Издания

Официальная публикация

Оптимизации системы госзаказа в ЖКХ и строительстве препятствует федеральное законодательство

В течение последних 5 лет Санкт-Петербург опередил другие регионы по эффективности процедур городского и муниципального госзаказа, что выражается как в абсолютных, так и в относительных финансовых показателях. Объем горзаказа достиг в 2008 г. рекордной величины, составив 170 млрд. рублей, и лишь ненамного – до 159 млрд. – сократился в кризисном 2009 г. Об этом напомнил на конференции петербургского отделения ассоциации «Деловая Россия» начальник управления госзаказа КЭРППТ Николай Залесский.

Преимуществами Санкт-Петербурга, по его словам, являются своевременность исполнения госзаказа (до 60-70% работ, запланированных на год, осуществляется в I полугодии), а также прозрачность процедур, обеспечиваемая исчерпывающим и детальным информационным сопровождением.

В то же время, как признает Н.Залесский, в сфере госзаказа сохраняются проблемы, связанные с ценообразованием и качеством управления госконтрактами. К этому предрасполагает федеральное законодательство: после введения в 2006 г. поправок в закон №94-ФЗ, исключивших требование квалификационного отбора, возникает возможность как для ценового сговора между участниками тендерах, так и, напротив, для демпинга цен. В первом случае снижение цены не превышает 0,5-1%, во втором цена снижается на 60-70%, в ряде случаев оказываясь явно ниже себестоимости.

По словам чиновника, в последние годы в сфере госзаказа отмечалось две «волны» ценового демпинга – в 2006 г. после либерализации закона и в конце 2008 г., когда кризис повысил интерес многих компаний, в особенности занятых в сфере строительства и ЖКХ, к участию в тендерах.

Тем не менее, недостатки законодательства можно минимизировать посредством качественного управления госконтрактом. Условия тендера во многом зависят от грамотной формулировки техзадания и адекватного установления начальной цены, отмечает Н.Залесский. Кроме того, в целях сокращения коррупционных рисков, по его мнению, целесообразен переход к практике проведения конкурсов в электронной форме, что снижает вероятность сговора и незаконного лоббизма.

Существенный вред практике госзаказа наносят часто вносимые изменения в действующее федеральное законодательство. При этом их трудно прогнозировать, поскольку авторы новых законов, корректирующих закон №94-ФЗ и смежные законодательные акты, систематически не направляют свои законопроекты в регион.

В КЭРППТ считают необходимым совершенствование контроля над госзаказом со стороны УФАС, Комитета по финансовому контролю и органов прокурорского надзора. Между тем ассоциации малого бизнеса ставят вопрос о дополнении этих мер общественным контролем. Так, эксперт Петербургского союза поставщиков Максим Шишкин на конференции высказал предложение о предоставлении общественным структурам возможности присутствовать на заседаниях комиссий по госзаказу в последний день подачи заявлений, когда, по его сведениям, наиболее часто встречаются случаи подмены котировок.

Как считает заместитель руководителя петербургского УФАС Виктор Самойлик, названные проблемы не будут решены без коренной переработки закона №94-ФЗ. Этот акт он считает одним из самых неудачных в отечественном законодательстве. По его словам, в большинстве стран Западной Европы выполнение работ по госзаказу доверяется достаточно узкому кругу компаний, доказавших свою репутацию, в то время как российские законы позволяют побеждать в тендерах любой организации, предложившей минимальную цену.

По мнению гендиректора СРО «Объединения строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, демпинг цен в практике конкурсных процедур госзаказа в строительстве и ЖКХ практикуется компаниями, использующими заведомо некачественные материалы, эксплуатирующими дешевую неквалифицированную рабочую силу, а также осуществляющими незаконную экономию средств, фактически уходя от налогов. Он убежден в том, что переход к саморегулированию в строительной области с начала 2010 г. оставит за бортом организации-однодневки, которые не смогут получить допуск работам, не доказав свою профессиональную состоятельность. «Если у ГАТИ нет оснований для проверки участников конкурса, то у нас этот механизм есть», - подчеркнул А.Белоусов. Он также напомнил, что «Объединение строителей Санкт-Петербурга», привлекая юридические отделы крупнейших компаний-застройщиков, готовит пакет собственных поправок в закон №94-ФЗ.

Строительство нового моста через Большую Неву может начаться в 2010 г.

Вопрос о проекте строительства нового автомобильного моста через Большую Неву с условным названием «Ново-Адмиралтейский» обсуждался сегодня на совещании с участием губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в Смольном. Как сообщил по итогам совещания вице-губернатор Алексей Сергеев, окончательный вариант проекта будет уточнен не позднее 15 июля, после чего разработки будут отправлены в Москву, в Главгосэкспертизу. В случае, если проект получит положительное заключение экспертов до конца 2009 г., в 2010 г. начнется строительство.

Как сообщало ранее АСН-инфо, в конце мая 2009 г. проектировщик – ЗАО «Институт «Стройпроект» предложил на рассмотрение городского правительства вариант строительства моста, проходящего по эстакаде через территорию Ново-Адмиралтейского острова и р. Пряжку, который должен был выйти на Васильевский остров в створе 24-25 линий В.О. Но такое предложение не соответствовало нормам судоходства. Кроме того, и ранее, и позднее обсуждалось множество других вариантов.

Новый проект, представленный сегодня в Смольном, предусматривает пробивку Английского пр. по Ново-Адмиралтейскому острову до берега Невы и выход моста в створ 16-17 линий В.О. Этот вариант, как и прежние, учитывает судоходные габариты, однако предусматривает снижение ширины моста с 80 до 50 м, а высоты с 9,5 до 6 м, - пояснил А.Сергеев. При этом длина моста (600 м) стала меньше планировавшейся на 400 м. В результате проектировщикам удалось выполнить требование губернатора по снижению затрат на строительство с 14 до 7-8 млрд. рублей. А.Сергеев заверил также, что с архитектурной точки зрения новый вариант проекта является вполне традиционным для Петербурга.

Принятие окончательного решения по проекту было отложено по просьбе КГА и КГИОП, которые попросили время на дополнительную проработку вопроса, - сообщил он. Вице-губернатор подчеркнул при этом, что новые предложения проектировщиков позволяют обойти все здания-памятники, расположенные на территории Ново-Адмиралтейского острова. «Но, как сказала губернатор, поскольку мосты через Неву строятся раз в 100 лет, необходимо все тщательно продумать и проработать», - заявил он.

«Я полагаю, что никаких конфликтов по вопросам собственности тут не возникнет. «Адмиралтейские верфи» уходят с Ново-Адмиралтейского острова, это уже решено. Имеется также решение о передаче этой территории из федеральной в городскую собственность. По факту приема ее на баланс города, начнется работа по созданию проекта планировки», - добавил А.Сергеев.

Строительство нового моста, по его словам, может занять порядка 3 лет. Вице-губернатор также отметил, что ввод этого объекта позволит закрыть давно ожидающий капитального ремонта Дворцовый мост.