Издания

Официальная публикация

№6 (914 )
14 октября 2020

Победителем конкурса на разработку концепции реконструкции театра драмы им. Достоевского в Великом Новгороде стало петербургское бюро RHIZOME

проект проект
Победителем конкурса на разработку концепции реконструкции театра драмы им. Достоевского в Великом Новгороде стало петербургское бюро RHIZOME
Источник: vnov.holme.ru

Подведены итоги конкурса на разработку архитектурно-планировочной концепции реконструкции здания театра им. Ф.М. Достоевского Великого Новгорода. Здание, которое сравнивают с Оперным театром в Сиднее и библиотекой Гейзеля в Сан-Диего, было спроектировано архитектором Владимиром Сомовым в 1970-80-х годах. Победителем конкурса стало бюро RHIZOME из Санкт-Петербурга.


Конкурс запустили 12 августа 2020 года. Перед его участниками стояло несколько задач: было необходимо сохранить уникальную архитектуру театра, дополнить ее современными архитектурно-планировочными решениями, а также наполнить новый театр разнообразными культурными и досуговыми функциями. Реновация позволит раскрыть потенциал театра, повысит интерес к нему представителей сферы культуры, зрителей, горожан и гостей города.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что конкурс – это первый шаг к перезапуску театра.

«Так сложилось, что сейчас рядом с театром делается новая набережная, формируются новые городские маршруты. Но ядром всего этого является театральное здание. Сейчас наша задача – перезапустить театр. Я хотел бы поблагодарить компанию «Акрон», которая нас поддержала, Дом.РФ, который нас поддержал, коллег из КБ Стрелка, которые организовали этот уникальный конкурс. Следующим этапом будет проектирование, затем начнется реновация театра», –  подчеркнул Андрей Никитин.

Специально для проекта театра был разработан уникальный формат конкурса, совмещающий функцию выбора наилучшей концепции с развитием компетенций российских архитекторов. К участию были приглашены молодые российские архитектурные бюро с опытом проектирования культурных объектов и высоким потенциалом для развития. В финал вышли архитектурные бюро ARCHIPROBA STUDIOS, FORM из Москвы и RHIZOME из Санкт-Петербурга. Каждый из финалистов в течение двух месяцев разрабатывал свою оригинальную концепцию реконструкции театра под руководством куратора конкурса – Роджера Уоттса, директора британского архитектурного бюро Haworth Tompkins. В его портфолио входит более десятка реализованных проектов зрелищных сооружений, в том числе, проект реконструкции Королевского национального театра в Лондоне. По итогам конкурса Роджер Уоттс отметил оригинальный визуальный стиль концепций каждого бюро.

В состав жюри конкурса вошли российские и международные эксперты в сфере архитектуры и истории театра, представители правительства Новгородской области. 

Архитекторы из RHIZOME опирались на идею превращения театра в «город культуры». Они предложили сформировать систему связей между новыми и существующими функциональными блоками, объединив театр в единый непрерывный ландшафт. Такая проницаемость будет погружать посетителей в жизнь театра. Применяемые текстуры и фактуры металлизированных поверхностей с разной степенью отражения, объекты насыщенных цветов дополнят и последовательно разовьют авторские решения. Сквозной темой стала работа с насыщенно-красными оттенками, безошибочно маркирующими пространства как «театральные». Сохраняя преемственность логики работы с формой, авторы проекта формируют новый слой объектов, не пытающихся мимикрировать под существующие решения. Ключевая идея RHIZOME — построение коммуникации между городом и театром, привлечение новых пользователей, создание точки притяжения и роста в пространстве города.

Основная идея проекта архитекторов из ARCHIPROBA состояла в переходе здания к более гибкому формату. Архитектурный метод основан на сохранении аутентичности оригинального проекта и создании новых эмоциональных ландшафтов. Благодаря тщательной инвентаризации существующих текстур и элементов появилась новая палитра материалов, которые гармонично сосуществуют с историческими. В проекте немало отсылок к оригинальным эскизам и нереализованным идеям Сомова. Некоторые из них легли в основу новых проектных решений. Это позволило сохранить нематериальную память объекта и придать пространству неповторимый дух места. Авторы проекта постарались создать гармоничный архитектурный ансамбль, превратив театр в доступное и гостеприимное место для горожан и обновленную достопримечательность Великого Новгорода, привлекающую ценителей архитектуры со всего мира.

Архитекторы из FORM вдохновились идеей «Тотального театра», предложенной архитектором Владимиром Сомовым, — образом театра со свободным сценическим пространством. Целью проекта стало создание атмосферы тотальной сценографии, царящей внутри и выходящей за пределы здания театра, иллюзии перетекания одного пространства в другое, позволяющей театру стать «свободным или тотальным сценическим пространством», как писал в своем манифесте Владимир Сомов.

Инициатором проведения конкурса выступило Правительство Новгородской области. Конкурс был организован при поддержке АО «ДОМ.РФ», финансового института развития в жилищной сфере, и ПАО «Акрон» — одного из крупнейших производителей минеральных удобрений и промышленной продукции, расположенного в Великом Новгороде. Оператором конкурса выступила консалтинговая компания КБ Стрелка.

автор: пресс-служба КБ "Стрелка"

Увековечена память учителей, погибших в годы блокады в школе № 161

памятная доска памятная доска
Увековечена память учителей, погибших в годы блокады в школе № 161
Источник: ВКонтакте

Доска, увековечивающая память учителей, погибших в осажденном Ленинграде, открыта сегодня на 6-й Советской улице, где в годы блокады находилась школа №161. В апреле 1943 года в результате авианалета вражеской авиации здесь под завалами здания, спасая детей, погибли пять учителей.


Инициатором установки доски стала Надежда Васильевна Строгонова, которая в годы блокады работала учителем в этой школе.

«В сентябре этого года Надежда Васильевна отмечала 100-летний юбилей. Мы с ней пили чай, и она рассказала, как во время налета учителя выводили детей из школы. В здание попал снаряд, погибли 5 педагогов, но всех ребят успели вывести. Была и другая страшная трагедия: в сейфе лежали продовольственные карточки. Они тоже оказались под завалами, и детей было нечем кормить. Надежда Васильевна ходила в Ленгорисполком, дошла до обкома партии и добилась восстановления этих карточек. Такая хрупкая женщина совершила настоящий подвиг», - рассказал на церемонии открытия губернатор Александр Беглов.

Он сообщил, что Надежда Васильевна также попросила установить в городе памятник блокадному учителю.

«Он обязательно будет установлен. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос, ищем подходящее место. С ветеранами обязательно согласуем», - сказал губернатор.

Александр Беглов подчеркнул, что и сегодня, в мирное время, учителя совершают подвиг.

«Во время пандемии они занимались с ребятами в режиме онлайн, освоили сложное оборудование и новые программы. У нас в этом году большое число выпускников-медалистов, многие поступили в высшие учебные заведения», - отметил он.

Сегодня в здании, некогда занимаемом школой № 161, находится ЗАО «Трест Севзапэнергомонтаж», выступившее спонсором изготовления и установки информационной доски в память об учителях школы № 161.

автор: Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга