Издания

Официальная публикация

В.Демин: Генпланы поселений Ленобласти должны в первую очередь решать инфраструктурные задачи

Наиболее сложные задачи в ходе разработки генеральных планов в Ленинградской области поставили перед собой местные власти тех поселений, которые наиболее приближены к Петербургу, отметил в своем выступлении на пленарном заседании III Международного форума градостроительства, архитектуры и дизайна A-CITY зампред Комитета по градостроительству и архитектуре региона Владимир Демин.

 «Территория Ленобласти больше по площади территории Петербурга в 1,6 раза, и в то же время плотность населения у нас меньше в 5 раз. В отличие от Петербурга, где процесс разработки градостроительной документации стимулируется, как правило, снизу, у нас он, в силу объективных причин, развивается параллельно, что порождает проблемы в части увязки схем территориального развития первого и второго уровня. Но есть и преимущества – мы можем таким образом учесть интересы на всех уровнях и повысить реалистичность этих документов», - рассказал чиновник.

Продемонстрировав участникам заседания слайды с генпланами и эскизами застройки прилегающих к Петербургу поселений, В.Демин в частности, заметил, что, например, первоначальный проект генплана Шлиссельбурга предполагал уничтожение части исторической застройки и старой планировочной структуры с последующим планами по плотному, высотному строительству жилья в этой зоне, а проект генплана в районе Тельмановского сельского поселения оказался слишком «эксцентиричным» - размещение жилья в нем было запланировано со стороны Петербурга, то есть со стороны промзоны в Шушарах. Кроме того, муниципалитеты зачастую «рисуют» целые города на месте нынешних сел.

Зампред КГА посетовал на тот факт, что областное правительство не вправе непосредственно вмешиваться в процесс работки генеральных планов городских и сельских поселений. «Но все равно мы пытаемся скорректировать их, по 3-4 раза обсуждаем эти проекты на градсовете, стараемся избавить муниципалитеты от попыток завысить прогнозные демографические данные, а некоторые поселения запланировали увеличение численности в 100 тысяч человек за предстоящие несколько лет, - сообщил он. – Вопрос ведь не только в том, чтобы скупить и застроить землю. Надо в первую очередь думать о том, чтобы обеспечить существующую и будущую застройку инфраструктурой».
источник: АСН-инфо

Что же решит съезд строительных СРО?

30 сентября в Москве должен завершиться процесс, с весны 2010 г. ставший едва ли не главной темой дискуссии в крупнейшей отрасли экономики страны с оборотами около 4 трлн. руб. - строительной. Третий всероссийский съезд некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ) должен завершить реформу регулирования в РФ деятельности строительных организаций, начатую в 2008 г., создать единое национальное объединение саморегулируемых организаций (СРО) строителей, утвердить полномочия руководства НОСТРОЯ, структуру и принципы работы организации, основное назначение которой - заменить значительную часть ликвидированного в мае 2008 г. Федерального агентства по строительству. 20 сентября оргкомитет съезда должен определить его регламент и ряд технических деталей, которые позволят в итоге выяснить, кто именно выигрывает в длящемся полгода конфликте строительных СРО, пишет сегодня «Коммерсант».

Цену вопроса вокруг НОСТРОЯ наглядно иллюстрируют цифры Росстата. Объем продаж только строительной отрасли (она и смежные отрасли занимают порядка 21-22% ВВП РФ) в первом полугодии 2010 г. - 1,55 трлн. руб., введено в строй 87 тыс. зданий (82 тыс. - жилых). Федеральный и региональный бюджеты в 2010 г. профинансируют госзаказ в строительной отрасли на 525 млрд. руб. (в I полугодии проинвестировано 214,5 млрд. руб. средств федерального бюджета), большая часть из них - нежилые объекты. Сальдированная прибыль 5,2 тыс. стройорганизаций, мониторинг деятельности которых ведет Росстат (всего в РФ более 70 тыс. организаций в этой отрасли), за полгода - 17,9 млрд. руб., прибыль 3,3 тыс. прибыльных компаний - 67,2 млрд. руб.

Часть рынка при этом достаточно концентрирована: по экспертным оценкам Минрегиона в 2008 г., до 50% объема продаж в строительной отрасли приходилось на 20 официально существующих или работающих как «ассоциации вокруг групп влияния» групп компаний. Все они так или иначе формируются вокруг средств госзаказа - в их числе «Интеко», другие структуры московского стройкомплекса, группа ЛСР, подрядчики Минтранса, группа Аркадия и Бориса Ротенбергов, «Трансстрой» и другие. Вне госзаказа и в жилом строительстве концентрация гораздо слабее. Изменения в структуре управления строительной отраслью затрагивают интересы и профильных ведомств (Минрегион, Минтранс, Росавтодор), и всех федеральных заказчиков - от Минобороны до Минздрава, и региональных властей.

В 2008 г. при расформировании Росстроя предполагалось, что значительная часть регулирующих функций государства (выдача допусков к строительным работам, методическое обеспечение, разработка стандартов отрасли, регулирование финансовой ответственности) постепенно перейдет к трем национальным объединениям СРО: строителей, проектировщиков и изыскателей. Но вряд ли кто-то в Белом доме ожидал, что процесс самоорганизации СРО будет столь конфликтным. Так, 15 сентября национальное объединение проектировщиков так и не смогло выбрать президента из трех кандидатов - Андрея Бокова, Виктора Новоселова и Михаила Посохина, перенеся вопрос на 27 октября. Съезд проектировщиков в какой-то мере стал «генеральной репетицией» съезда ключевого объединения, НОСТРОЯ. Уже сейчас на пост его президента есть два кандидата, Ефим Басин и Александр Вахмистров; аудитор НОСТРОЯ в сентябре расторг договор с НКО, судьба объединения обсуждается на министерском и вице-премьерском уровне. Внутри участников будущего съезда идут настоящие сражения за каждый голос. Слишком многое в ситуациях вокруг госзаказа и норм строительного регулирования зависит от того, кто выиграет этот съезд.

В 2008 г., когда глава Росстроя Сергей Круглик, ставший заместителем главы Минрегиона, начал процесс перевода отрасли в режим частичного саморегулирования, процесс предполагался максимально «келейным» и управляемым. СРО в строительстве предполагалось объединить в «вертикаль» в рамках созданного загодя (до окончания формирования всех отраслевых СРО) Национального объединения строителей (НОСТРОЯ). Возглавил его руководитель СРО «Межрегиональное объединение строителей», глава отделившейся от приобретенного структурами Олега Дерипаски «Трансстроя» группы «Инжтрансстрой» Ефим Басин, известный всей строительной отрасли РФ как руководитель строительства БАМа в советское время.

Предполагалось, что в будущем господа Круглик и Басин как-то поделят полномочия в рамках созданной «вертикали», однако в марте 2010 г. в эту схему внес неожиданные изменения премьер-министр Владимир Путин. Он устроил настоящий разнос строительному вице-премьеру Дмитрию Козаку, выясняя, кто же именно в Минрегионе должен отвечать за быстрый и непреодолимый рост цен на олимпийских стройках в Сочи. В итоге разразившегося скандала господин Круглик ушел в отставку, и в руководстве НОСТРОЯ в перспективе его уже мало кто видел.

Однако и кандидатура Басина, главы НОСТРОЯ, вызвала сопротивление части крупных участников рынка. «Диссиденты», которых не устраивала программа действий господина Басина летом 2010 г. начали создавать конкурирующее национальное объединение - НОСО. Однако по итогам совещаний в правительстве было решено: все строительные СРО должны войти в НОСТРОЙ, НОСТРОЙ - провести съезд (при этом «старые» и «новые» члены получат паритет при его подготовке) и избрать нового президента.

До конца августа 2010 г. тем не менее предполагалось, что Ефим Басин сохранит за собой пост главы НОСТРОЯ и вопрос лишь в том, какие полномочия будет иметь руководитель и какое влияние члены НОСТРОЯ будут иметь на его аппарат. Крупные компании не устраивала прежде всего ориентация аппарата на самостоятельность и самодостаточность: так, из отчета НОСТРОЯ за первое полугодие 2010 г. следует, что из 38 млн. руб. расходов на разработку документов техрегулирования (чего в первую очередь ждут компании) потрачено лишь 2 млн. руб. при годовом плане расходов в 50 млн. руб., тогда как 10 млн. руб. ушло на «текущие расходы» вне зарплат персонала.

Но здесь в ситуацию опять ненароком вмешался Владимир Путин: на совещании 16 августа в Подмосковье он потребовал «усиления руководства» строительных СРО. Уже 10 сентября 2010 г. окружная конференция НОСТРОЯ в Северо-Западном округе выдвинула кандидатом в главы объединения Александра Вахмистрова - до 2010 г. бывшего вице-губернатором Петербурга, много лет занимая в строительной отрасли города место, схожее с местом Владимира Ресина в московском стройкомплексе. В тот же день у господина Басина мог появиться и второй влиятельный конкурент - но московская окружная конференция НОСТРОЯ влиятельного депутата-»единоросса» Владимира Пехтина забаллотировала.

Могут ли на съезде 30 сентября появиться кандидатуры, альтернативные господам Вахмистрову и Басину, решит оргкомитет съезда 20 сентября. Но уже сейчас очевидна разница в подходах двух потенциальных «общественных руководителей» отрасли к тому, что должно происходить в НОСТРОЕ. На господина Басина в первую очередь ориентируются компании и группы влияния, сформировавшиеся еще в стройотрасли СССР, сторонники медленной трансформации и сохранения «статус-кво». Господина Вахмистрова поддерживает, по крайней мере, часть крупных, в том числе окологосударственных, компаний, заинтересованных в более радикальных изменениях ситуации и в «коллегиальном», «парламентском» управлении НОСТРОЕМ, работе аппарата организации под контролем крупных участников.

При этом говорить о единой «позиции государства» в вопросе о том, кто возглавит НОСТРОЙ, невозможно. Хотя правительство, по сути, имеет право решающего голоса на будущем съезде, обеспечить единство мнений конгломерат заинтересованных ведомств, структур и чиновников вряд ли в состоянии.

источник: АСН-инфо