Издания

Официальная публикация

Проект реконструкции Апраксина двора может существенно измениться

Представленная 25 января 2008 г. компанией «Главстрой-СПб», концепция масштабной реконструкции комплекса «Апраксин двор», разработанная с участием британского архитектора Криса Уилкинсона может претерпеть существенные изменения по сравнению с первоначальным замыслом по результатам историко-культурной экспертизы, сообщает пресс-служба компании.

Первоначальная концепция предполагала глубокое преобразование территории Апраксина двора, которое могло быть обеспечено сносом около 35 корпусов рынка с последующим новым строительством на их месте современных зданий для наполнения их различными функциями – торгово-развлекательной, офисной, жилой, гостиничной и культурной. Остальная часть исторических корпусов Апраксина двора предполагала различную степень воздействия – от реконструкции до реставрации. Общий объем площадей, предусмотренных первоначальной концепцией, составлял около 350 тысяч кв.м., потребности жителей, арендаторов и гостей этих площадей должна была обеспечить парковка на 2500 машиномест.

Такая концепция была основана на проведенной в процессе подготовки к конкурсу экспресс-оценке ценности различных корпусов Апраксина двора и основывалась на имевшейся на тот момент в наличии информации.

Проводимая в настоящее время историко-культурная экспертиза требует длительного детального изучения Апраксина двора и позволит сделать обоснованные выводы. В результате работы экспертов будет четко определен перечень предметов охраны, подлежащих обязательному сохранению в процессе преобразования территории. К предметам охраны относятся как дошедшие до наших дней элементы зданий, так и градостроительные аспекты – местоположение и геометрические габариты зданий, их размещение друг относительно друга.

Предварительные результаты историко-культурной экспертизы зданий, подготовленные НИИ «Спецпроектреставрация» определили для инвестора объективную реальность, в рамках которой теперь придется осуществлять работы по преобразованию территории Апраксина двора. Эксперты определили существенно меньшее количество корпусов, с которых может быть снят статус объектов культурного наследия.

Это означает, что вместо значительного нового строительства инвестору придется приспосабливать к современному использованию существующие корпуса. Понятно, что современное представление о комфорте и безопасности пребывания людей в гостиницах, магазинах и офисах существенно отличается от идей организации лавок и складов, заложенных при строительстве и многочисленных переделках XIX в.

Во многих случаях просто нет возможности создать путем приспособления объекты, отвечающие современным требованиям (по покупательской и служебной логистике, габаритам помещений, освещенности и т.д.). Результаты историко-культурной экспертизы требуют существенной переработки первоначальной концепции. Адаптация концепции к требованиям по сохранению памятников займет несколько месяцев. Лишь после завершения этого этапа можно будет говорить о новых технико-экономических показателях проекта.

Однако уже сейчас понятно, что «выход» площадей нового Апраксина двора будет значительно меньше, чем было предусмотрено первоначальной концепцией. Естественно, изменения затронут и размер парковки. Это связано как с сокращением площадей, которые эта парковка должна обслуживать, так и с технической возможностью организации здесь подземного паркинга. Ведь изначально строительство паркинга предполагалось «открытым» путем – с отрывкой котлована и организацией «стен в грунте», обеспечивающих сохранность зданий по периметру нового строительства. Заглубление в грунт под существующими зданиями на порядок увеличивает риск их утраты. А невозможность организации защитных мер может повлечь и нарушения или даже обрушения ценных исторических зданий, даже расположенных за пределами Апраксина двора. Такие действия противоречат идеологии инвестора.

В настоящее время Комитетом по управлению городским имуществом Петербурга в рамках исполнения соглашения о реализации стратегического инвестиционного проекта преобразования территории Апраксина двора переданы инвестору для обеспечения сохранности всего около 10% площадей, находящихся в собственности казны Санкт-Петербурга. Работа по передаче помещений идет крайне сложно, что связано с позицией бывших арендаторов городских помещений. Практически все договоры аренды (за исключением 7 штук) прекратили свое действие либо по причине истечения срока, либо в результате выпуска законодательных актов правительства города.

Однако бывшие арендаторы продолжают, нисколько не смущаясь, совершенно незаконно пользоваться городским имуществом. В свою очередь, «Главстрой-СПб», выполняя свои обязательства по соглашению, сформировал график переговоров со всеми частными собственниками помещений Апраксина двора. Результатом переговоров станет либо выкуп помещений, либо вовлечение собственников в проект в качестве соинвесторов.

В ближайшее время компания начнет предусмотренные соглашением работы по инвентаризации объектов инженерной инфраструктуры на территории преобразования. Цель работы – выявление состава и состояния сетей для последующего заключения договора их аренды. По требованию Государственной административно-технической инспекции перед началом этих работ «Главстрой-СПб» должен установить временное ограждение территории Апраксина двора с учетом обеспечения возможности прохода граждан.

Застройка аэродрома на Ходынском поле в Москве продлевается до 2013 г.

Столичные власти продлили сроки комплексной застройки территории центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле до 2013 г., сообщили в городской администрации. Решение о застройке было принято еще в 2002 г., и до 2010 г. ее планировалось уже осуществить. Теперь правительство Москвы продлило сроки реализации проекта до 2013 г. без применения штрафных санкций к ОАО «Авиапарк». Соответствующее постановление было подписано мэром Москвы Юрием Лужковым, передает ИА Интерфакс.

«Авиапарк» является заказчиком-застройщиком этого проекта. Префектуре Северного округа поручено вести оперативный контроль за ходом реализации данного инвестиционного проекта".

На территории аэродрома предполагалось строительство ряда крупных объектов. Непосредственно на бывшей взлетной полосе должен был появиться торгово-выставочный комплекс с Национальным музеем космонавтики и авиации, в южной части – жилой комплекс площадью более 150 тысяч кв. м. Также на территории аэродрома должны быть построены несколько гостинично-офисных центров общей площадью до 950 тысяч кв. м. Кроме того, предполагалось строительство школы на 550 мест и здание клуба ветеранов внешней разведки (до 62 тысяч кв. м. Почти 40 га в центральной части аэродрома планировалось озеленить – создать парк «Исторические ландшафты Москвы».

По ранее принятым документам, 30% площади после застройки передавалась в собственность застройщика, а 70% предназначалась для расчетов с привлеченными инвесторами.

Заказчиком на строительство жилья выступает Минобороны РФ, а в качестве инвестора жилой застройки – ЗАО «Мосфундаментстрой-6». После окончания строительства 30% квартир будет передано в собственность Минобороны для военнослужащих и 70% получит инвестор, в том числе для расчета с привлеченными соинвесторами.

Столичные власти также участвуют в данном проекте. Город должен обеспечить строительство на этой территории объектов социальной инфраструктуры, магистральных инженерных коммуникаций и сетей, а также I очереди парка. Заказчиком по этим видам работ выступает ОАО «Москапстрой». По завершению застройки в собственность Москвы полностью отойдет здание школы, 40% нежилых помещений и 20% гаражей-стоянок.