Все регионы готовили заявки на участие в программе "Развитие образования" с перечнем проектов, формируемых исходя из собственной оценки эффективности проекта, наличия заинтересованных инвесторов, а также в соответствии с потребностью обеспеченности отдельных районов социнфраструктурой, рассказал Данил Подшивалов, старший партнёр консалтинговой фирмы VERSUS. По прошедшим отбор проектам федеральный бюджет финансирует часть расходов на строительство (капитальный грант).
Согласно документации, по проекту в Гавани это 424 млн рублей, на пр. Энгельса — 342 млн.
Остальную сумму предоставляет банк, участвующий в концессии. Как сообщили в комитете по инвестициям, в Петербурге это Газпромбанк.
"В остальной части проект на инвестиционной стадии финансирует инвестор за счёт кредита от банка и собственных средств. Точная пропорция банковских и собственных средств определится после заключения соглашения по проекту, — поясняет Лусине Арутюнян, руководитель направления проектов в социальной сфере практики по инфраструктуре и ГЧП АБ "Качкин и партнёры" (юридический консультант по этим пяти концессиям). Далее на этапе эксплуатации школы инвестор получает два платежа. Первый — инвестиционный, на затраты по созданию школы. Он формируется за счёт федерального и регионального бюджетов. Второй — операционный, на затраты по эксплуатации школы, полностью за счёт регионального бюджета".
По её словам, в платежах из бюджета предусмотрена в том числе компенсация процентов на займы.
По существу строительство оплачивают федеральный и городской бюджеты, но городские расходы, в отличие от госзаказа, растянуты во времени, поясняет Данил Подшивалов.
"В целом концессии — более гибкий, прозрачный и надёжный инструмент, чем госзаказ, а в рассматриваемом случае ещё и более эффективный, — уверен он. — Качество строительства таких объектов выше, чем в госзаказе, потому что стройку контролируют не только концедент и концессионер, которому придётся ещё несколько лет отвечать за эксплуатацию объекта, но и банк. Скорость строительства также будет высокой, поскольку местные органы заинтересованы в быстром согласовании таких проектов".
"Компания строит и сдаёт объект, получая компенсацию прямых расходов, и дополнительно в течение 5 лет осуществляет административно–хозяйственную эксплуатацию. Для застройщика это непрофильная и неприбыльная деятельность. Сейчас "Главстрой–СПб" строит шесть соцобъектов по инвестсоглашениям, в этом году должно начаться строительство ещё двух. "ГЧП позволит увеличить количество строящихся соцобъектов", — говорит Дмитрий Калинин, директор проекта "Северная долина" компании "Главстрой–СПб".
В ближайшее время в Петербурге вряд ли стоит ожидать массового внедрения механизма концессий при создании соцобъектов, говорит исполнительный директор РГУД Елена Бодрова. Очевидно, что Смольному по–прежнему будет проще и дешевле заставлять строить социалку застройщиков, реализующих жилищные проекты. Впрочем, возможно, когда власти разберутся с острыми текущими проблемами, они смогут перейти к более цивилизованному и транспарентному способу взаимодействия, предполагает она.
"Наличие федерального участия, конечно, даёт стимул для того, чтобы та или иная сфера более активно развивалась. До появления федеральной программы было очень немного ГЧП–проектов в отношении школ не только в Петербурге, но и по всей России", — отмечает Лусине Арутюнян.