пользования (холлы, лифтовая зона, траволаторы и пешеходные галереи) и внутреннее торговое пространство примерно равны по площади. Как отмечают проектировщики, это позволило создать торговые площади принципиально иного качества, нежели были в городе на тот момент.

Машиностроители увеличили габариты

Машиностроители увеличили габариты Машиностроители увеличили габариты
Машиностроители увеличили габариты

В октябре ООО «Пушкинский машиностроительный завод» – структурная единица Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» – вновь вошло в число предприятий, работающих на обеспечение строительства Западного скоростного диаметра. До конца года завод должен поставить 469 тонн металлоконструкций временных мостовых опор ЗСД. 

Качество плюс эстетика

Заявка от одного из генеральных подрядчиков – итало-турецкой компании ICA («Асталди Ичташ») – потребовала довольно серьезной предварительной подготовки, признают на заводе. «Пришлось дополнительно аттестовать сварщиков в части производства мостовых конструкций, а также работников службы качества. Сейчас проходит обучение производственно-управленческий персонал. По требованию мостовой инспекции были проведены ревизия и настройка сварочного оборудования для обеспечения необходимого уровня качества сварочных работ», – рассказал Алексей Пальцев, директор по производству Пушкинского машиностроительного завода.

Создание металлоконструкций временных опор для ЗСД стало серьезным вызовом для предприятия. Это крупногабаритные изделия: размеры одной секции составляют 8х5х5 м. Для выполнения подобного рода заказов необходимо обладать соответствующими мощностями, высокотехнологичным оборудованием и подготовленными кадрами. Все это в полной мере наличествует на Пушкинском машиностроительном заводе.

Заказчик предъявляет повышенные требования к точности обработки изделий, что обусловило трехуровневый контроль качества: со стороны специалистов службы качества завода, мостовой инспекции и собственно приемочный контроль заказчика. Для оценки прочностных характеристик сварочные швы подвергаются ультразвуковой дефектоскопии. Кроме того, компания «Асталди Ичташ» делает акцент на эстетике внешнего вида продукции.

«Участие в столь крупном проекте, как ЗСД, с одной стороны, ко многому обязывает, а с другой – способствует повышению нашего профессионализма, что для нас несомненный плюс. Более того, понимание меры ответственности в исполнении этого заказа очень дисциплинирует персонал», – подчеркнул Алексей Пальцев.

К слову, это не первый опыт Пуш­кинского машиностроительного завода по изготовлению металлоконструкций для Западного скоростного диаметра. Предприятие уже поставляло на крупнейший инфраструктурный проект Северной столицы пространственные арматурные каркасы для буронабивных свай.

Импортозамещение как стратегия

Важно, что завод действительно нацелен на дальнейшее развитие: за последние два года предприятие, которое в этом месяце отмечает 95-летие, было серьезно модернизировано. Сегодняшнего парка оборудования достаточно для выпуска продукции по трем направлениям: металлоконструкций, буровых инструментов и оборудования, а также анкерной продукции.

При этом завод работает не только на внут­ренних заказчиков, входящих в структуру Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», но и на внешний рынок. «За три года у нас появились прокатный стан и установки обработки током высокой частоты, увеличилось число станков с числовым программным управлением (ЧПУ), ленточнопильных станков, была приобретена установка термодиффузного цинкования и пр. В ближайших планах – расширение парка станков с ЧПУ еще на 12 единиц, установка приточно-вытяжной вентиляции, современного отделочного оборудования – например, автоматических камер дробеструйной обработки», – рассказал Алексей Попков, главный технолог анкерного производства.

С 2010 года предприятие неизменно наращивает объемы выпуска продукции. Так, если в 2010 году было произведено 12 тыс. м анкеров, то в 2011 году – уже 24 тыс. м, в 2012 году – 124 тыс. м, а в 2013 году – 424 тыс. м. В перспективе же планируется выйти на показатель 3 млн м анкерной продукции в год. «Это стало следствием последовательной реализации наших стратегических планов по импортозамещению анкерной продукции. Можно сказать, что мы опередили время, начав работу над этой модной нынче темой еще в 2009 году», – уточнил Алексей Попков.

Анкерная технология на тот момент активно применялась во многих странах мира, но не в России, хотя и существовала такая потребность; очевидной необходимость применения этой технологии стала ввиду строительства олимпийских объектов. Анкеры производства Пушкинского машиностроительного завода, действительно, нашли свое применение на многих стройках в Сочи. Но что еще важнее – спрос на анкерную продукцию будет только увеличиваться, особенно в условиях, когда западные производители на фоне роста курса евро становятся менее конкурентоспособными для российского потребителя. «Буквально на днях мы закончили составление программы производства для нужд подразделений компании в южном регионе: горнолыжного кластера в Красной Поляне и инженерной защиты газопровода «Южный поток», – сообщил Алексей Попков.

Сегодня предприятие поставляет также анкеры на укрепление федеральных автодорог. В этом году впервые ОАО «РЖД» по предложению ООО «Пушкинский машиностроительный завод» апробировало анкерную технологию при укреплении железнодорожного полотна – и она дала хорошие результаты. Новые возможности, по мнению руководства предприятия, могут появиться при применении анкерной продукции в метростроении.

Не менее привлекательные перспективы на заводе прогнозируют для направления по выпуску буровых инструментов и оборудования. Предприятие идет по пути усложнения сортамента в условиях серийного выпуска наукоемкой продукции. «Можно выпускать металлоконструкции различной конфигурации, каждый раз изобретая что-то новое. Но серийная продукция дает наибольший эффект за счет увеличения производительности труда, снижения производственных издержек, а значит, себестоимости продукции», – прокомментировали на Пушкинском машиностроительном заводе.

В 2014 году здесь налажен выпуск шнеков (диаметром от 300 до 800 мм) для технологии бурения с измельчением грунта. Примечательно, что шнеки выпускаются в комплектации с замками собственного производства. Сегодня серьезные объемы бурового инструмента поступают на рынок из других российских регионов (например, с Урала), а также из-за рубежа. «Мы поставили перед собой задачу стать главным игроком на рынке Севера-Запада среди изготовителей бурового инструмента», – заявил Алексей Попков. «Мы постоянно анализируем, какой еще новый вид продукции мы могли бы предложить рынку, исходя из того, что, во-первых, этот вид пока не очень известен потребителям и, во-вторых, над его разработкой или совершенствованием работают профильные научно-исследовательские институты. Взаимодействие с НИИ у нас налажено уже давно», – рассказали на заводе. В техническом отделе предприя­тия работают 10 конструкторов, в задачи которых входит как постоянное общение с научно-исследовательскими учреждения­ми, так и разработка нормативно-технической документации в зависимости от требований потребителя.

Пять японских нулей

ООО «Пушкинский машиностроительный завод» – предприятие, на котором внедрена многоступенчатая система конт­роля качества продукции. «Мы следуем японским принципам подхода к качеству, известным как «подход пяти нулей», – сообщил Алексей Попков. Суть «нулей» в том, чтобы не принимать брак, не делать брак, не создавать условия для возникновения дефектов, не передавать дефектную продукцию далее и, наконец, не повторять своих ошибок. «В русле этого подхода мы получили в нынешнем году сертификат на соответствие системы менеджмента предприятия требованиям международного стандарта ISO, прошли сертификацию в Росстандарте и удовлетворяем требованиям итальянской сертификации», – рассказал Алексей Попков.

Нынешний год для ООО «Пушкинский машиностроительный завод», как и для других российских производителей, выдался сложным. Однако спрос на продукцию завода постоянно увеличивается, и уже в следующем году предприятие прогнозирует рост объемов производства.