По данным Аналитического консалтингового центра «Миэль» несмотря на замедление темпов строительства некоторых объектов, а также на перенос сроков ввода в эксплуатацию, за январь-сентябрь 2009 г. на рынок офисной недвижимости столицы вышло 976 тысяч кв. м качественных офисных площадей, что на 14% больше, чем в аналогичном периоде 2008 г. По итогам III квартала общий объем качественных офисных площадей Москвы достиг 10,339 млн. кв. м.
В III квартале продолжилось повышение спроса на офисную недвижимость. При этом он сдвинулся в сторону уменьшения запрашиваемых площадей. Если ранее спрос был ориентирован на помещения площадью 100-250 кв. м, то в III квартале среди заявок на аренду и продажу преобладали помещения площадью до 100 кв. м. Относительно местоположения по-прежнему наиболее востребованными остаются помещения в Центральном, Западном и Юго-западном АО столицы.
За прошедший квартал максимальное снижение арендных ставок (17%) было отмечено в сегменте офисных центров класса А. Арендные ставки на офисы класса В понизились на 10%, в административных зданиях класса С ставки уменьшились на 9%. Исключением стали лишь автономные офисы, арендные ставки на которые выросли на 5%.
По итогам III квартала средняя базовая арендная ставка на офисные помещения класса А составляет 648 долларов/кв.м/год, на помещения класса В – 390 долларов/кв.м/год, класса С – 362 долларов/кв.м/год, автономных офисов – 418 долларов/кв.м/год.
При этом, уровень вакантных площадей на конец III квартала в классе А составлял порядка 22%, в классе В - 26%.
Продолжает снижаться доля офисных помещений, предлагаемых в субаренду. В III квартале такие помещения составили 14% от всего объема предложения.
Рост цен продаж офисных помещений в III квартале был зафиксирован только в сегменте административных зданий класса С. Там цена выросла на 12% и достигла уровня 3528 долларов/кв.м. В офисных центрах класса А цена снизилась на 2% (7957 долларов/кв.м), класса В уменьшилась на 4% до 3883 долларов/кв.м. Автономные офисы потеряли в цене порядка 2% (5579 долларов/кв.м).
«Постепенно растет количество сделок, как на рынке аренды, так и на рынке продажи офисной недвижимости. При этом рынок все еще сохраняет «ориентацию на клиента», - отмечает генеральный директор АКЦ «Миэль» Владислав Луцков. – Продавцы и арендодатели по-прежнему готовы идти на снижение цены в процессе переговоров. И чем больше объем запрашиваемых покупателем или арендатором площадей, тем выше дисконт. Отказ в предоставлении дисконта при сделках с небольшими помещениями свидетельствует о том, что рынок достиг относительного ценового баланса в этом секторе. В ближайшей перспективе, с увеличением проводимых открытых сделок и с замедлением темпов снижения цен, можно предположить, что рыночное ценовое равновесие в офисном сегменте будет достигнуто».