Издания

Официальная публикация

Доходный дом Евгения Кавоса на Большой Монетной улице признан памятником регионального значения

дом Кавоса дом Кавоса
Доходный дом Евгения Кавоса на Большой Монетной улице признан памятником регионального значения
Источник: https://www.gov.spb.ru/

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом Е.Ц. Кавоса» (Большая Монетная ул., д. 10, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.


В 1896 году на данной территории по проекту зодчего, профессора-руководителя мастерской Императорской Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа был построен особняк для надворного советника и директора горнозаводского общества, инженера Евгения Цезаревича Кавоса, сына академика архитектуры Императорской Академии художеств Цезаря Альбертовича Кавоса и внука известных столичных зодчих Кавосов.

Особняк являлся одной из первых и наиболее весомых построек при становлении модерна. Дом Е.Ц. Кавоса выделялся на фоне поздней петербургской эклектики чёткостью и укрупненностью форм, сдержанностью и утонченностью, тщательной проработкой деталей.

Историк архитектуры Б.М. Кириков отмечает, что «постройка характерна отходом от эклектических стереотипов необычным для петербургской архитектуры чувством формы... Леонтий Бенуа выступил с позиций мастера старой школы, откликающегося на свежие веяния. Он опирался на опыт «кирпичного стиля» и вместе с тем, по его собственному признанию, «вдохновился» одной виллой во Франции, которая ему «очень нравилась». Выбор прообраза представляется вполне естественным, учитывая французские корни архитектора и его тягу к культуре этой страны» [Архитектура    петербургского    модерна.    Особняки    и    доходные дома / Б.М. Кириков. - [Изд. 6-е.] - Санкт‑Петербург: Коло. 2017]

В конце XIX – начале XX веков в особняке бывали И.Е. Репин, А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, А.Ф. Кони, И.И. Толстой, которые неоднократно посещали акварельные вечера Е.С. Зарудной-Кавос, жены Е.Ц. Кавоса. В начале XIX века в доме проживали историк Иван Михайлович Гревс, географ Эмилий Францевич Лесгафт и ученый-энергетик Генрих Осипович Графтио.

Следующим этапом стала кардинальная трансформация особняка в 1907-1912 годах в доходный дом, выполненная по проекту архитектора, ученика и помощника Л.Н. Бенуа – Василия Андросова. Эта перемена функции наглядно отражала период урбанизации столицы. Перестройка предусматривала надстройку и расширение здания как по Каменноостровскому проспекту и Большой Монетной улице, так и его дворовой части.

Осенью 1907 года здание стало одним из пяти призёров в «конкурсе на красоту домов», организованном при Городской управе.

В 1914 году в одной из квартир дома Е.Ц. Кавоса прима-балерина Мариинского театра Матильда Феликсовна Кшесинская на свои средства устроила лазарет на 20 кроватей для тяжело раненых.

Дом Е.Ц. Кавоса является подлинным образцом архитектуры Петербургской столицы рубежа XIX-XX веков, сочетающим в себе элементы старой архитектурной школы, кирпичной архитектуры и «новофранцузского» стиля. Значительную историко-архитектурную и эстетическую ценность представляет сохранившееся архитектурно-художественное решение фасадов, соответствующее первоначальному замыслу архитекторов.

Дом сохранил особенности исторического конструктивного решения, в том числе конструкции лестниц, световых фонарей, воротных проездов, ризалитов, завершающихся шатрами. В интерьере сохранились подлинные элементы декора: исторические покрытия полов, живописная отделка, мраморные колонны, металлодекор и оконные заполнения.

Благодаря своему выразительному и запоминающемуся облику, сформированному в период с 1896 по 1912 годы, дом Е.Ц. Кавоса неоднократно являлся площадкой для съемок известных кинокартин. Парадная лестница дворового флигеля попала в объектив режиссёров фильмов «Неоконченная повесть» 1955 года и «Ленинград. Ноябрь» 1990 года. На кадрах отчетливо прослеживается сохранившаяся отделка стен и кованое ограждение лестничных маршей. В фильме «Колье Шарлотты» 1984 года и фильме «Сестры» 2002 года съёмки проводились во внутреннем большом дворе и на Большой Монетной.

В начале 1970-х годов в цокольном этаже главного дома со стороны Каменноостровского проспекта располагался пивной бар «Руно», в народе именуемый «Кирпич», благодаря своим интерьерам с открытой кирпичной кладкой.

В настоящее время здание сохраняет жилую функцию.

автор: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
источник: АСН-инфо

Новую типологию жилой застройки обсудили на форуме проектировщиков Подмосковья

благоустройство благоустройство
Новую типологию жилой застройки обсудили на форуме проектировщиков Подмосковья
Источник: https://mosreg.ru/

В Центральном Доме архитектора состоялся традиционный V Форум проектировщиков Московской области, более 200 участников обсудили актуальные требования к проектно-разрешительной документации и новую типологию жилой застройки – кластеры ИЖС, сообщает пресс-служба Комитета по архитектуре и градостроительству Подмосковья.


«Задача по разработке программы комплексного развития территорий была обусловлена проблемой большого объема ветхого и аварийного жилья, которое располагается на территории региона. Это 10% от общего объема жилого фонда. Соответственно, основная цель, которая перед нами стояла - это сокращение ветхого и аварийного жилья, а также создание комфортных условий проживания для наших граждан и качественное обновление городских территорий», - сказала заместитель министра жилищной политики Московской области Ольга Иванникова.

Комитет по архитектуре и градостроительству региона оптимизировал состав мастер-плана для принятия решения о комплексном развитии территории. Документ должен содержать сведения о местоположении, площади и границах территории, подлежащей комплексному развитию, перечень объектов капитального строительства, а также сведения о предельных параметрах планируемого развития.

«Мастер-план - это исключительно ответственный документ. В результате мы получаем решение о комплексном развитии территории и начинаем взаимодействовать с жителями. Мы не просто говорим: "Ваш ветхий дом снесут". Мы должны ответить жителям на ключевые вопросы: в какие школу и детский сад пойдут дети, где будут располагаться поликлиника, паркинги, объекты социального обслуживания, и, наконец, какие именно дома будут построены», - сказала главный архитектор Московской области Александра Кузьмина.

Еще одной ключевой темой форума стала новаторская идея создания на территории Подмосковья кластеров индивидуальной жилой застройки. Принцип кластеров ИЖС заключается в создании нового цивилизованного формата малоэтажной жилой застройки.

«Это новый сегмент, который мы планируем внедрить, и которым сейчас не может похвастаться ни один регион России, во всяком случае, в виде массового строительства. По сути, кластеры ИЖС - это группа территорий площадью не менее 100 гектаров, связанных дорожной и инженерной инфраструктурами. Но самое главное, что нам дает кластерный подход - это возможность обеспечивать жителей всеми необходимыми объектами социальной инфраструктуры», - добавила Александра Кузьмина.

Традиционная тема, получающая высокий отклик среди проектировщиков и архитекторов, коснулась порядка согласования архитектурно-градостроительного облика объектов, размещаемых на территории региона. Комфортная городская среда не представляется возможной без современных, качественных проектных решений и детально проработанного благоустройства. За 2021 год Мособлархитектурой выдано порядка 900 свидетельств о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. На сессии рассмотрены успешные кейсы и разобраны типичные ошибки, возникающие при подготовке документации.

На примере логистического комплекса, планируемого к размещению в Ленинском городском округе, участникам  продемонстрировали тенденцию развития промышленных кампусов по принципу «Light Industrial».

«Промышленные предприятия – довольно крупные объекты, занимающие большие пространства в городской среде или за ее пределами. Такие объекты невозможно визуально игнорировать. Объекты промышленного назначения ничуть не уступают по своей значимости и масштабам социальным, общественным и жилым объектам, над архитектурой которых мы успешно работаем. Примеров красивой качественной промышленной архитектуры пока еще не много. Сейчас стремимся четко обозначить, что пром – это тоже очень важно», - сказал руководитель архитектурного бюро «Лабва Про» Станислав Кулиш.

Видео запись программы V Форума проектировщиков Московской области доступна по ссылке.

источник: АСН-инфо
автор: Правительство Московской области