Издания

Официальная публикация

№1 (932 )
21 февраля 2022

На российском рынке ИЖК растет прозрачность сделок

Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., ипотека является одним из приоритетных направлений развития банковского сектора, напомнил в своем докладе, посвященном проблеме секъютеризации (безопасности) ипотечного кредитования, на Петербургском ипотечном форуме вице-президент ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Александр Должич.

«Секьюритизация ипотечных кредитов постепенно перестает быть незнакомым инструментом для российских банков. А всего за период с 2006 г. прошло 4 внутрироссийских и 7 трансграничных публичных сделок, - сообщил он. - Вместе с тем, несмотря на постепенное совершенствование нормативной базы, существует ряд общих, а также специфичных для внутрироссийской и трансграничной секьюритизации, правовых проблем, которые требуют скорейшего решения». По словам А.Должича, жестко установленные требования по раскрываемым параметрам ипотечного покрытия, содержащиеся в ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», мало пересекаются со значимыми для рейтинговых агентств, которые обращают внимание в основном на подтверждение и источник дохода заемщиков, целевое использование приобретенной недвижимости, наличие субсидий, возможность досрочного погашения.

А.Должич, в частности, обратил внимание участников форума на то, что в соответствии с п. 4 ст. 5 закона об ипотечных ценных бумагах, специализированный депозитарий должен вести реестр ипотечного покрытия с использованием электронной базы данных. По его мнению, обязательное раскрытие исторической информации о просрочках платежей по каждом кредиту, размеру исполненных и неисполненных требований и даже занесение сведений в электронную базу данных о государственной регистрации ипотеки и закладной является крайне обременительным для многих региональных банков.

Кроме того, в российском праве невозможен залог денежных средств на счетах эмитента в банках, перечисляющих платежи от заемщиков. «Отсутствие института доверительного управляющего ведет к возможности предъявления требования к эмитенту напрямую от любого владельца облигаций, - сказал А.Должич. - Все это является негативными факторами в структуре сделки, ведущими к снижению уровня защиты облигационеров и, следовательно, кредитных рейтингов».

До 2015 г. в РФ реализуют 10 крупных проектов по реконструкции речных гидротехнических сооружений

Открывая заседание круглого стола «Речные перевозки: как вернуть доверие», прошедшего в рамках II Международного транспортного форума «Транспорт России-2008», заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин отметил, что сегодня значительно увеличены инвестиции в речную отрасль, что позволит решить вопросы безопасности перевозок и увеличить пропускную способность внутренних водных путей, сообщает пресс-служба ведомства.

По его словам, предусматриваемые проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» мероприятия по развитию инфраструктуры позволят сократить долю внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы (ЕГС) Европейской части РФ, с 4,9 тысячи км (75%) в 2010 г. до 0,9 тысячи км (14%) к 2015 г. Пропускная способность ЕГС Европейской части РФ увеличится до 30-33 млн. тонн.

Для достижения цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы РФ предусматривается разработка и реализация 10 проектов по комплексной реконструкции гидротехнических сооружений по бассейнам, включая крупные гидроузлы Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, Рыбинский гидроузел ФГУП «Канала имени Москвы», Самарский гидроузел на Волге, Пермский на Каме, Манычскую шлюзованную систему в Азово-Донском бассейне, Красноярский судоподъемник в Енисейском бассейне и Новосибирский гидроузел на Оби.

Александр Мишарин отметил, что решение этих задач позволит свести к нулю число шлюзов, находящихся в аварийном состоянии. Основными ожидаемыми результатами от реализации мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния являются: доведение технического состояния судоходных гидротехнических сооружений до уровня, оцениваемого как "работоспособное"; соответствие судоходных гидротехнических сооружений оценке уровня безопасности "нормальный"; снижение вероятности угрозы возникновения аварийных ситуаций до допустимого уровня.

Заместитель Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Олег Шахмарданов выступил с докладом по вопросам развития внутренних водных путей, реконструкции существующих и строительства новых судоходных гидротехнических сооружений.