Дмитрий Ялов: «Региональный закон о ГЧП не потребуется»

Санкции стали фактором роста для отдельных сегментов экономики, говорит Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.


– Как развивалась экономика Ленинградской области в 2015 году?
– В нашем регионе, как и в других субъектах РФ, экономическая ситуа­ция в 2015 году складывалась в условиях сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, снижения потребительского спроса на фоне высокого инфляционного роста. Введение специальных мер в отношении Турецкой Республики, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 года № 583, также оказывает негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность отдельных предприятий. Отказы в выгрузке товара и проведении платежей, реэкспорт товара способствуют неисполнению обязательств предприятий перед контрагентами, что, в свою очередь, может привести к приостановке деятельности этих предприятий и высвобождению работников.
Но отмечу, что в прошлом году Ленобласть в принципе развивалась темпами выше среднероссийских, и значительного снижения основных макроэкономических показателей региона не прогнозируется.
Санкции послужили драйвером для развития отдельных сфер.
Во-первых, сегодня в регионе реализуется и планируется к реализации значительное количество инвестиционных проектов, в том числе направленных на импортозамещение. Серьезным стимулом для модернизации производства промышленных предприятий послужила возможность получения льготных кредитных займов в Фонде развития промышленности – сегодня на рассмотрении в фонде находятся более 10 заявок.
Во-вторых, дополнительный стимул получил традиционно сильный для региона агропромышленный комплекс. Аграрии реализуют не только проекты в области крупнотоварного производства, но и в «нишевых» рынках.

– Что сделано за последние год-полтора для увеличения доли инновационных производств в валовом регио­нальном продукте?
– В настоящее время отечественные предприятия функционируют в условиях негативных явлений как объективного, так и субъективного характера, и возникает необходимость применять новые подходы к формированию устойчивого инновационного развития региона.
Реализуется ряд мер по созданию в регионе инновационных производств и объектов инновационной инфраструктуры. Одна из таких мер – проект по созданию Северо-Западного нанотехнологического центра на территории Гатчинского района Ленобласти. Резидентами нанопарка «Гатчина» станут малые и средние предприятия в сфере нанотехнологий, наноэлектроники, наноматериалов, радиационных технологий, биотехнологий, медицинской и фармацевтической промышленности.
Проект индустриального парка «Тосно» общей площадью более 110 га для размещения производств III-V классов опасности позволит создать более 1,5 тыс. рабочих мест.
Важным объектом региональной инновационной инфраструктуры является Северо-Западный центр трансфера технологий (входит в федеральную сеть наноцентров группы «РОСНАНО»), созданный с целью коммерциализации инновационных проектов в области нанотехнологий и оказания инфраструктурной поддержки их трансфера в промышленность и на рынок.
Продолжается развитие инновационного территориального кластера медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий. Один из проектов в рамках кластера – строительство завода по производству инфузионных растворов ЗАО «НПО ФармаДоме». ЗАО «Северная Звезда» реализует проект по строительству завода по производству готовых лекарственных средств, а компания «НаноТехМед Плюс» – по строительству первого в мире завода по производству медицинских изделий из углерода.

– За 2014-2015 годы областное законодательство претерпело серьезные изменения в части регулирования инвестдеятельности. Какие результаты уже получены от внесения этих правок?
– Существенные изменения в законодательстве и в системах мер поддержки произошли прежде всего в 2014 году, когда мы сформировали каркас для работы с инвес­торами. Была утверждена инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, а также «дорожная карта» по ее реализации. Основные принципы взаимодействия с инвесторами были зафиксированы в Инвестиционной декларации Ленинградской области. Разработка и внедрение данных нормативных правовых актов стали базой для дальнейшего совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Областной закон «О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области» направлен на развитие территориальной инфраструктуры для инвестиционной деятельности. Закон ориентирован на стимулирование организаций к осуществлению деятельности по созданию и развитию индустриальных парков в Ленобласти за счет предоставления налоговых льгот и льготы по арендной плате. В 2015 году статус индустриального парка в Ленинградской области присвоен индустриальному парку «Гринстэйт» (Greenstate) и индустриальному парку «Южные ворота», в 2014 году – Северо-Западному нанотехнологическому центру.
Кроме того, в 2014 году были внесены существенные изменения в областной закон «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляю­щих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области», что позволило создать прозрачную отлаженную систему коммуникаций, сократить сроки предоставления льгот, увеличить круг потенциальных получателей поддержки. В 2015 году перечень видов деятельности организаций для предоставления льгот и поддержки был расширен.

– Когда планируется принятие регио­нального закона о государст­венно-частном партнерстве (ГЧП)?
– В июле прошлого года на федеральном уровне был принят закон о государственно-частном и муниципально-частном парт­нерстве в РФ. Закон подробно раскрывает порядок и условия подготовки и реализации проектов ГЧП, устанавливает единый подход к ГЧП на всей территории страны и предусматривает федеральное регулирование концептуальных вопросов развития и применения этого механизма в регионах.
По этой причине субъекты РФ могут отказаться от региональных законов о ГЧП и принять лишь необходимые подзаконные акты, регламентирующие применение федерального законодательства о ГЧП на региональном уровне. В Ленобласти эти акты планируется принять в середине 2016 года.

– Каковы итоги деятельности в 2015 году Агентства экономического развития Ленинградской области?
– На сопровождении агентства – более 120 крупных инвестиционных проектов, в том числе 25 с участием иностранного капитала (из Франции, Италии, Финляндии, Германии, Китая, Великобритании, Индии, Литвы, Турции, Эстонии, Бельгии и США). Проекты, совокупный объем инвестиций в которые свыше 300 млрд рублей, реализуются в сферах производства стройматериалов и изделий из пластмасс, деревообработки, машиностроения, обработки металлов, транспорта и логистики, автомобилестроения, химической промышленности.
Эффективность деятельности агентства в прошлом году подтверждается рядом достижений. К примеру, Ленинградская область была включена в число регионов с высоким уровнем развития институтов для бизнеса в рамках «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». Область вошла в топ-5 российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт».
Наконец, наш регион занял шестое место в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, в том числе за счет создания на базе агентства проектного офиса по сопровождению проектов ГЧП.

Кстати:

Благодаря реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в 2014-2016 годах в Ленинградской области будет создано более 1,7 тыс. рабочих мест.

рубрика: Интервью
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.