Лев Каплан, вице-президент Союзпетростроя, выступая с докладом на XII съезде строителей Санкт-Петербурга, представил свое видение решения проблем малого и среднего строительного бизнеса.
Уважаемые коллеги!
В своем Послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин уделил особое внимание поиску новых подходов в экономике, которые смогли бы мобилизовать ее внутренние резервы роста. Среди приоритетных задач он назвал развитие предпринимательства и, особенно, малого и среднего бизнеса. К сожалению, как заявил на недавних слушаниях уполномоченный по делам предпринимателей в Санкт-Петербурге А. В. Абросимов, наш город по уровню развития предпринимательства занимает одно из последних мест в России. Что касается малого строительного бизнеса, то он у нас находится на грани вымирания, составляя не более 8% от общего годового объема строительно-монтажных работ. Таким образом, первоочередной задачей должна стать программа развития предпринимательства, включая малый и средний бизнес в Санкт-Петербурга, причем содержащая развернутый раздел по инвестиционно-строительному комплексу. Разработанная в 2011 году прежним руководством города Программа развития конкуренции в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. осталась практически на бумаге. В ней строительству была посвящена одна страница, не содержащая какие-либо показатели и индикаторы развития.
Научно-технический прогресс диктует необходимость общественного разделения труда как между отраслями производства, так и внутри этих отраслей. Это означает необходимость широкой кооперации между участниками рынка. Между тем, в Санкт-Петербурге в строительной сфере господствует монополизм, препятствующий развитию конкуренции, повышению качества, внедрению инноваций и, в конечном счет, росту производительности труда. Во всем мире сосуществуют и активно взаимодействуют как крупные, так и средние и малые строительные компании, взаимно дополняя друг друга. Мы не против крупных компаний, которые строят много квадратных метров жилья, развивают производство и т.п. Беда в том, что все они построены по принципу замкнутых вертикально интегрированных систем. Образовались структуры, по своей сути представляющие собой натуральное хозяйство. Это соответствует докапиталистической мануфактурной стадии развития производства. В эти замкнутые структуры практически невозможно войти новому бизнесу.
Недавно я разговаривал с одним из руководителей такой компании и услышал следующий довод: "Нам так удобно работать, когда все свое или же с нами работают десятилетиями знакомые контрагенты, которым мы доверяем и не хотим ничего нового." Такая логика полностью противоречит смыслу рыночной экономики, когда можно на основе конкурентной борьбы можно привлечь любые ресурсы для выполнения своих задач. Дошло до того, что многие крупные застройщики имеют не только свои заводы по производству строительных материалов, но и парк строительных машин и механизмов.
Между тем, в развитых странах успешно взаимодействуют между собой компании различного размера, причем привлечение малого и среднего строительного бизнеса многократно увеличивает производственные мощности самих крупных компаний. Если в Петербурге ежегодно вводится 2,5-2,7 квадратных метров жилья, а требуется как минимум 4-5 млн кв.м, то очевидно, что крупные компании в том виде, в каком они существуют в настоящее время, не способны выполнить эту задачу. При этом нельзя забывать, что нужно построить сотни объектов социальной инфраструктуры. Поэтому необходимо кардинально менять всю сложившуюся систему инвестиционно-строительного комплекса города. Конечно, это непросто, но для реализации поставленной президентом РФ задачи это необходимо.
Есть следующие методы решения этой проблемы:
1. Строго выполнять требования федерального закона №44-ФЗ в части преференций малому и среднему предпринимательству при проведении торгов по госзаказу. Все объекты минимальной стоимостью до 20 млн рублей должны предоставляться только субъектам малого предпринимательства. Еще более важной задачей является выполнение требования о включении в крупные контракты условия о привлечении к его выполнению компании малого предпринимательства.
К сожалению, должен отметить, что в городе ни один орган на практике не отслеживает выполнение этого важного требования: ни отраслевые комитеты, ни Комитет по госзаказу. Необходимо срочно наладить эту работу.
2. При осуществлении крупных частных инвестиций на территории Санкт-Петербурга город обязан настойчиво рекомендовать таким застройщикам привлекать к субподрядным работам малые специализированные строительные компании на основе прозрачных тендерных процедур. Отмечу при этом, что даже если руководители компаний в принципе на это соглашаются, то на уровне их подчиненных, занимающихся подрядами, происходит фактически саботаж такой работы. В качестве примера такой успешной консолидации крупного, среднего и малого бизнеса можно привести строительство Ледового дворца, где генподрядчик Сканска выполнял только координационные и закупочные работы, а 90% всех работ - специализированные компании.
В "Союзпетрострое" имеются крупные подрядчики "ЦДС", "Генеральная строительная корпорация", "47 ТРЕСТ", "Монолитстрой", которые на практике осуществляют принцип привлечения специализированных компаний Союза к выполнению субподрядных работ. Надо прямо признать, что нет надежды на то, что этой проблемой будут заниматься саморегулируемые организации, т.к. их основная задача выдача допусков и сбор денег.
3. Одним из логичных форм использования мощностей малого и среднего строительного бизнеса является его привлечение к работам по программе капитального ремонта. По мнению губернатора Санкт-Петербурга, это работа для малого и среднего бизнеса. Однако созданный фонд по капремонту выставил такие требования, которые под силу только крупным компаниям. Поскольку крупному бизнесу работы в нерасселенных жилых домах неинтересны, существуют опасность, что они будут выступать посредниками и привлекать специализированные компании малого бизнеса на кабальных условиях, что приведет к неминуемому провалу всей программы по капремонту и по сути к нецелевому использованию средств как городского бюджета, так и самих граждан. Это еще один образец неправильного подхода к решению проблемы.
Наряду развитием предпринимательства президент поставил задачу перехода на инновационный путь развития экономики. В строительной отрасли эта работа находится в зачаточном состоянии: нет реального понимания практического осуществления этой задачи. Необходим системный подход: сбор инновационных предложений, их экспертиза, включение в нормативную базу и, соответственно, в проектно-сметную документацию с тем, чтобы строительные компании были обязаны использовать эти инновации. "Союзпетрострой" по поручению Правительства Санкт-Петербурга ведет практическую работу для решения этой задачи: сформированный экспертный совет, создан специальный сайт для размещения каталога инновационных продуктов, прошедших экспертизу и рекомендованных к применению на территории города. С 15 декабря начинается прием заявок на включение инновационных продуктов в каталог.
Итак, только при условии развития предпринимательства, конкуренции, консолидации крупного, среднего и малого бизнеса, активного применения инновационных продуктов, можно решить поставленные президентом задачи. Сегодня каждый выживает и умирает в одиночку. Так дальше работать нельзя. Надо объединяться и совместно решать проблемы строительного бизнеса. Вместе мы можем больше!