Издания

Официальная публикация

Строительство жилья для нужд работников новых производств становится в РФ частой практикой

Активное развитие в докризисный период российской промышленности стало стимулом для строительства компаниями жилых массивов в качестве стимулирования работников новых производств. Недавний ввод в эксплуатацию во Всеволожском районе Ленобласти I очереди жилого комплекса Haikkapeliitta Village для персонала завода автомобильных шин Nokian Tyres (Финляндия) стал очередным подтверждением этой тенденции, несколько ослабленной кризисом, но сохранившей свою актуальность.

«Открытие крупных заводов (таких как «Форд», «Ниссан» и др.), сопряжено с единовременным набором большого количества рабочей силы. В Санкт-Петербурге безработицы до кризиса практически не было. Найти необходимое количество квалифицированных сотрудников было крайне проблематично. Предоставление жилья позволяет привлечь рабочую силу из других регионов страны», - отмечает директор департамента консалтинга и аналитики компании «Мир недвижимости» Илья Логинов.

По признанию президента Nokian Tyres Кима Грана, построенное жилье, которое компания предлагает персоналу приобрести на условиях, несопоставимых с действующими на рынке (закрытая ипотечная программа предполагает кредит под 7,3% годовых с рассрочкой на 7-20 лет с первоначальным взносом 5-20%), является действенным мотивирующим фактором.

По словам И.Логинова, «не только иностранные компании строят жилье для своих нужд. Подобная практика, например, будет использована в Усть-Луге для обслуживания строящегося порта».

Это не является исключением. ЗАО «Бизнес Инжиниринг» и ЗАО «Северо-Западная Инвестиционно-жилищная компания» (СЗИЖК), входящие в инвестиционно-промышленную группу ИСТ, возводят более 170 тысяч кв. м жилья в Тихвине (Ленобласть) для нанимаемых сотрудников строящегося «Тихвинского вагоностроительного завода».

Не менее характерным примером является компания «Желдорипотека», с 2002 г. строящая жилье во многих регионах страны для сотрудников ОАО «Российские железные дороги». Проект строительства ЛАЭС-2 также заранее включал раздел по строительству жилья для персонала будущей атомной станции в Сосновом Бору (Ленобласть).

В то же время, подобная практика типична, главным образом, для районов, характеризующихся значительной нехваткой жилья. В мегаполисах и больших городах такая практика менее распространена. Сотрудникам предприятий, при условии выплаты достойной зарплаты, предлагается самостоятельно решать жилищные проблемы. Соответственно, строительство корпоративных квартир вряд ли способно оказать существенное влияние на рынок жилья в целом.

«Для Питера и иных крупных городов корпоративные стройки не оказывают сколь-нибудь значимого влияния на ситуацию на рынке. Слишком не велик удельный вес таких строек, - отмечает И.Логинов. – Сегодня, в условиях кризиса, мало того, что иностранные концерны свертывают свои программы развития и переносят планы по строительству производств в России, но и уровень безработицы позволяет решить проблема найма сотрудников менее затратными способами».

источник: АСН-инфо

Вместо эпатажного облака из Мариинки-2 получился «коробочный квартал»

Сегодня на суд петербургского Градостроительного совета было вынесено конструктивно-планировочное и архитектурное решение здания второй сцены Мариинского театра. Над проектом работает канадское архитектурное бюро Diamond & Schmitt, победившее в тендере летом 2009 г., и их российский партнер – ООО «ВИПС» (главный архитектор проекта Игорь Седаков).

Как напомнил директор ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ» Валерий Гутовский, решение о строительстве было принято на федеральном уровне в 2002 г. На состоявшемся год спустя международном конкурсе победила мастерская Доминика Перро (Франция) c проектом здания в виде золотого облака. Проект не только вызвал протесты общественности в связи с резким диссонансом с застройкой исторического центра, но также был забракован Главгосэкспертизой, представившей около 400 замечаний, в том числе по безопасности несущих конструкций.

По оценке главного архитектора Санкт-Петербурга Юрия Митюрева, в настоящее время эпатажные архитектурные решения воспринимаются с еще большим недоверием, чем 6 лет назад. Эскизный проект Diamond & Schmitt показался архитектурному сообществу более скромным и адекватным. Кроме того, работа канадского бюро привлекла внимание художественного руководителя театра Валерия Гергиева.

На сегодня ООО «ВИПС» и его подрядчики закончили сооружение подземной части театра. Как рассказал гендиректор компании Андрей Панферов, нулевой цикл строительства к концу 2009 г. будет завершен.

Глава канадского архитектурного бюро Джек Даймонд заверил аудиторию в ответственном подходе компании к исторической среде города. Изучая петербургскую архитектуру, канадцы обратили внимание на строгость и непрерывность горизонтальных линий, а также контраст между стенами и завершающими частями зданий.

В отличие от проекта Д.Перро, фасад здания в решении, предложенном Diamond & Schmitt, не имеет ни одной кривой линии. Строго прямоугольные фасады по всем сторонам здания, полностью занимающего квартал, открываются расположенными на разной высоте остекленными обзорными эркерами (на углу Минского пер. и ул. Декабристов эркер занимает 3 этажа) также строго прямоугольной формы, как и вход с нависающим козырьком со стороны Крюкова канала у Офицерского моста. Фасад со стороны уд. Декабристов опирается на асимметрично расположенные прямоугольные колонны. Оконные проемы также расположены асимметрично, со стороны канала – со значительной общей площадью остекления.

Решение кровли над зрительным залом было представлено в двух вариантах – в виде волнообразного навеса и в виде более скромной по площади поверхности, увенчивающей стеклянное продолжение контура зала в высоту.

Д.Даймонд также подчеркнул, что внутреннее пространство театра максимально приспособлено для удобства зрителей: в отличие от традиционных русских театров, фойе, имея множество уровней и переходов, будет сплошным пространством, где посетители легко смогут сориентироваться. Скромным и функциональным будет также зрительный зал на 2000 человек, отделанный деревом. Два эркера из трех, обращенных к каналу, будут использованы для отдыха и питания посетителей и персонала.

Хотя Юрий Земцов, выступавший рецензентом, высоко оценил проект, подвергнувшийся, по его словам, благотворному влиянию «духа места», коллеги не разделили его положительной оценки. По мнению Александра Викторова, решения отдельных элементов – таких, как козырьки, эркеры, мостик-галерея над Крюковым каналом и восстанавливаемый по решению КГИОП утраченный фрагмент рынка работы Кваренги вдоль канала, разобщены, и композиция «рассыпается» на части. С ним согласен Рафаэль Даянов, считающий, что колоннаду бывшего рынка можно было бы «протянуть» на весь фасад со стороны канала, что соответствовало бы и историческому виду.

В свою очередь, Марк Рейнберг увидел единственное достоинство проекта в скромности его фасадов на фоне исторического здания Мариинки – что, по его мнению, здесь и требуется. Другие архитекторы, впрочем, считают, что архитектура не просто упрощена, но и невыразительна. «Получился коробочный квартал», - заявляет Тимофей Садовский. «Что-то подобное предлагалось в конкурсе на торговый центр на Ленинском проспекте», - припомнил Сергей Орешкин. Академик Юрий Курбатов воспринял здание как «большой агрегат». Если канадцы столь пристально изучали старый Петербург, то обратили бы внимание на разную высоту рядов окон в исторических зданиях, отметил Михаил Мамошин. «Все параметры окружающей застройки просто будто увеличены в два раза, включая длину фасада, окошки вразнобой, 7-метровые, но одинаковые, карниз один, пилон один», - перечислил признаки недостаточной фантазии Никита Явейн. Это здание не станет архитектурным событием, - полагают Вячеслав Ухов и Михаил Сарри.

Подводя итоги дискуссии, Ю.Митюрев отметил, что критика может играть и позитивную роль, тем более что канадская компания готова прислушиваться к советам. Он же огласил и решение: одобрить проект при условии доработки.

источник: АСН-инфо