Совет состоялся 15 февраля 2024 года.
совещание
Совет по сохранению культурного наследия поддержал методические принципы, предусматривающие категоризацию исторических зданий в центральных районах Санкт‑Петербурга
Источник: Администрация Санкт-Петербурга
Закон Санкт‑Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны…» имеет в своем составе различные по строгости категории зон охраны, которые устанавливаются в зависимости от типа исторической среды, ее целостности, однородности и степени сохранности.
Законом 820-7 установлены требования сохранения исторических зданий, исходя исключительно из года его постройки (до 1917 года), нередко ошибочно установленного в документах технической инвентаризации. Многолетняя практика применения Закона 820-7 показала, что это формальное требование приводит к ошибкам и неопределенности. При этом Закон 820-7 не защищает ценные объекты советского периода, т.е. построенные после 1917 года.
Профессиональное сообщество уже много лет обсуждает необходимость углубленного изучения исторической среды и составления пообъектногосписка ценной исторической застройки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить понятный и прозрачный механизм сбалансированного развития города для комфортной жизни горожан.
Заместитель генерального директора НИиПИ «Спецреставрация» Игорь ПАСЕЧНИК: "Очень много технических ошибок в техпаспортах, на основании которых на сегодняшний день делается вывод о ценности объекта или ее отсутствии. У одного объекта год постройки до 1917, а на самом деле он перестроен полностью, или, наоборот, в техпаспорте год постройки 1962, а на самом деле это – год реконструкции, но в составе объекта точно есть исторические элементы".
НИиПИ «Спецреставрация» разработана методика дифференциации исторической застройки. Работа по определению критериев классификации зданий исторической среды велась на протяжении последних четырех лет.
Игорь Пасечник рассказал, что основой для этой большой работы стали исследования Бориса Александровича Розадеева в 1960-1970-е годы и Бориса Михайловича Кирикова.
Комплексная методика анализа объектов застройки включает наиболее объективные критерии сохранности/целостности объектов застройки, а также сохранности/подлинности историко-градостроительной среды. Такой подход позволит постепенно перейти к дифференцированной охране – пообъектной или средовой.
В историческом центре Санкт‑Петербурга более 14 000 исторических зданий. Обследована пока толькочасть. В ходе работы было проанализировано более 20 тыс. зданий (исторических, объектов культурного наследия, поздней застройки), расположенных в 1309 кварталах.
Первый заместитель председателя КГИОП Алексей МИХАЙЛОВ: "Изначально, когда публиковали историко-культурную экспертизу для общественного обсуждения, мы говорили, что это не окончательный список, что он не совершенен, и серия профессиональных и общественных обсуждений должна нас вывести на его уточнение. Именно поэтому на заседании Совета мы не обсуждаем списки, а обсуждаем вопрос об уместности категоризации исторических объектов".
Эксперты предлагают три категории объектов застройки, расположенных в границах зон охраны в центральных районах (не являющихся памятниками). Требования к их сохранности детализированы и разграничены.
Заместитель генерального директора НИиПИ «Спецреставрация» Игорь ПАСЕЧНИК: "Мы оценивали каждый объект не только по тому, как он формирует или не формирует среду. Есть несколько критериев. Мы оценивали каждый объект, в первую очередь, исходя из исторической (по году постройки), архитектурной и градостроительной ценности. Каждый из этих критериев подразделяется на дополнительные оценочные позиции. Мы оцениваем полную или частичную сохранность объекта, степень искажения первоначального внешнего облика, его характер – утилитарный или более парадный. Второй критерий – это нахождение объекта в среде - либо акцентная роль, либо фоновый элемент среды, и насколько сама среда сохранилась и сформировалась в данном месте".
Ценные средовые объекты (условное рабочее название) – здания и сооружения с высокой исторической, архитектурной и градостроительной ценностью, определяющие характеристики историко-градостроительной среды и являющиеся маркерами ее идентичности и подлинности.
Средовые объекты (условное рабочее название) – здания и сооружения фонового значения, не обладающие особой исторической, архитектурной и градостроительной ценностью или частично утратившие ценностные показатели, но обеспечивающие поддержание средовых характеристик.
Несредовые объекты (условное рабочее название) – здания, строения и сооружения, средовые качества которых утрачены либо в силу утраты исторического окружения таких объектов, либо в силу значительного искажения первоначального внешнего облика или изменения характера их использования.
В основном, это – утилитарные хозяйственные флигели, бывшие дворницкие, проходные, пристройки, находящиеся на внутридворовой территории. Закон 820-7 не регулирует вопрос сноса (разборки) несредовых зданий и не обязывает владельцев совершать действия по их реконструкции.
Заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга Михаил МИЛЬЧИК: "У нас довольно много еще сохранилось каретников, дровяных сараев во дворах, которые, конечно, не являются чаще всего шедеврами архитектуры, отнюдь. Тем не менее, это – часть городской среды. Они, как правило, не попадают в средовые, а между тем представляют определенную историко-культурную ценность, и построенные до 1917 года требуют сохранения. Изучение этой массы сооружений – очень правильное. Это, конечно, работа трудная, долгая, но абсолютно необходимая".
Первый заместитель председателя КГИОП Алексей МИХАЙЛОВ: "Многие из них в неудовлетворительном состоянии, стоят заколоченные, не используются. Современный режим зон охраны допускает разборку аварийных объектов на внутридворовой территории и не требует их восстановления. При этом за 15 лет действия Закона 820-7 эти объекты не были разобраны и перестроены, потому что есть масса других ограничений, прежде всего, связанные с парковкой, озеленением, пожарными проездами, которые делают абсолютно невыгодной разборку исторического здания. Поэтому придание им статуса несредовых, по нашему мнению, не повлечет абсолютно никаких практических действий в отношении них".
Игорь Пасечник рассказал, что еще есть дополнительная категория – это объекты, которые требуют дальнейшего изучения. По некоторым из них недостаточно имеющихся сведений и ведется поиск архивных материалов. Некоторые здания включают разновременные объемы, границы которых сложно определить на основе только лишь визуального анализа. Есть также восстановленные объекты, в которых воспроизведены исторические архитектурные решения лицевых фасадов.
Объекты застройки, расположенные в зонах охраны исторически сложившихся центральных районов Санкт‑Петербурга, в отношении которых не будет принято решение об отнесении к одной из трех категорий в связи с недостаточной изученностью, сохранят статус исторических зданий.
В отношении периферийных и пригородных районов сохранится действующее регулирование.
Президент Санкт‑Петербургского Союза архитекторов Владимир ГРИГОРЬЕВ отметил важность определения критериев: "Коль скоро мы говорим о городской среде, я хотел бы напомнить, извините за банальность, что среда городская сделана архитекторами. Поэтому когда мы говорим о профессиональном взгляде на вопросы городской среды, конечно, нужно опираться, на мой взгляд, не столько на методику именно сохранения объектов, охраны памятников и чего-либо, а на вопросы градостроительные, архитектурные, которая собственно и привели к этому феномену – Санкт‑Петербургу".
Руководитель Архитектурного бюро «СТУДИЯ-17» Святослав ГАЙКОВИЧ: "Каждая постройка, конечно, должна быть классифицирована индивидуально, а не по дате, это была заложена идеология вредоносная. Она совершенно не учитывает, что в любой исторический период примерно один и тот же процент хлама создавался обществом – и архитекторами тоже".
Алексей Михайлов подчеркнул, что к работе по изучению исторической среды максимально привлекается профессиональное сообщество. Рабочая группа, которая разрабатывала и согласовывала методику разделения зданий по категориям, состоит из профессионалов, и дальнейшее обсуждение также будет строиться, прежде всего, на профессиональном уровне.
«Мы крайне заинтересованы в том, чтобы к нам поступали предложения и замечания», - отметил он.
Государственная историко-культурная экспертиза проекта и полный перечень зданий с фотографиями и ситуационными планами в ноябре 2023 года были опубликованы на сайте КГИОП для широкого общественного обсуждения.
Все поступаюшие в ходе общественного обсуждения обращения систематизируются и учитываются при продолжении профессионального обсуждения. Поступило 546 обращений, из которых 10% составили обращения уникальные, с предложениями по конкретным объектам.
В декабре 2023 года проект рассмотрен на заседании Президиума СПб ГО ВООПИК, в январе – на совете Санкт‑Петербургского отделения ИКОМОС. Эксперты поддержали методику классификации зданий и дали ряд рекомендаций и замечаний.
Приглашенная на заседание Совета Уполномоченный по правам человека в Санкт‑Петербурге Светлана АГАПИТОВА в своем выступлении подчеркнула, что обсуждение проекта закона о зонах охраны должно вестись публично, и к каждому объекту должен применяться индивидуальный подход. Она передала первому заместителю председателя КГИОП Алексею Михайлову резолюцию совещания на площадке Уполномоченного по правам человека в Санкт‑Петербурге.
Кинорежиссер Александр СОКУРОВ: "Я решительно поддерживаю всех, кто относится особенным образом к 820-му Закону, мы, наверное, в Европе первые, а уж в Российской Федерации точно. Ни один из городов Российской Федерации не смог сформировать и согласовать с общественностью, со всеми институциями существование этого закона. И ни один из городов Российской Федерации не поддержал инициативу Матвиенко по работе с градозащитным движением, она активно его защищала и участвовала в нем. Все, что касается дворовых построек – тут нужна, конечно,компетентная оценка, и то, что комитет сейчас пытается провести ревизию всей нашей архитектурной ценности – абсолютно справедливо, абсолютно эволюционно. Это – продолжение того, что началось с принятием 820-го Закона".
Руководитель Архитектурного бюро «Студия 44» Никита ЯВЕЙН: "Год как критерий надо снять точно - как может быть критерий, который имеет несколько вариантов. Если у дома четыре года постройки, значит, мы уже в юридический термин закладываем конфликт. Мне кажется, также надо больше вносить постройки 1917-1960 годов, у нас очень много хороших домов. И коли мы вносим изменения в 820-й Закон, нужно поправить требования режимов в ОЗРЗ-2 – а это большой кусок Петроградского и Василеостровского районов - где установлено ограничение 28-33 м., понижать до 30 м. 9-этажные здания «вылетают» из структуры и масштаба улиц".
Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга согласился с методическими принципами определения ценности объектов исторической застройки, предполагающими их дифференциацию на различные категории.
Также члены Совета положительно оценили существенное расширение перечней средовых объектов за счет зданий, построенных после 1917 года, но не отнесенных к историческим зданиям согласно действующей редакции Закона 820-7. На сегодняшний день предлагается включение в средовые объекты 660 зданий и сооружений советского периода в центральных районах Санкт‑Петербурга. Они будут учтены в новом проекте зон охраны.
В 2024 году продолжится профессиональное и общественное обсуждение проекта, в том числе на Рабочей группе Законодательного СобранияСанкт‑Петербурга. Проект зон охраны с пообъектнымиперечнями зданий трех категорий будет вынесен на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга в 2024 году.