Издания

Официальная публикация

Р.Филимонов: Закон 214-ФЗ стал работоспособным, теперь он должен исполняться

Сегодня в редакции «Строительного Еженедельника» состоялся круглый стол «Практические аспекты работы по закону 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов». В дискуссии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов, председатель Комитета по строительству Вячеслав Семененко, гендиректор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов и руководители строительных компаний.

Как напомнил Р.Филимонов, федеральный закон, принятый в декабре 2004 г., в его первоначальном виде казался строительному сообществу неисполнимым, и в течение целого года в соответствии с его положениями не было издано ни одной проектной декларации, затем к работе по 214-ФЗ приступило лишь несколько компаний. Однако в дальнейшем в закон был внесен ряд поправок, и он стал более работоспособным.

В период кризиса, когда риски увеличились, социальная значимость закона выросла: его исполнение стало для потенциальных дольщиков гарантией защиты их интересов. ФЗ-214, допускающий заключение договоров лишь после получения разрешения на строительство и обязывающий к регистрации каждого договора долевого участия в Управлении федеральной регистрационной службы (УФРС), исключает возможность двойных продаж и минимизирует риск возникновения проблемы «обманутых дольщиков».

В то же время, в применении закона всем строительным сообществом заинтересованы и руководители регионов. Как подчеркнул В.Семененко, в строительной отрасли пока нет таких же законодательных гарантий сохранности вкладов, как в банковской сфере. Поэтому ФЗ-214 служит основным законодательным инструментом сокращения рисков неисполнения договорных обязательств.

В Санкт-Петербурге усилиями городского правительства было налажено взаимодействие с Управлением федеральной регистрационной службы (УФРС) с целью оперативной регистрации договоров долевого участия. Сегодня работа по 214-ФЗ идет охотнее.

По словам вице-губернатора, сегодня все больше компаний проявляют интерес к участию в аукционах по закупке городом построенной жилой недвижимости. При этом к аукциону будут допускаются лишь компании, гарантирующие заключение договоров долевого участия по 214-ФЗ.

При переходе к исполнению ФЗ-214 всем строительным сообществом город рассчитывает на конструктивное партнерство с саморегулируемыми строительными организациями. В то же время основную долю ответственности возьмут на себя власти Петербурга, подчеркнул глава Строительного комитета. Он напомнил о том, что у города достаточно рычагов воздействия: «В России государство всегда играло большую роль в управлении, а в период кризиса возрастание влияния государства является общемировой тенденцией».

Все требования 214-ФЗ сегодня исполняет 28 крупных строительных компаний города, еще 30 организаций заявили о переходе к его исполнению, уточнил В.Семененко. Он убежден в том, что это число в ближайшее время возрастет, поскольку после принятия новых поправок к закону, уже рассмотренных Госдумой в первом чтении, заключение договоров долевого участия станет возможным лишь в соответствии с 214-ФЗ.

В то же время, учитывая трудоемкость процедуры заключения договоров, городское правительство пошло навстречу застройщикам, заканчивающим строительство многоквартирных жилых домов. По объектам, находящимся в завершающей стадии или уже построенным, не потребуется переоформление договоров, что позволит избежать задержки ввода недвижимости в эксплуатацию и оформления прав собственности покупателей.

Комитет Госдумы предлагает тратить средства Фонда ЖКХ при переселении граждан лишь на новое жилье

Комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям одобрил поправку в закон «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», в соответствии с которой предлагается использовать поддержку на переселение граждан из ветхого жилья из средств Фонда только на строительство домов и приобретение квартир на первичном рынке. Поправка была внесена ко II чтению законопроекта, уточняющего механизм возврата финансовой поддержки, предоставленной субъектам РФ за счет средств Фонда ЖКХ, передает ИА Интерфакс.

Всего, по словам М.Шаккума, поступило 12 поправок, все их Комитет рекомендовал принять. Предлагается ввести норму, при которой финподдержка из Фонда ЖКХ, предоставляемая субъектам РФ и МО на расселение аварийного фонда, до 31 декабря 2010 г. может использоваться только на покупку жилья и строительство домов. По словам М.Шаккума, такая мера предусматривается для поддержки «застройщиков, которые находятся сейчас в тяжелом положении».

В настоящее время, помимо этих способов, местные власти могут предоставлять переселенцам из ветхого фонда жилье по договору социального найма или жилье, подлежащее изъятию.

Также во II чтении предлагается принять поправку, позволяющую не регистрировать госконтракты на приобретение жилья у застройщиков в случае, если оно покупается за счет средств федерального бюджета. При этом госрегистрация прав собственности на такое жилье должна быть проведена не более чем через 5 рабочих дней после подачи документов.

В целом в законопроекте предлагается дифференцировать объем средств фонда, подлежащих возврату регионами, в зависимости от оснований такого возврата. В результате, полагают авторы законопроекта, объем возвращаемых средств существенно снизится.

Действующим законодательством установлено, что предоставление поддержки из Фонда приостанавливается в случае, если субъект РФ не представил отчет об использовании средств, либо представил его с нарушениями требований, а также если было допущено нецелевое использование средств. Кроме того, предоставление поддержки приостанавливается, если средства фонда использовались без соблюдения условия долевого участия регионов. При этом субъект РФ должен возвращать средства в Фонд, если он не устранил допущенные нарушения в течение 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении предоставления поддержки.

В законопроекте предлагается увеличить этот срок до 4 месяцев. Также вводится новое положение о суммах, которые должны возвращать субъекты РФ. Предусмотрено, что в случае нецелевого использования средств регион или МО должен вернуть только сумму этого нецелевого использования. Вся сумма поддержки должна быть возвращена в случае нарушения условий предоставления средств или если не было соблюдено условие софинансирования. Помимо этого должен быть возвращен неизрасходованный остаток средств.

Решение о возврате средств будет принимать правительство РФ, за исключением возврата неизрасходованных остатков. В этом случае решение будет принимать правление Фонда.