Издания

Официальная публикация

№1 (932 )
21 февраля 2022

Эксперты АСР обнародовали данные о росте цен на стройматериалы с начала 2008 г.

Департамент ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР совместно с Союзом инженеров-сметчиков подготовил оперативные данные о росте цен на основные строительные материалы с начала 2008 г., а также данные о ценах на рынке жилой недвижимости в крупных городах России на май 2008 г. Рост цен на рынке недвижимости в 2008 г. по сравнению с 2006 и 2007 гг. хоть и замедлился, но цена за 1 кв. м жилья продолжает оставаться на очень высоком уровне. В среднем по России рост цен за январь-май 2008 г. на первичном рынке жилья составил 10,27%, на вторичном рынке 9,47%. Рост себестоимости строительства с начала 2008 г. составил 5,12%, передает пресс-служба АСР.

Рост цен на недвижимость (в рублях) за январь-май 2008 года по крупнейшим городам России составил:
Красноярск 9,4 %
Ростов-на-Дону 8,3 %
Пермь 2,8 %
Волгоград 27,6 % (высокий рост!)
Новосибирск 4,6 %
Нижний Новгород 5,7 %
Омск 13,5 %
Самара 3,9 %
Челябинск 7,7 %
Санкт Петербург 20,47 % (высокий рост!)
Москва 4,2 – 6,1 %
Казань 1,4 %
Уфа 0,8 %
Екатеринбург - 0,7 % (коррекция!)
Для справки: Рост цен на недвижимость (в рублях) за 2007 год по крупнейшим городам России составил:
Красноярск 59,1-71 %
Ростов-на-Дону 36- 38,7 %
Пермь 33,6-37 %
Волгоград 31,3-37 %
Новосибирск 33,0-37 %
Нижний Новгород 26,1-34 %
Омск 24,7-36 %
Самара 20,1-27 %
Челябинск 14,0-17 %
Санкт Петербург 11,9-17 %
Казань 4,5-6 %
Уфа -11 - 12,7 %
Екатеринбург - 0,6-2 %
Наиболее существенно подорожали квартиры эконом-класса. Это хрущевки, квартиры небольшого метража в более современных домах, однокомнатные квартиры практически во всех категориях жилья. Негативные процессы на мировых финансовых рынках, постоянное напоминание в различных источниках информации о дефиците земельных участков под застройку, рост цен на стройматериалы и другие факторы говорят о том, что цены существенно снижаться не будут.

Рост средних отпускных (оптовых) цен производителей на основные строительные материалы, изделия и конструкции для жилищно-гражданского строительства за январь-май 2008 года составил 11,4 %, в том числе:
Портландцемент 15,93 %
Бетон товарный 3,1 %
Раствор товарный 2,7 %
Щебень 7,5 %
Песок для строительных работ 1,3%
Кирпич керамический 16,6 %
Сборные железобетонные конструкции 4,8-22,8 %
Арматура товарная 32 – 53,6 %
Плиты минераловатные 9,0 %
Смеси асфальтобетонные 11,6 %

Для справки: Рост средних отпускных (оптовых) цен производителей на основные строительные материалы, изделия и конструкции для жилищно-гражданского строительства за 2007 год составил 28,08 %, в том числе:
Портландцемент 70-106 %
Бетон товарный 43,7 %
Раствор товарный 43,56 %
Щебень 10,2 %
Песок для строительных работ 12,4 %
Кирпич керамический 32,6 %
Сборные железобетонные конструкции 4,8-22,8 %
Арматура товарная 34,5-55,4 %
Плиты минераловатные 25,2 %
Смеси асфальтобетонные 10,5 %

Наблюдается тенденция увеличения спроса на цемент.
Средние отпускные цены на основные марки цемента по состоянию на середину мая составили:
ПЦ 500 Д0 — 5 440 руб/т (+ 15,93 % с начала года);
ПЦ 500Д20 — 4 856 руб/т (+ 22,78 % с начала года);
ПЦ 400 Д20 — 4 523 руб/т (+15,33 % с начала года);
Импортный цемент марки CEM I 42.5 R (пр-ва Турция) — 4 440 руб/т;
ШПЦ 400 — 4 173,19 руб/т (+12,91% с начала года);
Средняя по всем маркам – 4 759,29 руб/т (+12,21 % с начала года)

По итогам первого квартала 2008 года объем производства цемента в России составил 11,3 млн. тонн. Это на 1,9% больше, чем за первый квартал 2007 года.
Кроме того, отмечен рост объемов производства других важнейших стройматериалов. Так, производство ЖБИ и ЖБК увеличилось на 8,4% по сравнению с первым кварталом прошлого года до 6,9 млн. кубометров.
Производство кирпича строительного увеличилось на 10,7% до 3 млрд. штук, крупных стеновых блоков - на 11,5% до 281 млн. усл. блоков.
На рынке наблюдается довольно значительный рост цен практически на все позиции металлопроката
По отдельным видам сортового проката изменение цен с начала года по начало мая 2008 года составило:
- арматура: 32-53,6 %
- оцинкованные трубы 35 - 40%
- катанка: 16,3%
- балка: 9,6%
- швеллер: 7,4%
- уголок: 9,6%
- круг: 10,8%
- квадрат: 19,8%.
- г/к лист: 22 %
- х/к лист: 12,5 %
По оценке Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР суммарный рост средних отпускных цен за I полугодие 2008 г. на рынке готового металлопроката составит:
- на арматуру - 56,5%;
- на оцинкованные трубы – 50%;
- на уголок – 18,0%;
- на швеллер – 17,2%;
- на балку – 14,9%;
- на г/к лист – 29,5%;
- на х/к лист – 19,7%;
- на оцинкованный лист – 15,9%;
Ожидается, что динамика роста цен на основные стройматериалы в 2008 году сохранится на достаточно высоком уровне.
Строительные материалы, изделия и конструкции составляют в структуре строительной себестоимости от 50 до 58 %.
Рост цен на строительные материалы и, соответственно, себестоимости строительства, пока не является определяющим фактором роста цен на рынке недвижимости, однако, не следует забывать, что в стране идет увеличение объемов строительства за счет бюджетных средств, в том числе социального жилья, объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Здесь нет прибыли застройщика, и себестоимость – важнейший фактор.
Таким образом, рост цен на строительные материалы угрожает эффективности государственных инвестиции практически во всех отраслях экономики.

Эксперт: Регистрировать СРО с 1 октября 2008 г., скорее всего, будет Минюст РФ

Участники регионального совещания Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» (АСПК) подписали открытое обращение к главе Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой о скорейшем определении органа, ответственного за регистрацию СРО.

«С 1 октября 2008 г. заканчиваются полномочия Росрегистрации, этот орган перестанет существовать. Мы очень обеспокоены этим и готовы приложить все усилия для того, чтобы помочь региональным организациям пройти процесс регистрации в кратчайшие сроки», - сказал генеральный директор АСПК Алексей Белоусов. В ходе общения с журналистами он предположил также, что, скорее всего, функции регистрирующего органа после 1 октября 2008 г будут переданы Минюсту РФ.

Председателю Правительства РФ В.В.Путину

 

Обращение

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам от лица объединений строительных организаций Северо-Запада Российской Федерации в связи с проблемами, возникающими при подготовке перехода от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли.

Первая проблема возникает в силу нерешенности вопроса, непосредственно относящегося к компетенции Правительства Российской Федерации, и состоит в следующем. В настоящее время завершает подготовку к приобретению статуса саморегулируемых организаций ряд действующих объединений строительных компаний, нередко в той или иной мере уже решающих задачи саморегулирования, а также некоторые объединения, специально созданные для решения этих задач. Однако приобретение такого статуса на законных основаниях  возможно только после внесения соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций. Это введение института саморегулирования законные рамки тормозится тем, что Правительством Российской Федерации до сих пор не определен орган, ведущий реестр саморегулируемых организаций и выполняющий функции надзора в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Вторая проблема, гораздо более острая, связана с нерешенностью вопроса о сроке и характере переходного периода  от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли. Представляется, что позиция Правительства Российской Федерации может сыграть решающую роль в том, чтобы в этом вопросе не возобладали сиюминутные тенденции, выглядящие как компромиссные, но на деле ведущие к серьезным деструктивным последствиям.

В настоящее время готовится принятие во 2-м чтении проекта федерального закона № 435294-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения института саморегулируемых организаций в области строительной деятельности). В связи с задержкой его принятия ставится под вопрос определенная нормой федерального законодательства отмена с 1 июля 2008 года лицензирования строительной деятельности. Подготовленная к принятию во втором чтении редакция законопроекта предполагает продление переходного периода до 1 января 2010 года. При этом в данный период предусматривается одновременное осуществление допуска к ведению строительной деятельности на основе лицензий и саморегулирования, хотя выдача лицензий должна быть прекращена с 1_января 2009 года. Такие положения о переходном периоде представляются совершенно неправомерными.

Институт лицензирования – не просто выдача документов на право производства строительных работ, это еще и форма организации контроля в строительной деятельности, пусть несовершенная. Сохранение действия лицензий как таковых влечет необходимость сохранения организации контроля лицензируемой деятельности, то есть лицензионных органов. Однако эти органы, "обескровленные" уже в настоящее время, после прекращения выдачи лицензий неизбежно станут окончательно недееспособными, поэтому контроль с их стороны будет чисто фиктивным. С другой стороны, в условиях сохранения лицензий как формы допуска к ведению строительства, саморегулируемые организации также не смогут нормально развиваться, и вместо осуществления комплекса мероприятий, связанных с обеспечением безопасности и качества в строительной отрасли, будут вынуждены направить основные усилия на вербовку новых членов из числа обладателей лицензий истекающего срока действия. Реально, в случае принятия положений новой редакции законопроекта о переходном периоде, до самого 2010 года в строительстве не только не будет сформирована полноценная система саморегулирования, но и будет нарастать хаос в системе управления и контроля.

В связи с вышеизложенным, обращаемся к Вам со следующими просьбами:

1. О скорейшем издании нормативного акта Правительства Российской Федерации, определяющего орган, ведущий реестр саморегулируемых организаций строительной отрасли.

2. О скорейшем принятии и введении в действие норм федерального законодательства о саморегулировании в строительстве, предусматривающих с 1 января 2009 года ликвидацию института лицензирования строительной деятельности в целом.

Президент Псковской ассоциации строительных компаний Н.Н.Андреев

Генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» А.И.Белоусов

Исполнительный директор Союза строителей республики Коми В.И.Голосов

Исполнительный директор Союза строителей Мурмана Л.И.Гудзь

Заместитель председателя - Директор исполнительной дирекции РООР «Союза строителей Архангельской области» Л.Л.Дубинский

Президент Ассоциации строителей Великого Новгорода Д.С.Игнатов

Исполнительный директор Союза строительных организаций Ленинградский области «ЛенОблСоюзСтрой» А.В.Лебединский

Председатель правления Ассоциации «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатель» В.И. Меженин