Издания

Официальная публикация

Доля Сбербанка в ипотечном кредитовании в РФ в 2009 г. достигла 63%

В 2009 г. около 90% всех ипотечных кредитов было выдано тремя структурами – Сбербанком, АИЖК и ВТБ 24. Причем доля Сбербанка превысила 63% против 37% в 2008 г., пишет «Коммерсант».

По статистике ЦБ, за 2009 г. объем выданных ипотечных кредитов сократился более чем в 4 раза — с 655,7 млрд. рублей в 2008 г. до 152,4 млрд. в 2009 г. При этом большинство игроков, ранее выдававших заметные объемы ипотеки, практически прекратили предоставление кредитов, ограничившись обслуживанием накопленного портфеля.

Сбербанк во время кризиса почти вдвое увеличил свою долю в выдаче ипотеки. Остальные банки, включая государственный ВТБ 24, сокращали этот показатель. Если в 2008 г. ВТБ 24 выдал собственных и выкупил чужих кредитов на 109 млрд. рублей, то в 2009 г. выдал всего 11,7 млрд. Соответственно его доля снизилась с 16,6 до 7,6%.

В банке это объясняют антикризисными мерами, введенными осенью 2008 г., когда банк повысил первоначальный взнос до 30%, а также ввел мораторий на кредитование первичного рынка жилья.

Третьим крупным игроком ипотечного рынка в прошлом году стало АИЖК – его доля составляет 19% (28,7 млрд. рублей). Напомним, само АИЖК выдачей не занимается, а выкупает кредиты, выданные региональными банками по его стандартам. Однако объемы рефинансирования АИЖК в 2009 г. позволяют оценивать объемы выдачи его банков-партнеров, поскольку другие структуры, до кризиса также выкупавшие выданные по стандартам АИЖК кредиты, ушли с этого рынка.

Специализированные ипотечные банки практически незаметны на этом рынке – «Дельта Кредит», доля которого в 2008 г. составляла около 5%, по итогам 2009 г. сократил ее до 3%. Городской ипотечный банк не выдает собственных кредитов, и с лета 2009 г. работает как агент АИЖК. Практически приостановили ипотечное кредитование и иностранные банки. К примеру, ОТП-банк в 2008 г. выдал 2,5 млрд. рублей кредитов, а в 2009 г. – всего 49 млн.

Концентрация рынка ипотеки в пользу Сбербанка не удивляет участников рынка. «Такое распределение долей на рынке связано с тем, что в 2009 г. у банков не было возможности привлечения рыночного финансирования», - говорит заместитель гендиректора АИЖК Андрей Семенюк.

Впрочем, есть и нерыночные причины для лидерства Сбербанка, говорят банкиры. «У Сбербанка большой портфель кредитов застройщикам, и те из них, кто не может вернуть долги, расплачиваются с банком построенным жильем», - говорит один из участников рынка. А поскольку реализовать недвижимость сейчас сложно, то Сбербанк продает эти квартиры через ипотеку, а для большей привлекательности устанавливает цену этого жилья ниже рыночной, отмечает он.

«У нас всегда были льготные условия по ипотечному кредитованию жилья, строительство которого финансируется за счет кредитных средств Сбербанка, и это никак не повлияло на увеличение нашей доли, - возражает член правления Сбербанка Денис Бугров. По его мнению, доля банка выросла потому, что он – «один из немногих, кто не свернул ипотеку и установил приемлемые ставки».

Однако участники рынка не признают, что доминирующее положение Сбербанка способствовало снижению ставок. «Ставки Сбербанка в 2009 г. были на уровне большинства коммерческих банков, которые остались на этом рынке, - 14-16% годовых, - говорит директор департамента по работе с финансовыми институтами «Дельта Кредит» Вадим Пахаленко. – Наиболее сильно на ставки на рынке влияло АИЖК, которому государственные ресурсы на поддержку ипотечного рынка позволяли снижать уровень ставок».

источник: АСН-инфо

Эксперт: Коммуникации в загородных поселках не приносят прибыли, но позволяют продать землю

Коммуникации в коттеджном поселке – это тот камень преткновения, который породил кризис доверия к застройщикам на загородном рынке. В 2008-2009 гг. многие девелоперы оказались не способными выполнить эту энергоемкую и затратную часть работ и либо отказались от первоначальных планов, либо сдвинули сроки сдачи проектов.

Земля без коммуникаций в сегменте эконом сегодня занимает не более 15% от рынка, но стоит почти в 2 раза дешевле. Как правило, такие проекты осваивают девелоперы, которым нужны быстрые деньги. Прокладка коммуникаций увеличивает сроки реализации проекта минимум на 2 года (год – получение техусловий, 6 месяцев разработка проекта и минимум полгода на сами работы, и все это – при самом благоприятном стечении обстоятельств), а также увеличивает себестоимость строительства минимум в 2 раза. Причем прибыли от прокладки инженерных систем застройщик, как правило, не получает.

«Коммуникации – это маркетинговый инструмент, который не приносит прибыли, но позволяет продать землю, - рассказывает директор по продажам поселка «Окская слобода» Дмитрий Герасимов. – Реальные цифры затрат на коммуникации формируются и подсчитываются по факту – то есть после выполнения всех работ, когда земля уже продана и застройщик деньги получил. Как правило, реальная стоимость отличается от запланированной на 20% в сторону увеличения».

Тем не менее, более 85% рынка эконом-класса занимают поселки с коммуникациями, по крайней мере, обещанными. Сотка земли без инженерной инфраструктуры в эконом-классе стоит в среднем 60-70 тысяч, а при намерении застройщика проложить коммуникации – 140-150 тыс. Каков реальный процент поселков, где работы все же будут выполнены, предсказать трудно. Но настораживать уже сегодня должны те проекты, цена которых сильно отличается от среднерыночной.

«Если 10 соток продаются за 300 тысяч рублей, - подсчитывает Дмитрий Герасимов, Директор по продажам поселка «Окская слобода», - а стоимость минимального набора коммуникаций на такую же площадь составляет не менее 400 тысяч, остается только гадать, каким образом девелопер собирается выполнить свои обещания перед покупателями».

Многих девелоперов кризис заставил пересмотреть концепции своих поселков в части материального обеспечения – практически во всех новых проектах, вышедших на рынок после кризиса, набор запланированных опций серьезно сократился. Если до 2008 г. обычный комплекс включал в себя электричество, воду (скважина или центральное подключение), централизованный газ, канализацию (либо центральную, либо септик или так называемые индивидуальные очистные сооружения), то сегодня стандартный набор ограничивается электричеством (7-10 кВт на участок около 10 соток в проектах эконом-класса) и водой (обычно, скважина). Центральный водопровод и другие опции чаще всего оплачиваются за счет дополнительных взносов.

Важный пункт – сооружение сточно-ливневой канализации, то есть направление стока вод за счет специальных кюветов вдоль дорог, сегодня сложно найти в списках предусмотренных застройщиком коммуникаций. «Если не предусмотреть такую систему, со временем произойдет размыв грунта, дорог, размыв фундаментов домов, то есть жители поселка могут столкнуться с проблемами, которые решить самостоятельно будут не в силах, - считает Д.Герасимов».

Очевидно, что старые поселки, которые вышли на рынок еще до кризиса, продаются лучше за счет более полного набора опций в системе коммуникаций и, конечно, более высокой стадии строительства. Сегодня вполне реально за 150-200 тысяч долларов купить дачу, которую можно использовать уже этим летом. Причем наличие подключенных коммуникаций, увеличивая потребительскую привлекательность предложения, не влияет на цену объекта, которая была заранее сформирована и рассчитана с учетом будущих затрат на эти виды работ. И, хотя рынок готовых домов с подключенными коммуникациями в сегменте эконом ограничивается не более 10-15%, такие предложения есть. «Наряду с участками без подряда, которые предполагают долгосрочные вложения уже лично от покупателя, готовые дома, скорее всего, этой весной будут пользоваться повышенным спросом, - считает Д.Герасимов».

источник: АСН-инфо