Издания

Официальная публикация

Инвестпроекты Петербурга в режиме переформатирования

Инвестиционный процесс в Петербурге не останавливался в период пандемии, не остановился и в условиях санкционного давления. Городские власти настроились на переформатирование проектов.

Роман Голованов Роман Голованов
Роман Голованов
Источник: пресс-служба Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга

Переформатирование подразумевает целый перечень мероприятий, включая пересмотр отдельных параметров проектов. «По прогнозам, изменения в сфере инвестиций коснутся в первую очередь процессов строительства и условий финансирования проектов. Значит, необходима "тонкая настройка" на всех уровнях. Это в целом переформатирование проектов, увеличение инвесторами сроков окупаемости, а также оптимизация процессов и совершенствование законодательства со стороны города», — заявил Роман Голованов, председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга.

 

Петербург набирает скорость

Для любого крупного города большое значение имеет транспортная составляющая. Петербург не избежал традиционных сложностей, но задача помочь растущим транспортным потокам и улучшить транспортную доступность, в том числе для интенсивно строящихся новых локаций, постепенно решается.

Как правило, транспортные концессионные проекты — дорогостоящие, длительные, трудоемкие. Если ранее такие проекты порой реализовывались при поддержке регионального бюджета, то сейчас город получил возможность подключать федеральное финансирование.

«Отмечу, что уже не первый год Петербург расширяет систему мер поддержки бизнеса, но при этом возрастает и участие федерального центра. Так, в 2021 году Правительство России ввело инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов, который стал поддержкой для регионов в создании новых объектов. К слову, из трех одобренных городу заявок две относятся к инвестиционным проектам строительства развязок ЗСД», — указал Роман Голованов.

В 2021 году Правительство одобрило заявку Петербурга на финансирование проектов в дорожно-транспортной отрасли в 2022–2023 гг. с использованием инфраструктурного бюджетного кредита на общую сумму более 24 млрд рублей. В частности, это Шкиперская развязка на ЗСД, Витебская развязка (первый этап Широтной магистрали) и закупка трамваев.

Шкиперская развязка ЗСД обеспечит транспортную доступность намывных территорий Васильевского острова. Общая стоимость проекта — более 10 млрд рублей, из которых 2,5 млрд рублей — федеральное финансирование в виде инфраструктурного кредита. Кроме того, используются внебюджетные источники финансирования.

Предположительно движение по первому этапу развязки в районе намывных территорий Васильевского острова будет запущено к началу 2023 года.

В ходе второго этапа в 2024 году планируется подключение юго-западной части Васильевского острова и пробивка улицы Шкиперский проток. Всего предусмотрено сооружение трех съездов, два из них — с искусственными сооружениями.

Согласно расчетам, интенсивность движения по развязке составит около 55 тыс. автомобилей в сутки.

Другой дорожный инвестпроект, Витебская развязка, соединит две крупные магистрали Петербурга — Западный скоростной диаметр (ЗСД) и будущую Широтную магистраль скоростного движения. Вместе с Западным скоростным диаметром и Кольцевой автодорогой (КАД) создается единая система скоростных магистралей Петербурга.

В финансировании планируется участие как частной стороны, так и бюджетов федерального и городского уровней. Общая стоимость развязки, включая подготовку территории, на данный момент пересчитывается, при этом участие инвестора составляет 10 млрд рублей и федерального бюджета — также 10 млрд рублей.  

На ПМЭФ-2021 ВТБ, ООО «Магистраль северной столицы», а также Газпромбанк и Европейский банк развития подписали соглашение об условиях финансирования в объеме до 10 млрд рублей.

Шуваловская развязка ЗСД в Приморском районе — продолжение Шуваловского проспекта от Камышовой до Планерной улицы. Строительство началось в ноябре 2019 года, и уже через два года с опережением графика запущено движение по всем съездам дороги.

Новая развязка обеспечила транспортную доступность жилых районов Каменка и Юнтолово, а также оказала существенное влияние на снижение транспортной нагрузки с развязки ЗСД с Богатырским проспектом, которая в часы пик работает на пределе пропускной способности.

Стоимость проекта составила порядка 5 млрд рублей из бюджета Петербурга, заказчик строительства — АО «Западный скоростной диаметр».

Проект скоростного трамвая по маршруту ст. м. «Купчино» — Шушары — Славянка поможет жителям активно развивающихся жилых массивов на юге города добраться до метро в часы пик в два раза быстрее автобуса и почти в два раза быстрее личного автомобиля. 22 современных комфортабельных трамвая будут возить пассажиров со скоростью до 60 км/час и пятиминутным интервалом.

Объем инвестиций проекта под рабочим названием «Славянка» оценивается примерно в 25 млрд рублей. Концессионное соглашение с компанией «Балтнедвижсервис» (консорциум «АБЗ-1» и Газпромбанк) подписано в конце 2019 года сроком на 30 лет.

Общая протяженность маршрута — более 20 км, прогноз пассажиропотока — 36 тысяч человек в сутки. Проект планировки территории для строительства трамвайной линии одобрен городским правительством. Концессионер планирует приступить к строительной фазе в 2022 году, после заключения Госэкспертизы по проектно-сметной документации.

Для Петербурга это вторая трамвайная концессия: первым успешным опытом стал проект «Чижик» в Красногвардейском районе, где вот уже несколько лет фирменные зеленые трамваи перевозят пассажиров по четырем маршрутам.

 

Здоровье — в зоне особого внимания

Социальная инфраструктура, безусловно, важна для комфорта горожан. «Что остается без изменений, так это приоритеты нашей совместной работы на пользу города и для повышения качества жизни людей. Ведь в любых экономических условиях петербуржцам нужны качественные дороги, современные больницы и клиники, школы и детские сады, спортивные, культурные объекты и производственные площадки. Именно в этих направлениях мы сосредоточили фокус внимания», — говорит Роман Голованов.

Проблема с нехваткой детских садов и школ решается в том числе за счет социальных обязательств застройщиков. В последнее время в российских регионах много внимания уделяется медицинским учреждениям. В Петербурге к таким инвестпроектам повышенное внимание давно. По схеме ГЧП, в частности, запланировано строительство перинатального центра в Калининском районе и консультативно-диагностического центра в Славянке.

Консультативно-диагностический центр в Славянке построит ООО «Русская Балтика» в рамках концессионного соглашения. КДЦ объединит взрослую и детскую поликлиники, женскую консультацию, дневной стационар и другие отделения. Медицинские услуги данного центра будут бесплатными. Центр планирует обслуживать жителей Славянки, поселков Детскосельский и Ленсоветовский по программе ОМС. 

Консультативно-диагностический центр предполагается создать в течение 4,5 года, срок концессионного соглашения — 33 года. Общая стоимость капитальных затрат на создание объекта составит порядка 3 млрд рублей.

На месте старого родильного дома на улице Вавиловых в Калининском районе Санкт-Петербурга предполагается строительство современного перинатального центра. Медицинские услуги окажет СПб ГБУЗ «Родильный дом № 17» по системе ОМС, ранее медико-техническое задание проекта одобрено в Минздраве России.

Инвестиции в проект составят порядка 15 млрд рублей. В начале 2022 года Минздрав России и Министерство финансов России рассмотрели возможность софинансирования проекта в объеме 5 млрд рублей.

 

Открытый город

Города развиваются сегодня в рамках новых концепций. Примета времени — создание общественных пространств. «Не может быть и речи об остановке бизнес-процессов. Сейчас как никогда важно сохранить темп развития города в долгосрочной перспективе, сохранить рабочие места и создать новые, обеспечить поддержку бизнеса, снизить отрицательные экономические последствия», — комментирует Роман Голованов.

В конце года в Петербурге должно завершиться строительство одной из крупнейших в мире ледовых арен. «СКА Арена» и прилегающий круглогодичный парк для отдыха и занятий спортом разместятся на месте СКК «Петербургский».  В рамках концессионного соглашения с Петербургом стоимость проекта определена в сумму не менее 25 млрд рублей, при этом участие города составит 10 млрд рублей. Срок концессии — 49 лет.

Ледовый дворец вместит 21, 5 тыс. человек на различных хоккейных мероприятиях и до 23 тыс. человек на концертно-развлекательных шоу. Функциональным продолжением дворца станет парк для взрослых и детей, где в том числе будут проводиться мероприятия. В итоге горожане и гости города получат новый многофункциональный объект, интересный не только для спортсменов — для всех петербуржцев.

Оранжерея в Таврическом саду появится как новое общественное пространство после реконструкции заброшенных теплиц в исторической локации Петербурга. Концессионное соглашение заключено между Правительством Петербурга и Фондом поддержки социальных инициатив Газпрома — на реконструкцию и эксплуатацию объекта сроком на 49 лет. Не менее 60% площадей займут оранжереи и помещения для досуга, где будут проводиться различные мероприятия.

Объем инвестиций оценивается в сумму не менее 700 млн рублей.

Открытие оранжерей в новом качестве запланировано на июль 2025 года.

Остров фортов — инвестиционный проект, который реализуется по поручению Президента России Владимира Путина и нацелен на развитие Кронштадта как культурно-туристического центра.

На территориях общей площадью более 100 га идет активное проектирование и создание музейно-исторического парка, Музея военно-морской славы с первой советской атомной подводной лодкой в качестве центрального экспоната, а также необходимой жителям и гостям города инфраструктуры: многофункционального спортивного центра, инновационно-инженерного центра, объектов транспортной, туристической и социальной направленности.

В рамках проекта к 2026 году откроется морской биолого-просветительский центр «Дом балтийской нерпы» и завершится уже стартовавшая реставрация памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО, — фортов «Кроншлот», «Петр Первый» и «Император Александр Первый».

Общий объем инвестиций в комплексную модернизацию и развитие Кронштадта оценивается в 80 млрд рублей.

«Кризисное время — уникальная проверка на прочность для всех механизмов управления. И в первую очередь это касается взаимодействия с бизнесом, старта новых инвестиционных инициатив. Можно утверждать, что надежные инвесторы различного уровня не теряют интереса к Петербургу, ведь реализация любого проекта — это долгосрочный процесс за счет капиталоемкости и многозадачности», — заключил Роман Голованов.

автор: Вера Чухнова
источник: пресс-служба Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга

Импортозамещение в 3D

Российские компании, действительно нацелившиеся на импортозамещение, начали переход на отечественное программное обеспечение задолго до введения санкций. Те, кто когда-то сделал выбор в пользу российских программных решений, смогли сегодня избежать проблем с поиском альтернативных решений и затрат на приобретение и внедрение нового ПО.

Информационное моделирование Информационное моделирование
Информационное моделирование
Источник: https://vuzopedia.ru

С начала года Россию покинули сразу несколько иностранных разработчиков ПО, в том числе компании, продававшие программы для BIM. Многим проектным организациям и девелоперам, которые пользовались зарубежным ПО, пришлось в спешном порядке искать замену.

По данным Минстроя РФ, с применением BIM на этапе проектирования работают до 90% крупных застройщиков, более 40% — на стадии строительства. Однако власти решили отложить введение обязательного 3D-моделирования государственных строек — пока на год. Вместе с тем Правительство РФ планирует расширение сферы применения BIM на организации, которые занимаются долевым строительством, а также введение нормы о формировании трехмерных моделей ОКС на всех этапах жизненного цикла до марта 2023 года по опциональному принципу, а после модели снова станут обязательными.

НОТИМ по просьбе Минстроя России сразу составил реестр отечественного ПО, на сайте министерства регулярно публикуется перечень разработчиков ПО.

Рекомендовано Минстроем РФ

В числе рекомендованных НОТИМ разработчиков значится компания Renga Software. Программный продукт Renga «совмещает свободное моделирование с объектным представлением строительных элементов, что позволяет продумать архитектурный облик здания, придать ему законченный внешний вид, сделать строение практичным и безопасным, удобным для жизни и работы людей». По мнению специалистов, Renga может заместить (или частично заместить) Archicad, Revit, Allplan, Tekla, VectorWorks Architect, Bentley ProStructures, MagiCAD и использоваться как в проектировании, так и в строительстве и эксплуатации.

Именно с таким продуктом сразу начала работать компания «Агропромпроект» (Калининград). «Систему Renga мы выбрали по нескольким причинам. Во-первых, привлекла доступная цена и бессрочная лицензия — в отличие от предложений зарубежного вендора. Это важно для таких небольших организаций, как наша. Во-вторых, отечественные продукты кажутся в настоящее время наиболее надежным решением в связи с курсом на импортозамещение. И, наконец, мы видим перспективы развития системы при мощной поддержке со стороны государства и непосредственно грамотных разработчиков», — комментирует директор компании «Агропромпроект» Андрей Рассказов.

Решение перейти на 3D-моделирование было связано с реорганизацией компании — чтобы повысить эффективность работы в команде, а также из-за обязательного перехода на BIM для строительства объектов госзаказа с 1 января текущего года.

Компания сначала изучила рынок программных продуктов, общалась с разработчиками и поставщиками ПО, консультировалась с коллегами. Перед приобретением ИТ-продуктов «Агропромпроект» обновил «железо» и закупил новую компьютерную технику — с учетом требований к трехмерному моделированию.

Внедрение Renga в компании началось в конце 2021 года. Обучение сотрудников проходило в процессе разработки пилотного проекта по обучающим роликам. Поддержку при освоении продукта оказали Renga Software и «АСКОН-Северо-Запад».

 

Проба BIM-пера

Первым проектом, на котором компания опробовала возможности Renga, стала реконструкция детского оздоровительного лагеря в Светлогорске Калининградской области. Был выполнен раздел КР с оформленными чертежами всех корпусов. Работа над разными разделами проектной документации велась параллельно. Чертежи выполнялись на основе моделей Renga, подгруженных в формате IFC. Вся документация собиралась в Pilot-BIM. В общей сложности на разработку всех разделов проектной документации потребовалось четыре месяца.

 

В проекте первоочередных противоаварийных мероприятий на объекте культурного наследия муниципального значения «Пивоваренный завод «Понарт» 1849 г.» в Renga были разработаны разделы АР и ВК. В настоящее время на объекте ведутся строительно-монтажные работы.

«На основе первого опыта использования Renga и Pilot-BIM мы сделали однозначный вывод об эффективности применения данных продуктов. Конечно, нельзя сказать, что не было никаких проблем. Вопросы возникают, случаются технические сбои и некоторые сложности с программными продуктами. Однако мы справляемся, в том числе при помощи технической поддержки. По мере возможностей разработчики добавляют какие-либо недостающие функции в следующие релизы системы или вносят их в дорожную карту для последующей реализации в новых версиях», — говорит Андрей Рассказов.

«Мы всегда стараемся помогать нашим пользователям, разбирая детально каждый запрос, поступающий через сервис технической поддержки sd.ascon.ru. Для нас важно добраться до истины любого пожелания, чтобы понять, какая задача кроется за той или иной просьбой, и дать правильные рекомендации. При этом все поступающие заявки остаются в нашей базе знаний и становятся основой при планировании будущих функциональных возможностей Renga», — комментирует руководитель отдела маркетинга Renga Software Максим Шибанов. Подробнее с опытом пользователей можно ознакомиться на сайте компании по ссылке.

 

BIM-эффект

Для компании «Агропромпроект» внедрение BIM-технологий привело к уменьшению трудозатрат, сокращению сроков проектирования и оформления документации, в том числе благодаря сокращению сроков согласования между смежными разделами, а также к слаженности совместной работы над проектами и уменьшению числа ошибок. В результате можно говорить об окупаемости вложений в BIM и увеличении прибыли компании.

Сейчас с помощью Renga компания «Агропромпроект» проектирует корпуса пансионата, жилые дома. Для создания консолидированных моделей и хранения документации по всем проектам используется Pilot-BIM. Недавно «Агропромпроект» получил лицензию на разработку проектной документации по памятникам архитектуры и теперь может вести проекты на таких объектах в роли генпроектировщика. Компания находится еще в начале пути освоения BIM-технологии, но уже готова участвовать в конкурсах с требованиями предоставления BIM-модели.

 

Если вы еще не знакомы с Renga, то можете протестировать систему, скачав пробную версию сайте www.rengabim.com 

автор: Елена Зубова