Издания

Официальная публикация

Строительство «Охта-центра» приравняет историческую ценность центра Петербурга к Катманду

Сегодня в ИА Росбалт состоялась встреча с представителями российской делегации 33-й сессии Центра культурного наследия ЮНЕСКО, прибывшими из Москвы. Как ранее сообщало АСН-инфо, на сессии, прошедшей в Севилье (Испания), было принято решение об исключении исторического центра Дрездена (Германия) из списка объектов всемирного культурного наследия.

Как рассказала ученый секретарь Совета по наследию при Союзе архитекторов России Ирина Заика, в настоящее время в список объектов всемирного культурного наследия включено 890 достопримечательных мест, архитектурных и природных памятников во всех частях света. В России в список всемирного наследия входят 15 архитектурных комплексов, в том числе исторический центр Санкт-Петербурга в границах определенной в 1988 г. объединенной охранной зоны, ряд объектов Москвы, историческая часть Ярославля, Соловецкий монастырь и др. Рассматривается вопрос о включении в список ядра Пскова. Кроме того, в перечень включены 8 российских природных заповедных территорий, предполагаются к включению еще 8, сообщил президент фонда «Российское природное наследие» Алексей Буторин.

По словам делегатов, 33-я сессия затянулась в связи с длительным обсуждением вопроса о Дрездене, в связи с чем некоторые российские памятники рассматривались уже после отъезда большинства делегатов, представлявших региональные органы охраны памятников. В частности, представители правительства Санкт-Петербурга, по свидетельству делегатов, отсутствовали в зале, когда был зачитан доклад миссии, производивший мониторинг в городе. Тем не менее, текст доклада доступен. Его перевод на русский язык был представлен на пресс-конференции депутатом ЗакСа Алексеем Ковалевым.

В разделе «Текущие вопросы охраны» напоминается о том, что на предыдущей сессии в 2008 г. представители Санкт-Петербурга не представили подробный отчет о состоянии охраны объекта всемирного наследия (объединенной охранной зоны). Тогда Комитет по всемирному наследию «выразил серьезную озабоченность по поводу предполагаемого строительства башни Газпрома «Охта-центр», в связи с чем сформировал мониторинговую миссию с участием экспертов ИКОМОС.

По результатам работы миссии в докладе выражается удовлетворение в связи с принятием закона «О границах зон охраны объектов культурного наследия». В то же время миссия отмечает «развивающуюся либерализацию зон охраны». В частности, в докладе говорится, что в объединенной охранной зоне осуществляются» сносы и ненадлежащее строительство при возведении отелей – в частности, «Ренессанс» и «Амбассадор».

Кроме того, как отметили авторы, в Санкт-Петербурге не только появились здания высотой свыше 100 м, но и «предусмотрена не вполне ясная процедура, дающая возможность превышения установленной законом высоты – например, установления высоты 396 м для предполагаемой башни на Охте».

«Миссия придерживается мнения о том, что при сохранении текущего местоположения и высоты башня представляет угрозу выдающейся всемирной ценности объекта культурного наследия», - отмечают авторы доклада, имея в виду объединенную охранную зону Санкт-Петербурга (которая включает устье Охты). «Башня противоречит характеристикам горизонтального, прибрежного и городского ландшафтов. Башня угрожает подлинности и целостности объекта, вступая в диссонанс с «небесной линией» исторической панорамы р. Невы. Башня поставит под угрозу определенные визуальные оси. Предполагаемая высота башни нарушить существующие режимы для территории и может создать опасный прецедент», говорится в докладе.

В разделе «Рекомендации» Комитету по всемирному наследию не рекомендуется поддерживать строительство башни «Охта-центра» в ее нынешних размерах. Миссия рекомендует Комитету оставаться открытым для альтернативных предложений, не угрожающих подлинности и целостности объекта, причем «любое новое предложение должно сопровождаться независимым анализом воздействия объекта на городскую среду». Предлагается проведение в Санкт-Петербурге международной конференции о сохранении и управлении объектами всемирного культурного наследия.

«При неисполнении этих и других рекомендаций Комитет по всемирному наследию может рассмотреть вопрос о внесении объекта в Список всемирного наследия в опасности», - отмечается в последней фразе доклада. В настоящее время этот список включает 31 архитектурный и природный объект. К этой категории относятся центры старинных городов, разрушенных землетрясением (Бам в Иране, Старая крепость в Баку, Азербайджан), оказавшихся на территории боевых действий (долина Бамиан в Афганистане), а также исторические города, хаотически застроенные современными строениями (Катманду в Непале и Забид в Йемене).

Николаевский вокзал в Москве вернул свое историческое имя

Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве переименован в Николаевский приказом президента РЖД Владимира Якунина. «В.Якунин подписал приказ о возвращении вокзалу его исторического названия», сообщил советник главы РЖД Александр Пирков.
Указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой был подписан императором Николаем I 1 февраля 1842 г. Работы по проектированию и строительству возглавили инженеры путей сообщения П.Мельников, ставший впоследствии первым министром путей сообщения, и H.Крафт. Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 г. А 19 августа дорогу опробовал сам Государь Император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 г.

Решение было принято в  рамках реализации соглашения о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Русской Православной Церковью и принимая во внимание обращение общественного фонда «Возвращение», в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства.

Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала. Обоснованность такого решения подтверждена заключением Института Российской истории РАН и поддержана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы.

Кроме того, программой мер по благоустройству Николаевского и Ярославского железнодорожных вокзалов Москвы предусмотрено приведение по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры интерьера и экстерьера зданий вокзалов в соответствие с историческим обликом, в том числе – обеспечение установки государственных герба и флага России на конструктивных элементах и фасадах.

Кроме того, в рамках Соглашения о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Русской Православной Церковью на территории Николаевского вокзала будет построен храм Св. Николая Чудотворца, сообщает пресс-служба ОЖД.

Николаевский вокзал – самый старый в Москве. Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 г. Длина его составляла 25 саженей, ширина - 12 саженей (1 сажень = 2,13 м). На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором – служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватер-клозетах. Особенно шикарной была отделка императорских покоев: генерал Н.Крафт, отвечавший за строительство здания, распорядился поставить массивные дубовые двери, граф Клейнмихель - шкафы с зеркальными стеклами.

Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер, т.е. крытый перрон, длиной в 50, шириной 12,5 саженей, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 г., когда ее заменили на арочную.

В 1855 г., после кончины Императора Николая I, Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзалы в Москве м Петербурге стали Николаевскими.

В феврале 1923 г. приказом Ф.Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Такое же имя получил и вокзал. А через год в связи с переименованием северной столицы он стал называться Ленинградским.

В марте 2007 г., участники общественного проекта «Возвращение», включая представителей Московского патриархата, обратились к властям Москвы и руководству ОАО «Российские железные дороги» с просьбой вернуть вокзалу его историческое название – Николаевский. Обращение включало также предложение вернуть имя «Николаевская» старейшей российской железной дороге между Москвой и Петербургом. Кроме того, участники «Возвращения» предлагали заменить красную звезду на шпиле над вокзалом на двуглавого орла,.