Издания

Официальная публикация

№1 (932 )
21 февраля 2022

С 15 июля Фонд поддержки ЖКХ может начать размещение средств на депозитах коммерческих банков

Фонд содействия реформированию ЖКХ после 15 июля сможет начать процедуру организации размещения временно свободных средств на депозитах коммерческих банков, сообщил представитель пресс-службы госкорпорации Сергей Герасименко. Право на проведение таких мероприятий предусмотрено принятыми Государственной Думой поправками в закон о Фонде ЖКХ, которые вступают в силу с 15 июля. «Эти поправки дают возможность размещать путем проведения торгов временно свободные средства фонда на депозитах и депозитных сертификатах российских коммерческих банков», - пояснил С.Герасименко, передает ИА Интерфакс.

При этом поправки также определяют условия размещения временно свободных средств на депозитах коммерческих банков. В частности, требования к кредитным организациям, на депозитах которых могут размещаться средства фонда, будут определяться министерством финансов РФ. «Это будет достаточно широкий круг банков (не менее 30), что позволит обеспечить достаточную конкуренцию при определении процентных ставок по депозитам фонда», - отметил С.Герасименко.

Процедуры выбора всех контрагентов фонда при размещении временно свободных средств (в том числе проведения депозитных аукционов среди коммерческих банков) будет утверждать наблюдательный совет фонда.

«Что касается способа проведения депозитных аукционов, фонд намерен предложить наблюдательному совету использовать для этого процедуру биржевых торгов. Это позволит, с одной стороны, обеспечить максимальную открытость и прозрачность процедуры, с другой - выйти непосредственно на рынок межбанковского кредитования и обеспечить максимальную оперативность депозитных операций фонда», - сказал представитель госкорпорации.

Одновременно, отметил он, в целях реализации принятой нормы закона потребуется внесение изменений в действующие и принятие новых подзаконных актов. Так, речь может идти об изменении в постановление правительства РФ, определяющего порядок размещения свободных средств фонда, издание приказа Минфина, определяющего критерии для коммерческих банков, в которых Фонд сможет размещать депозиты.

«Кроме того, потребуется утверждение наблюдательным советом фонда порядка поведения торгов по выбору коммерческих банков, работа над которым уже начата», - добавил С.Герасименко.

Он напомнил, что до 1 января 2009 г. Фонд может размещать средства на депозитах Банка России. Такая возможность необходима фонду, поскольку с учетом объема денежных средств госкорпорации их одномоментный перевод в коммерческие банки может привести к невыгодным условиям размещения. В настоящее время, согласно российскому законодательству, фонд также имеет право размещать временно свободные средства в российские государственные облигации, облигации субъектов РФ, российские корпоративные облигации, облигации стран членов ОЭСР, ипотечные ценные бумаги.

С июля 2008 г. фонд начнет размещение временно свободных средств на долговом рынке, для чего объявлен открытый конкурс по выбору доверительных управляющих. По итогам конкурса, которые будут подведены 23 мая, фонд выберет 8-10 доверительных управляющих, предложивших наиболее квалифицированные команды и лучшие финансовые условия доверительного управления.

«Также по итогам конкурса и с учетом поступивших от участников предложений, фондом будет окончательно сформирована инвестиционная стратегия, позволяющая извлекать при размещении средств фонда оптимальную доходность и минимизировать рыночные риски», - добавил С.Герасименко.

Вопрос о распределении средств фонда между депозитами в кредитных организациях и доверительным управлением будет решаться исходя из конъюнктуры рынка и доходности этих инструментов.

В настоящее время свободные средства фонда размещены на депозитном вкладе в ЦБ РФ. Точная сумма не раскрывалась, однако, по словам осведомленного источника, ее можно рассчитать исходя из уже одобренных фондом заявок на выделение финансовой помощи субъектам РФ. К настоящему моменту из 240 млрд. рублей, составляющих капитал фонда, порядка 8 млрд. рублей уже было выделено в адрес регионов на восстановление жилищного фонда, а всего в 2008 г. планируется освоить около 50 млрд. рублей.

В Москве прошла конференция «Управление и эксплуатация на действующем объекте недвижимости»

Готовы ли к стандартизации российские управляющие компании? Какие услуги УК должны быть приведены к единому стандарту и почему? Что думают западные специалисты о российском рынке управления? Эти и другие вопросы обсуждались в рамках 2-х дневной обучающей конференции «Управление и эксплуатация на действующем объекте недвижимости», организованной Гильдией управляющих и девелоперов и PROEstate Events совместно с Institute of Real Estate Management (США), сообщает пресс-служба ГУД.

Конференция собрала более 80 специалистов из Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Перми, Екатеринбурга, Чебоксар, Смоленска и др. городов России, которые приехали за знаниями потребностей и запросов арендаторов, особенностей построения эффективной системы управления и эксплуатации недвижимости, за пониманием специфики и перспектив развития рынка коммерческой недвижимости. Перед участниками выступили ведущие иностранные и российские специалисты в сфере недвижимости.

Преподаватель и член Института Управления Недвижимостью, опытный финансовый аналитик в области недвижимости, президент McBride, Williams и Powell, LLC Эдвард Ф. МакБрайд в своем докладе подробно рассказал об управление арендными отношениями, отчетности, вариантах структуры персонала для оптимального управления, передачи функций управления объектом и управлении затратами.

Вторым крупным европейским специалистом, приглашенным ГУД на конференцию, стал Юха Олкинуора, преподаватель института The Real Estate Educationand Training Institute Finland, руководитель группы управления объектами недвижимости Nordea Bank Finland Plc. Он поделился опытом управления коммерческой недвижимостью, накопленным Nordea Bank, который входит в крупнейшую в Северной Европе банковскую группу Nordea Group. Выступление касалось управления, использования недвижимости, принадлежащей банку, экономически эффективному содержанию помещений и другим вопросам, связанным с управлением.

Евгений Тарасевич, д.э.н., заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент недвижимости» СПбГУ, научный руководитель IT-проекта ValMaster FM рассказал участникам конференции о динамике отрасли управления недвижимостью. В России рынок управления уже прошел этап становления и переходит сейчас на новый уровень. В связи с этим все отчетливее видны существующие проблемы – например, такие, как отсутствие отраслевых стандартов качества организации бизнеса, персонала и профессиональной деятельности. Е.Тарасевич считает, что необходимо введение системы сертификации профессиональной деятельности и анализа существующих и проверенных практикой стандартов, которые могли бы послужить базой для формирования четких «правил игры» в сфере управления недвижимостью.

Вице-президент ГУД, генеральный директор компании «ВМБ-Траст» Александр Гришин согласился с тем, что стандартизация услуг и понимание того качества, которые могут оказать или должны оказывать управляющие компании выходит на первый план. Сегодня одна УК занимается только технической эксплуатацией, другая предоставляет услуги управления арендными отношениями, третья осуществляет управление строительством. Разнообразны и факторы ценообразования услуг УК, подходы к бюджетированию.

Участники брифинга, которые прошел в рамках конференции, отметили, что вопросы классификации объектов недвижимости и стандартизации деятельности управляющих достаточно параллельны. Общепринятая классификация объектов необходима всем игрокам рынка недвижимости: консультантам (для верной оценки объемов и потенциала рынка в различных сегментах), девелоперам и инвесторам (для правильной оценки наиболее перспективных с точки зрения инвестирования сегментов и верного позиционирования проекта), брокерам (для того, чтобы объект был четко спозиционирован по целевой группе арендаторов или продавцов, чтобы его уровень арендных ставок соответствовал рыночным характеристикам, которые собственно и отражаются в классе объекта), арендаторам площадей и, конечно, собственникам (для установления адекватных рынку арендных ставок, для правильной оценки объемов инвестиций, необходимых для создания объекта того или иного класса.

Стоит отметить, что на Западе достаточно давно и широко применяются несколько общепринятых систем классификации и стандартизации: рекомендации Британского Совета по офисным зданиям, стандарты BOMA и ряд других. В России известны две классификации офисной недвижимости. Первая классификация офисных центров была разработана Гильдией управляющих и девелоперов в 2002-2003 гг. ГУД создала уникальный продукт, помогающий собственникам и арендаторам четче разграничивать качественный уровень офисных зданий на основе широкого спектра характеристик на три категории «класса А», «класса В» и «класса С». Классификация позволяет исключить случаи введения в заблуждение потребителей и предотвратить недобросовестную конкуренцию на рынке офисной недвижимости.

В Москве более известна классификация зданий, разработанная Московским исследовательским форумом (МИФ) в 2003 г. и обновленная в конце 2006 г. Но собственниками офисных зданий она практически не используется, поскольку предложенные стандарты подходят в основном для Москвы, регионы не могут воспользоваться этими наработками. Некоторые параметры привязаны именно к московской шкале: «транспортная доступность», «обеспеченность парковочными местами». Но регионы также нуждаются в объективной оценке имеющихся и возводимых зданий, уточненной классификации.

«Одна из задач ГУД на 2008 г. – доработать свою классификацию 2003 г. с учетом развития региональных рынков недвижимости. «Российские города находятся на разной стадии развития рынка коммерческой недвижимости, – говорит  вице-президент ГУД, президент Becar Realty Group Александр Шарапов. – Если в Москве строительство БЦ класса «А» на Рублевке считается нормальным явлением, то в большинстве российских городов подобная практика неприменима».

Стоит отметить, что около 6 месяцев назад в Петербурге активно обсуждался вопрос может ли находится бизнес-центр класса «А» за пределами исторического центра, в частности на Выборгской и Петроградской стороне (проект «Веда-хаус»). Теперь этот вопрос не является спорным. Игроки рынка признают возможность его существования. Зафиксировать повсеместное появление во всех городах России БЦ класса «А» на окраинах не представляется возможным.

«Едва ли рынок офисной недвижимости дорастет до принятия классификации, ориентированной на Запад и США, – продолжает А.Шарапов. – Если раньше мы принимали за один из принципов классификации – центральное месторасположение, то теперь пришли к выводу - месторасположение должно определяться однородностью и престижностью застройки, пример тому - Рублевка. В дальнейшем постепенно будет меняться представление о тех или иных локальных зонах в городах, и о том, где можно будет возвести БЦ класса «А»».

Второй день конференции был посвящен практическим аспектам управления и эксплуатации объектов недвижимости. В рамках бизнес-тура по объектам коммерческой недвижимости Москвы участники смогли обменяться опытом, получить рекомендации и услышать мнения авторитетных специалистов, задать и обсудить наиболее интересные и актуальные вопросы.

Участники посетили офисный комплекс класса «А» «Аврора бизнес-парк» (управляющая компания Forum Properties), торговый центр класса Luxury «Времена года» (управляющая компания CB Richard Ellis), бизнес-парк «Крылатские холмы» (управляющая компания Sawatzky), торговый центр на проспекте Вернадского «Детский мир» (управляющая компания «Сити-Галс»).