Морские врата Петербурга

Поначалу Петр I предполагал именно на Васильевском острове разместить администрацию города. В 1720–1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дома приближенных Петра I. Сюда же были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь расположился Академический университет.

Генеральный план развития города, утвержденный в 1966 году, предусматривал выход жилых районов города к морю и создание архитектурного ансамбля на северо-западной оконечности Васильевского острова. Детальная планировка этой части была утверждена годом раньше. Путем намыва грунта был значительно поднят уровень подвергавшихся затоплению территорий, засыпан проток между островом Декабристов и островом Вольным. Осуществилась и относящаяся к петровским временам идея большого канала на Васильевском острове, но не по Большому проспекту, а в виде спрямленного русла реки Смоленки. Новый берег на сотни метров выдвинулся в залив, что дало почти 350 га для застройки. Там возвели новые кварталы, продлили на остров Декабристов Наличную улицу, проложили улицу Кораблестроителей, Морскую набережную и другие. Выставочный комплекс, Морской вокзал, мощный объем гостиницы «Прибалтийская», кварталы высотных домов, словно вырастающие из воды – таково центральное звено морского фасада Санкт-Петербурга. Эта панорама дополнила исторический архитектурный образ Васильевского острова.

День сегоднЯшний
Василеостровский район относится к четырем старейшим районам города, с основания которых начинался град Петров. Здесь причудливо соединились старинные дворцы, сталинские многоэтажки, брежневские «корабли» и современные корпуса из стекла и бетона. Территория района ограничена водной гладью залива и Невы, из-за чего дальнейшее развитие плотно застроенной территории носит свои особенности. Первое – это уже испытанный способ намыва территории. Именно на такой площадке планируется возвести новые морские врата – пассажирский паромный порт с гостиничным комплексом и Западный скоростной диаметр. Второй путь – комплексная застройка кварталов. Третий – освоение промышленных территорий и земель, принадлежащих военным. По этим трем направлениям и планирует развивать район глава администрации района Александр Исаев.

Старые кварталы реконструируют
По его словам, уже начат переход от уплотнительной застройки к комплексной реконструкции кварталов. На сегодня в районе принято решение, хотя правительством города пока еще не утверждено, о реконструкции квартала, расположенного между 17-й и 18-й линиями со сносом нескольких домов (как минимум, одного пятиэтажного и дворового флигеля) и расселением. Очень серьезные наработки проведены по квартальной застройке угла 18-й линии и Среднего проспекта. В настоящее время с инвестором прорабатывается вопрос расселения всех домов по Среднему проспекту от 17-й до 18-й линий. Александр Исаев утверждает, что эти дома вызывают беспокойство. Они еще не признаны аварийными, но уже находятся «на грани». Более далекие перспективы – 16-я и 15-я линии. На последнем заседании правительства принято решение по реконструкции дома 17 по 10-й линии. По мнению руководителя района, «там будет много шума, но строить можно. Хуже положение на 10-й линии, дом 40. Постановление правительства принято, но очень маленький двор. Хотя инвесторы откопали где-то в справочниках, что до войны там стоял дом. Нашли фундамент. Однако жители категорически против строительства и дело сейчас находится в суде».
Еще один предполагаемый под реконструкцию квартал – угол 7-й линии и Большого проспекта. Во дворе находится полуобрушенный дом. Глава района предполагает отдать инвестору вместе с ним еще пару домов и на этой территории возвести современный жилой корпус. Сегодня стоимость 1 кв. метра строящегося жилья на Васильевском острове составляет примерно $1500. Естественно, желающие строить здесь есть. Однако инвесторы были бы активнее, если бы в городе существовали правила расселении домов. Сегодня расселение длится годами.
Новые кварталы застроЯт
Главные глобальные проекты застройки западной части Васильевского острова – это Морской вокзал и проект «Западный скоростной диаметр». Если против первого проекта жители не возражают, то строительство дороги вызывает много вопросов. Сегодня западная оконечность острова – экологически чистый район. Строительство скоростной магистрали явно нарушит эту идиллию. Это грузовой транспорт, который планируется пустить по ЗСД, и выхлопные газы, и круглосуточный шум. Понятно, что людям это не нравится. А значит, прежде чем начинать строительство, не мешает подумать, как защитить права уже проживающих в этом микрорайоне людей.
Здесь же, в западной оконечности острова, на берегу реки Смоленки планируется строительство крупного жилого квартала – Университетского городка с жильем, развлекательными и торговыми центрами. Кроме того, в ближайшее время должно быть принято решение о выводе находящегося в том же микрорайоне 4-го автобусного парка и строительстве на его территории и прилегающих землях жилого квартала. Заказчиком выступит Горный университет. Еще один перспективный квартал – 5-ый, территория бывшей свалки, которая простирается на самом побережье. Она уже лет пять не используется по прямому назначению, а потому здесь уже можно строить, считает глава района. По его мнению, это чрезвычайно привлекательная территория. Сегодня она зарезервирована за управделами президента. Правда, пока неизвестно, кто будет заниматься рекультивацией. Возможно – город, а может быть, отдадут на откуп инвесторам.
Не менее интересна и важна для района, считает Александр Исаев, территория воинских частей, расположенных в районе Шкиперского протока. Военные сегодня уже сами выходят на город, сами подыскивают инвесторов. Они готовы передать эти территории под строительство жилья, гостиниц, торговых площадей, а взамен хотят получить жилье для своих служащих. Недавно эта проблема обсуждалась на совещании у вице-губернатора Александра Вахмистрова. Город готов взять эти территории, но при заключении договоров необходимо, в первую очередь, блюсти интересы города.
Кроме жилищного строительства, в районе определены зоны активных градостроительных преобразований для организации работы по разработке градостроительной документации и концепций эффективного развития территорий. В Василеостровском районе таких зон две: район Уральской улицы (территория ограничена рекой малой Невой, улицей Наличной, улицей Уральской, переулком Декабристов, западной границей Лютеранского кладбища, набережной реки Смоленки, включая остров Серный) и район Морского вокзала (территория ограничена Наличной улицей, улицей Нахимова, акваторией Финского залива).

Не хлебом единым
жив человек, а потому в районе планируется продолжить строительство крупных торговых сетей, развлекательных и спортивных центров. Год назад из-за недофинансирования было заморожено строительство спортивного комплекса в квартале 19, рядом с бассейном ВМФ. Здесь, по проекту, предусмотрены крытое и открытое хоккейные поля, а также футбольное поле. Сейчас все вопросы практически закрыты. Строительство будет возобновлено. Кроме того, в конце февраля планируется ввести крытую ледовую площадку школы-интерната №7. Собирались ввести ее в строй в сентябре, но из-за некачественного строительства, необходимости проведения переналадки системы ввод перенесен на конец февраля.
В Василеостровском районе достаточное количество малых магазинчиков, но нет крупных торговых сетей. И жители ощущают это и на цене, и на качестве продуктов. Поэтому усилия администрации были направлены на привлечение в район крупных торговых сетей. Уже получено подтверждение, что «Лента» построит на Васильевском свой магазин. Ведутся переговоры с операторами сети «О’Кей». «Мы предлагаем им несколько площадок в западной части района. Как только они определятся с территорией, вынесем на правительство», – говорит Исаев.
Порядка $400–450 млн инвестиций готова вложить московская компания в Центр развлечений, куда войдут кинозалы, магазины, гостиницы, игровые площадки, кафе и ресторанчики. Его планируется возвести в районе улицы Кораблестроителей.
В советское время в районе было четыре кинотеатра; два крупных – «Балтика» и «Прибой» и два поменьше – «Волна» и «Маяк». Сейчас один из них – «Балтика» – снесен, на его месте построен жилой дом. Второй – «Прибой» – предполагается передать инвесторам под реконструкцию и модернизацию. Сегодня он представляет собой печальное зрелище – внутри ничего не изменилось с советских времен. «Волна» и «Маяк» используются муниципальными образованиями для встреч с жителями и проведения различных местных мероприятий. Планируется строительство небольшого кинозала на Железноводской улице, дом 68, и уже есть распоряжение правительства. Инвестор – «Балтсервис». Пока строительство еще не начато. На острове построен один современный кинокомплекс на два зала – «НЕО». По мнению руководителя района, этого недостаточно.

СПРАВКА

Территория района – 1464 га
Численность населения – 195,1 тыс. человек
Плотность населения – 13,3 человека на 1 кв. километр
Общая жилая площадь – 4120 тыс. кв. метров
Количество зданий – 1911, в том числе жилых – 1189, нежилых – 722,
зданий, построенных до 1917 года – 812
Протяженность дорог – 86,9 километра
Количество предприятий и организаций в районе – 18 168
Количество крупных и средних предприятий – 354,
из них промышленных – 46
Основные отрасли экономики района: промышленность, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, наука

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Среда обитания
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.