Издания

Официальная публикация

№1 (932 )
21 февраля 2022

Государство проведет аукционы на реконструкцию зданий

С 1 января 2008 года государственные закупки на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции могут проводиться только через аукцион.

Участники рынка опасаются, что такой способ госзаказа может привести к серьезным проблемам. В пятницу Совет Федерации утвердил поправки к Закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в редакции согласительной комиссии. Месяц назад верхняя палата парламента отклонила этот документ.

По словам сопредседателя комиссии, руководителя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, кардинально законопроект не изменился. Одной из самых значительных поправок после согласительной комиссии стала норма о заказах на капитальное строительство, ремонт и реконструкцию. Заказывать такие услуги можно только через аукцион вне зависимости от суммы. "Это обусловлено тем, что все параметры строительства, в том числе и сроки, определены в проектной документации", - считает он.

В аппарате одного из комитетов Госдумы говорят, что инициатива принадлежала Администрации Президента РФ. Между тем, по мнению директора "Ассоциации предприятий дорожного комплекса Северо-Запада" Юрия Агафонова, польза нововведения сомнительна. "Аукцион предусматривает, что заказчик устанавливает стартовую цену, а выигрывает тот, кто предложит наименьшую сумму, - говорит он. - Проблема в том, что аукцион - это азарт, игра, и есть вероятность дойти до абсурда. А потом под эту абсурдную сумму надо будет составлять смету. Во время открытых торгов все скидки, напротив, просчитываются и обосновываются заранее".

Сомнения эксперта вызывает и то, что подрядные торги в форме аукционов в других странах не проводятся - опыт проведения аукционов относится исключительно к продаже товаров или имущественных прав, а не заказу дорожно-строительных работ.

В прошлый раз поправки к закону о госзаказе рассматривались Советом Федерации месяц назад. Однако тогда парламентарии посчитали, что отдельные положения закона требуют уточнения и изменения. В поправках, утвержденных в пятницу, уточняется, что цена при государственных закупках является твердой и не может меняться, за исключением особых случаев, - например, долгосрочных контрактов на срок более 3 лет и сумму свыше 10 млрд рублей для федеральных нужд (для нужд субъекта - 1 млрд, муниципалитета - 500 млн). Кроме того, объем работ после заключения контракта заказчик может изменить не на 5, а на 10%.

Необходимость увеличить этот процент была обоснована в обращении, отправленном в Федеральное собрание петербургскими бизнесменами еще в феврале. По мнению Юрия Агафонова, обращение стало одной из причин того, что Совет Федерации первый раз отклонил поправки к закону о госзаказе. "К примеру, очень часто при проведении дорожных работ появляются непредвиденные объемы, не предусмотренные контрактом", - говорит Юрий Агафонов.

Деловой Петербург

Строительному комплексу РФ нужна новая научно-техническая база

В строительном комплексе РФ нет современной дееспособной научно-технической базы, способной решать текущие и перспективные задачи отрасли, заявляют участники рынка.

Вопрос «О состоянии научно-технического комплекса в строительстве» в ходе выполнения приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» обсудили Ассоциация Строителей России и Комиссия по строительному комплексу Совета Российского Союза Промышленников и Предпринимателей по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям.

С начала 90-х годов прошлого столетия в отрасли не ведутся масштабные поисковые и задельные научно-исследовательские работы, а также экспериментальные разработки. В строительстве применяется все меньше отечественных технологий и материалов. Отрасль попадает в техническую и технологическую зависимость от иностранных разработчиков научно-технической продукции, отметили участники рынка.

Сегодня в стране в различной юридической форме существуют 182 специализированные организации, основным видом деятельности которых являются научные исследования для строительства. Но в подавляющем большинстве этих организаций отсутствует современная экспериментальная база, а также соответствующие приборы и оборудование. Собственных средств на обновление и развитие экспериментальной базы у научно-исследовательских организаций нет и в ближайшее время не будет.

Как заявляют эксперты, причина в том, что российский строительный бизнес в основной своей массе еще не готов вкладывать средства в отраслевую науку, а бюджетное финансирование минимальное.

Решено создать рабочую группу по подготовке предложений в Правительство Российской Федерации о создании в рамках приоритетных национальных проектов комплексного Научно-технического центра гражданского строительства.

Квадрум. Журнал