Издания

Официальная публикация

№1 (932 )
21 февраля 2022

Форум жилищно-коммунальной сферы. Итоговый обзор

В Колонном зале Дома Союзов прошел Форум жилищно-коммунальной сферы и инвестиционно-строительной деятельности, организованный Советом Федерации ФС РФ при участии Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства экономики РФ, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Российского Союза строителей, Международного экономического фонда, при поддержке Вольного экономического общества Москвы, Вольного экономического общества России, а также Инвестиционно-строительного конгресса, Международного союза экономистов. В работе Форума приняли участие члены Правительства РФ, представители московских и региональных властных кругов, крупнейших строительных компаний, а так же предприятий, работающих в сфере ЖКХ.

С приветствием участников выступил Председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов. Глава верхней палаты парламента отметил, что главная цель политики нашей страны – это обеспечение каждого россиянина жильем. «На сегодняшний день далеко не каждый гражданин может позволить себе собственное жилье, – заявил г-н Миронов. - Это серьезная проблема, требующая безотлагательных мер в изменении существующих механизмов приобретения жилья. Механизм ипотеки в нашей стране отлажен не до конца. Всего лишь 20% населения в реале могут воспользоваться ипотекой. А что делать остальным 80-ти? Процент в ипотечном кредитовании достаточно высок, и потому нужно обеспечить доступность покупки жилья в собственность».

Наряду с этими проблемами Сергей Миронов отметил низкий уровень государственной поддержки молодых семей. «Отсюда и наболевшая проблема современного общества - «отложенный ребенок», – отметил Председатель СФ. - Для выхода из демографического кризиса государство должно взять на себя часть расходов в приобретении жилья молодыми семьями. Существует множество различных схем такой помощи со стороны муниципальных властей. К примеру, в Оренбургской области в одном из сельских районов за последний год рождаемость повысилась в три раза благодаря механизму процентного погашения кредита с рождением каждого последующего ребенка в семье. После рождения четвертого ребенка кредит погашается полностью. В Татарстане 50% ипотечного кредита погашает государство, в Нижегородской области также выделяется значительная сумма из регионального бюджета на эти же нужды», - привел примеры г-н Миронов.

Председатель Совета Федерации призвал всех к четкому осознанию, что без строительства социального жилья решить вышеперечисленные проблемы невозможно. Социальное жилье – это квартиры, которые государство сдает в собственность остро нуждающимся слоям населения, а в последствии (в идеале) и всем желающим.

Альтернативой ипотечному кредитованию, детищу американских структур, могут стать строительные сберегательные кассы, успешно функционирующие в европейских странах. Сберегательные кассы – это отдельные кредитные учреждения, находящиеся под полным контролем государства, где каждый гражданин может накапливать свои сбережения для покупки жилья. К сожалению, и созданный для защиты инвесторов 214-ФЗ тоже не работает в полной мере. Проблема обманутых дольщиков наиболее актуальна и по сей день.

В целом Председатель Совета Федерации обобщил проблемы по трем направлениям:
1. Необходимо усилить государственную поддержку граждан, которые сами не в состоянии купить себе жилье.
2. Стимулировать новые механизмы приобретения жилья.
3. Проблема цены и качества строительных материалов, в частности дефицит и качество цемента.

Резюмируя свое выступление, Сергей Миронов отдельно остановился на проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Реформа ЖКХ длится уже более 15 лет, но существенных изменений мы так и не добились. Цены растут, а качество остается прежним. На существующее мнение, что рынок должен формировать потребитель, а не чиновник, может произойти подмена государственной монополии частной, что не гарантирует лучшие результаты. Частный бизнес все равно должен находится под контролем государства» - отметил Миронов.

Министерство регионального развития на Форуме представлял заместитель министра Сергей Круглик. В своем докладе он обозначил предстоящие планы по реформированию законодательства в строительной отрасли. «Минрегионразвития сейчас в стадии завершения длительных преобразований в области ЖКХ. Осталось пересмотреть 17 законов и, главным образом, сформировать особые процедуры ценообразования. Также во всех регионах РФ должен быть сформирован трехлетний план ликвидации перекрестного субсидирования» - пояснил  заместитель министра.

Более 1 млн. га земли можно выделить под строительство жилья в крупных российских городах за счет земель сельхозназначения, заявил замглавы Минрегионразвития РФ. «Есть территории, которые принадлежат сельскохозяйственным предприятиям или научным предприятиям и якобы используются для научной деятельности. Это более 1 миллиона гектара земли по всей стране, которые находятся в пределах городской черты или рядом с ней».

По словам Сергея Круглика, для отвода таких земель под строительство жилья должны создаваться специальные комиссии с участием региональных властей. Он также отметил, что земля должна переходить во владение региональных властей для строительства жилья, подчеркнув, что понимает под региональными властями и муниципалитеты.

Государство ставит перед собой цель – обеспечить ввод жилья в объеме 72 млн кв. метров. И это вполне достижимые цели. «К 2020 году 65% населения России будут иметь жилье. Все начиналось с 9% , сейчас уже 17%. Заданный темп, надеюсь, не изменится», - отметил г-н Круглик.

Президент Российского Союза строителей Виктор Забелин уверил планка – ввод жилья объемом до 80 млн кв. метров – вполне реализуема. «Несмотря на существующие проблемы в строительном комплексе вся деятельность строителей направлена на улучшение качества строительных работ и повышение ответственности стройпредприятий. Проблем сегодня огромное множество, условно их можно разделить на две самые очевидные: проблема качества строительных материалов и дефицит квалифицированных кадров. Российский Союз строителей считает единственным гарантом повышения ответственности и качества продуктов - введение саморегулирования в строительстве. Основным «идеологическим» принципом саморегулирования должна стать защита интересов отечественного строительного комплекса, в первую очередь – его региональных представителей. Разработанная Российским Союзом строителей модель саморегулирования включает два уровня. Региональный уровень, ответственный за допуск строительных компаний на рынок – формируется на базе существующих региональных объединений строителей, хорошо знающих участников рынка в своем регионе. Общие правила, требования и стандарты к членам СРО, а также контроль за их исполнением возлагаются на саморегулируемую организацию общероссийского уровня. Будет создан Надзорный орган, осуществляющий контроль и процедуру наказания. Саморегулируемая организация будет нести субсидиарную ответственность, то есть в случае непогашения ущерба, нанесенного государству или покупателю недобросовестной компанией, СРО выплатит убытки из средств Компенсационного Фонда. Это особенно важно в сложившейся ситуации с обманутыми дольщиками».

Главная задача всего строительного сообщества – это реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Одним из условий выполнения проекта является обеспечение строительного комплекса Российской Федерации достаточным количеством специалистов. Реализация нацпроекта невозможна без решения одной из самых главных проблем строительной отрасли – дефицита рабочих кадров и грамотных менеджеров. Российский Союз строителей давно обеспокоен проблемами подготовки кадров строительной отрасли. «Эту проблему нужно решать совместно с Правительством РФ. За основу можно взять опыт европейских стран, где государство берет на себя финансирование учебных заведений, проводящих аттестацию и переквалификацию специалистов строительного комплекса, а строительные компании платят за обучение своих сотрудников. Только переход строителей, изыскателей и проектировщиков на саморегулирование позволит значительно улучшить работу строительного комплекса, повысить ответственность строителей перед государством и заказчиками, поможет достичь уровня работы строителей передовых стран Европы и Америки»,  -  резюмировал Президент РСС

Своими мыслями по проблемам ЖКХ и инвестиционно-строительной деятельности поделились Председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Олег Толкачев и генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. «На сегодняшний день в работе Фонда задействованы 49 субъектов Федерации. Подано еще 12 заявок на общую сумму 8 млрд. рублей. Это значит, что более 7 тысяч многоквартирных домов будут отремонтированы и расселено 123 аварийных домов. А это значит, что 1 млн граждан РФ улучшат свои жилищные условия», - пояснил г-н Цицин.

В рамках Форума также прошла торжественная церемония награждения победителей отраслевого Конкурса «Лучшее Предприятие XXI века» в сфере строительства и ЖКХ, проводимого Вольным экономическим обществом Москвы.

Подготовлено пресс-службой Российского союза строителей

В конкурсе на «Надземный экспресс» – лучшие мировые имена

Сегодня в Зале инвестиционных проектов состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе на право строительства и последующей эксплуатации Надземного экспресса в Санкт-Петербурге. После road show, проведенного в феврале 2008 г. в Лондоне, на квалификационный этап конкурса было подано 6 заявок. Имена претендентов были оглашены сегодня вечером в присутствии губернатора города Валентины Матвиенко.

Первым подал заявку концерн Mitsui&Co. Ltd. (Япония), выступающий единолично. В случае успеха Mitsui может пригласить в проект ряд компаний-партнеров, сказал корреспонденту АСН-инфо представитель Mitsui Йосихико Ишии.

Вторая заявка поступила от консорциума «Ансальдо. Транспортные Железнодорожные системы» в составе Ansaldo Transporti (Италия), Skoda (Чехия), ATM Milano (Италия) и Soares de Costa Group (Португалия).

Третью заявку подал консорциум «Южный экспресс», сформированный Alstom, Bouygues Traveau Publique, Transdev (Франция) и российским ОАО «Мостоотряд-19».

Четвертый участник в порядке поступления заявок – консорциум «Стрельна Экспресс» в составе Bombardier (Канада) и Vinci (Франция).

Пятым подал заявку альянс «Экспресс Северной Столицы» в составе российского холдинга «Базовый элемент», Внешторгбанка и германских Siemens и Strabag.

Шестая заявка поступила, по словам председателя конкурсной комиссии Дениса Козлова, поступила в последний момент из Лондона от Hammonds Construction Group.

«Когда мы проводили road show в Лондоне, к проекту был проявлен интерес, но такой активности мы не ожидали», - призналась Валентина Матвиенко. По словам губернатора, в списке претендентов представлены практически все ведущие мировые компании, производящие надземный рельсовый транспорт. «Это будет первый в стране проект строительства такого вида транспорта на основе частно-государственного партнерства», - подчеркнула губернатор.

Как отметил Денис Козлов, правительство города было настроено на приглашение к конкурсу именно тех компаний, которые зарекомендовали себя в мире как лучшие производители транспорта, а не просто «людей с большими деньгами». «Мы сразу дали понять, что это будет честное, абсолютно прозрачное соревнование», - подчеркнул Д.Козлов.

Конкурсная комиссия, в состав которой вошли сотрудники нескольких комитетов Смольного, а также представители компаний-консультантов и проектировщиков, к 30 апреля рассмотрят заявки на соответствие конкурсным условиям. 5 мая будет оглашен окончательный список претендентов.

В дальнейшем, как разъяснила губернатор, представленные проекты будут оцениваться по множеству параметров по балльной системе. Будут учитываться как финансовые условия, предложенные претендентами, так и эксплуатационные характеристики производимого ими надземного транспорта, а также параметры шумовой нагрузки и воздействия на окружающую среду. Имя компании-победителя конкурса будет оглашено 25 ноября.

По словам В.Матвиенко, в ходе конкурса будет рассматриваться еще один фактор, а именно – готовность компании построить завод по производству экспрессов в Санкт-Петербурге. Это позволит удешевить проект и одновременно увеличить налоговую базу. «Кроме того, мы сможем у них учиться, - подчеркнула губернатор. - Возможно, этот вид транспорта в дальнейшем заменит метро».

Консорциум «Экспресс Северной Столицы» уже рассматривает возможность строительства завода по производству поездов для «Надземного экспресса» в Санкт-Петербурге. Это подтвердил корреспонденту АСН-инфо представитель Siemens Детлев Дервенскус. «Конечно, мы должны принять решение, ознакомившись со всеми условиями города», - оговорился менеджер.

Как известно, первая линия петербургской «надземки» будет строиться в два этапа. К концу 2010 г. планируется построить участок, соединяющий Стрельну и проспект Ветеранов (с ответвлением в район «Балтийской жемчужины»). Второй участок – до станции «Обухово» - планируется завершить уже в 2011 г. Из 30 км трассы, 22 пройдут по эстакаде. Разработчиками проекта «надземки» являются ОАО «Ленгипротранс» и НИПИ ТРТИ. Техническими консультантами проекта являются Mott McDonald (Великобритания) и Poyry (Финляндия), юридическим консультантом – Allen&Overy (Великобритания).