Для среднестатистического покупателя квартиры в первую очередь важно, чтобы жилье было недорогим и комфортным.
ГК «РосСтройИнвест» исповедует подход более комплексный – эти аспекты для компании стоят наряду с архитектурой зданий. Как проектировать дома, чтобы они радовали глаз и были комфортными для проживания, рассказал генеральный директор ООО «ЯРРА Проект» Михаил Копков.
– Какие жилые комплексы, спроектированные «ЯРРА Проект», сейчас находятся на этапе строительства?
– Возводится жилой квартал, а вернее жилое образование «Золотые купола». На завершающем этапе – «Город мастеров» в Калининском районе. Скоро там будет сдана первая очередь, в конце этого года – вторая. Для «Кремлевских звезд» в Московском районе полным ходом идет строительство. В ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» ведется строительство первого этапа и начинаются работы по второму.
– Расскажите подробнее об этом проекте. На что сделан акцент в этом жилом комплексе?
– Это жилой комплекс комфорт-класса в Невском районе Петербурга. Кстати, многие, увидев его, уверены, что это дома бизнес-класса. Он градостроительно связан с другим нашим проектом – «Князь Александр Невский» – они находятся на берегу Невы и являются высотными акцентами. Строящийся комплекс находится на излучине реки, где открывается очень красивый вид. Комплекс состоит из двух домов – «Петр Великий» и «Екатерина Великая», достигающих высоту 100 и 75 м соответственно. В архитектуре «Петра» и «Екатерины» преобладает неоклассика. Создавая этот проект, мы продолжали работу над строительством тематических корпусов, посвященных истории, традициям Санкт-Петербурга и России.
– От городских проектов перейдем к областным. Расскажите о так называемом мини-городе в Сертолово – жилом комплексе «Золотые купола».
– Он рассчитан на 8 тыс. жителей, для которых построят около 300 тыс. кв. м жилья. Это малоэтажное строительство – четырехэтажные дома. Проживание в невысоких зданиях более естественно для человека, если речь идет о пригородах.
Этот проект мы начали разрабатывать с ППТ и далее сделали планировочное решение, целью которого было создание пространства для наиболее гармоничного проживания человека. В планировочной структуре мы использовали радиальную систему.
В ее центре будет находиться церковь, проектированием которой мы сейчас занимаемся. Она будет доминантой жилого образования, ее силуэт будет виден с шоссе. Высота колокольни церкви – около 30 м. Благодаря размеру купола и отсутствию колонн внутри церкви будет ощущение воздушности и устремленности ввысь. Кроме того, при проектировании комплекса мы постарались вынести все парковочные места вне дворов, чтобы его жителям было комфортно проводить там время. В каждом дворе есть детская игровая площадка, удобные места для отдыха и прогулки. Также мы планируем сделать велосипедные дорожки.
– Во время закладки камня в ноябре 2014 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко указал, чтобы новый проект строился комплексно – одновременно со школами и детсадами. Выполняется ли это поручение?
– Конечно. Здесь будет школа и два детсада. Первый, на 240 мест, уже строится: там собирается коробка здания, началась работа с инженерными сетями. Также мы приступили к проектированию школы на 825 мест.
– Помимо соцобъектов и жилья что еще будет построено в «Золотых куполах»?
– Торгово-развлекательный центр, проект сейчас проходит экспертизу. В нем будет объекты торговли, офисы, фитнес-центр с бассейном. Для детей мы построим парк с безопасными детскими аттракционами. Не стоит забывать, что застройка буквально утопает в зелени – она окружена лесом. Ну и визуальная составляющая – на жилых домах будут установлены более 40 золотистых куполов из нержавеющей стали, покрытой нитритом титана. Часто по этой технологии изготавливаются купола храмов. Несколько куполов уже установлены, и видно, как в них отражается небо. Кстати, изготовлены они на одном из предприятий «РосСтройИнвеста» – ЗАО НПФ «МиК».
– Слушая о таких необычных проектах, хочется спросить: такие идеи – это вдохновение или все же больше анализ, изучение ситуации?
– Интуиция, конечно, должна присутствовать, но во всех своих работах я стараюсь решить очень важный вопрос – соотношение традиции и современности. Не хочется, чтобы новые проекты были оторваны от нашего наследия. В этом смысле мне всегда нравилась Япония. У них во всем присутствует что-то национальное. Хотелось бы, чтобы такая практика применялась и в Петербурге, Ленобласти. Например, если бы мы поставили в «Золотых куполах» высотные дома, то нарушили бы гармонию слияния с природой.
– К слову об этажности. По новой редакции Проекта землепользования застройки высотность зданий в Петербурге будет ограничена до 40 м. Согласно ли вы с этим нормативом?
– Это очень спорный вопрос, который именно затрагивает традиции архитектуры и градостроительства Санкт-Петербурга. Наши прадеды сумели создать неповторимый запоминающийся силуэт нашего города. Для такого современного и развивающегося мегаполиса, как Санкт-Петербург, высотное домостроение просто необходимо. Это не нарушает его традиций, силуэт Санкт-Петербурга создают такие доминанты, как Исаакиевский собор, шпиль Петропавловской крепости, здание Главного Адмиралтейства. Дополнительные ограничения только осложняют работу архитектора и не позволяют ему создавать комплексы с выразительным силуэтом. Мне кажется, что в новых районах города не хватает высотных акцентов.
– Бытует мнение, что из-за кризиса заказчики начинают экономить на некоторых материалах и видах работ. Заметили ли вы это?
– Мы стараемся применять материалы и оборудование отечественных производителей, которые по многим параметрам не уступают импортным, но в то же время имеют устойчивые цены.
– Вы проектируете жилье почти 40 лет. Как изменились проекты за это время?
– Появились новые материалы, а значит, и новые возможности. Пришла эпоха монолитного домостроения, чего в советское время практически не было. Возникли новые технологии в проектировании, появились новые возможности в 3D-моделировании объектов, новые расчетные программы. Но при этом ничто не заменит умение архитектора рисовать. Выражение своей идеи и образа сооружения в рисунке должно навсегда остаться в арсенале профессии. Также остается и макетирование – так, помимо 3D-модели хочется сделать макет, в котором можно наиболее полно прочувствовать объем здания, особенно когда ты делаешь скульптурную композицию.
Если вспоминать мои любимые проекты, то один из них – ЖК «Земляничная поляна», он гармонично вписался в ландшафт, окружен лесом, недалеко есть озеро. Комплекс получился ярким и строгим.