Футбол потребовал денег из заначки
Власти Калининградской области смогли убедить федеральный центр в условиях секвестра возобновить финансирование целевой программы развития региона – накануне жеребьевки чемпионата область получила из антикризисного фонда 2,3 млрд рублей на дороги и развязки. Тем не менее новая редакция бюджета лишила эксклав почти 1 млрд рублей.
Распоряжение о переводе региону 2,32 млрд рублей из федерального бюджета было подписано премьером 18 июля. Как сообщили в Минфине РФ, постановление предусматривает восстановление бюджетных ассигнований, ранее предоставляемых в 2010-2014 годах бюджету Калининградской области на развитие региона. Основой для принятия положительного для региона решения стало заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития области, которое состоялось в марте 2015 года. Выбивать деньги в Москву приехал глава региона Николай Цуканов – чиновник попросил восстановить для региона средства ФЦП, сокращение которых предусматривалось федеральным Законом о бюджете. Так, на 2015 год действующим бюджетом на финансирование ФЦП региона было предусмотрено 11,58 млрд рублей, но поправки в Закон о бюджете этого года «сняли» с этого лимита 3,18 млрд рублей. Причем это далеко не 10%, предусмотренные механизмом секвестрирования, а все 27%. И распределение его по госзаказчикам таково, что по линии Росжелдора работа практически обнуляется, а по линии Росавтодора финансирование сокращалось с 2,3 млрд рублей до 500 млн, рассказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, выступивший активным противником сокращения лимитов финансирования программы Янтарного края.
«Вы знаете, как у нас был построен процесс по государственным капиталовложениям, он составлял два одновременно приведенных в действие механизма: один – доведение лимитов минус 10%, а второй – работа по объектам, с тем чтобы не начинать новых строек 2015 года, а по длящимся стройкам провести большую дополнительную работу. В результате этого у нас общий объем федеральной адресной инвестиционной программы упал на 17%», – сказал господин Улюкаев. Министр заверил Кабмин, что сокращение ФЦП просто сорвет программу подготовки региона к чемпионату мира – 2018 в Калининграде, и предложил компенсировать сокращение ФЦП Калининградской области из средств антикризисного фонда, которые находятся «внутри» бюджета. Средства фонда, по мысли министра, в первую очередь должны пойти на восстановление объемов работ по дорожной инфраструктуре. Кроме того, область должна активизироваться на рынке частных инвестиций и привлекать больше внебюджетных источников.
Как рассказали в администрации региона, 60 млн рублей регион получит в рамках отраслевой ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» на разработку проектной документации строительства международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский. Любопытно, что ФГУП «Росморпорт» уже объявляло конкурс на проектирование порта в июне 2015 года, но тогда работы проектировщиков оценивались на 200 млн рублей дороже. Будущий проект должен включать ряд обязательных объектов – транспортной инфраструктуры, причальных сооружений, искусственного земельного участка, акватории с подходным каналом, инженерных и электросетей.
Более 2,2 млрд рублей из антикризисного фонда пойдут непосредственно на финансирование в 2015 году Федеральной целевой программы развития Калининградской области, а именно на два ключевых для города объекта. Первый – реконструкция второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны, так называемый Северный обход Калининграда. В рамках первого этапа стоимостью более 7 млрд рублей будет построен переход от Берлинского моста до развязки Гурьевска. Всю дорогу, которая свяжет областной центр с федеральной трассой Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой, власти очень надеются сдать до 2018 года, хотя в плане-графике работ, размещенном на сайте правительства, стоит неутешительный 2020 год.
Еще одним объектом, получившим финансирование, стал проект строительства эстакады «Восточная» от Московского пр. до развязки на острове Октябрьский. И здесь все тоже не слишком прозрачно. Конкурс на право проектирования объекта в 2013 году выиграла омская компания «Мостовик», снизив цену почти в три раза. Первую часть проектировщики должны были завершить к октябрю 2014 года, вторую – к июню 2015 года. Но как раз начале июня 2015 года Арбитражный суд Омской области признал НПО «Мостовик» банкротом, прекратил внешнее управление компанией и открыл конкурсное производство. При этом в правительстве региона утверждают, что проект находится в экспертизе, а стройка может начаться уже в 2015 году.
Но начнется ли по факту строительство – большой вопрос. В июне мэр Калининграда Александр Ярошук публично усомнился в необходимости строительства восточной эстакады, и областное правительство, по его словам, мэрию поддержало. Как рассказал журналистам градоначальник, на данный момент рассматривается только первый этап эстакады от Стрелецкой ул. до стадиона на острове стоимостью 7 млрд рублей, а полное строительство объекта затянется на много лет. В таком случае эффект для разового события – проведения мундиаля – будет, а вот для жителей города – нет. Мэр, которому еще работать и работать в городе, предложил, по его мнению, более популярное решение – вместо эстакады построить развязку Литовский Вал – Московский пр. с мостом на остров и с развязкой на ул. Дзержинского. А оставшиеся деньги направить на ремонт дорог.
Кстати:
Новая редакция ФЦП развития Калининградской области до 2020 года была принята в 2014 году с общим бюджетом 61 млрд рублей. В 2014 году бюджет ФЦП составил 20,89 млрд рублей. При этом объем освоения средств с учетом кассового расхода составил в только 11,8 млрд рублей, из которых 10,4 млрд рублей – федеральные деньги. В 2015 году в рамках ФЦП в Калининградской области планируется ввести в эксплуатацию 99 объектов, федеральный центр обещает дать 10,7 млрд рублей.