Инвестиции из федерального бюджета в развитие инфраструктуры – дорог, стадионов, метро, железных дорог, портовых сооружений – будут только увеличиваться, и с этим связаны перспективы Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», убеждена Елена Лашкова, генеральный директор компаний.
– Елена Борисовна, как вы пришли к идее организовать собственную компанию? Что способствовало ее реализации?
– Это были 1990-е годы, когда я училась в аспирантуре Ленинградского инженерно-строительного института, и тема моей кандидатской диссертации «Гидрофобизация кирпичной кладки стен для предотвращения капиллярного поднятия влаги» неожиданно оказалась востребованной не только для исторических зданий, но и для обычных жилых. Это было время, когда создавались первые кооперативы и начинающие бизнесмены очень часто из соображений экономии размещали свои офисы в подвалах с вечно сырыми стенами, с помещениями, которые затапливались после каждого сильного ливня. На кафедру стали обращаться заказчики в поисках специалистов по гидроизоляции. Пришлось срочно, «на ходу», осваивать искусство (конечно, искусство!) гидроизоляции. Это было время, когда многие начинали свой бизнес, и мне, в отличие от вынужденно бросивших свою профессию, повезло всю жизнь работать практически по специальности.
Иногда мне очень хочется, как в предисловиях к американским книгам, передать благодарность множеству людей. Я даже могу назвать их поименно. Это, конечно, мой муж: когда количество заказов превысило объемы «халтуры», он и организовал для меня фирму «ГЕОИЗОЛ», а позже пришел работать в компанию. Это мои учителя. Это, в первую очередь, профессора кафедры «Основания и фундаменты» ЛИСИ С.Н. Сотников, В.М. Улицкий, Р.А. Мангушев. Это мои друзья по ЛИСИ, а теперь известные личности и даже конкуренты: А.Ф. Шашкин, А.И. Осокин и Ю.В. Андреев. Мы искрились энергией, хотели строить новую Россию и заниматься любимым делом.
– А сегодня вы стали более или менее энергичной?
– Сегодня я очень информированный оптимист. Куража меньше не стало, но это другой уровень ответственности. Когда мы начинали, в компании было несколько человек, и мы отвечали только за себя. А когда за тобой стоят две тысячи человек, то уже действуешь менее рискованно – только после подсчетов и оценки рисков.
– Имеет ли для вас самой принципиальное значение тот факт, что такой крупной структурой, как Группа компаний «ГЕОИЗОЛ», руководите вы – женщина?
– В строительном бизнесе мужчина, разумеется, более логичен. Но, мне кажется, у меня тоже неплохо получается.
– Приходится ли вам сегодня доказывать кому-то из коллег-мужчин, что женщинам в строительстве тоже место?
– Я так долго доказывала, «что не хуже» и «что имею право», что добилась даже большего, чем ожидала. Сейчас я уверенно могу сказать, что тогда, 20 лет назад, я не ошиблась, назначив себя директором. (Кстати, вы в курсе, что настоящая женщина никогда не скажет: «Я ошиблась!», а только: «Надо же, как интересно получилось!».) А получилась, надо сказать, высокопрофессиональная компания!
– А в чем, на ваш взгляд, особенности женского и мужского стиля управления в строительном бизнесе?
– Женщины больше внимания уделяют вопросам персонала, психологическому климату в коллективе. Обратная сторона этой медали – излишняя лояльность к неэффективным сотрудникам. Счастье, что в нашей фирме в основном трудоголики.
– Приходилось слышать мнение о том, что ваши технологии – это, конечно, очень качественная инженерная защита, однако это достаточно дорого. Сегодня, когда все еще тщательнее обычного считают деньги, «бьется» ли у вас экономика?
– Знаете, стройка, тем более строительство подземных сооружений или фундаментов, не может быть у отдельно взятой организации существенно дороже или существенно дешевле. Тут ситуация по Булгакову: как не бывает осетрины первой или второй свежести, так в нашей сфере не бывает более качественных или менее качественных работ. Поэтому – да, мы не самая дешевая компания, и, конечно, нас не имеет смысла использовать для строительства фундамента под дачный домик. Но мы абсолютно в рынке. Мы участвуем в тендерах и выигрываем в них. Наш производственный отдел считает себестоимость наших проектов и показывает, по какой цене нам было бы комфортно работать. Сейчас идет борьба за работу с издержками, и бал правят специалисты коммерческого отдела. В итоге мы должны попасть в ту золотую середину, в которой наши цены будут конкурентоспособны.
– Насколько вы можете себе позволить уменьшить стоимость проектов?
– Мне легче всего рассказать об этом на примере строительных материалов: освоив производство специальных материалов, анкерных систем, являющихся аналогом западных производителей, мы снизили цену на 20%.
Конечно, такого, как в первые годы существования организации, когда рентабельность могла быть и 50%, уже нет и не будет. Весь мир работает с рентабельностью 5%, главное, чтобы она была.
– Что вас интересует с точки зрения внедрения новых технологий?
– Сегодня мы обладаем почти всем спектром известных в мире технологий по реставрации и реконструкции фундаментов, строительству подземных сооружений. Поэтому в настоящее время мы модернизируем парк своей техники и активно работаем в направлении внедрения технологий улучшения качества грунтов на территориях больших площадных застроек: дорог, намывных территорий и т. д.
– Видите ли вы интерес к развитию подземного строительства со стороны городских властей, крупных участников рынка?
– Однозначно – да, вижу. Я вижу не абстрактную, а предметную заинтересованность на уровне расчетов по конкретным проектам. И конечно, я рассчитываю на приглашение к участию в таких проектах. Думаю, что подземное строительство в городе перспективно, особенно учитывая активное развитие государственно-частного партнерства. Паркинги, подземные магазины, совмещенные с транспортными развязками, прокладкой инженерных сетей, – все это будет. Понятно, что сейчас кризис, но, может, это и хорошо: есть время подумать.
– Вы стартовали в непростые 1990-е годы. Видите ли новые возможности для бизнеса в нынешней экономической нестабильности?
– Я вижу, что нет остановки, и я рада этому. Понимаете, кризисы настолько закономерны, что их нельзя рассматривать как форс-мажор. Кризисы были, есть и будут. Это такое же закономерное явление в экономике, как зима или лето в природе. Значит, сейчас зима. Но мы же не вычеркиваем зиму из своей жизни: готовимся к весне, принимаем витамины.
– Если провести аналогию с деятельностью компании, что для вас сегодня витамин?
– Безусловно, это внутреннее структурирование, отход от ручного управления, а значит, оптимизация расходов. И это максимальная самостоятельность управленцев на отдельных проектах, в отдельных звеньях. Очевидно, что я не могу детально контролировать ситуацию в нашем филиале на Дальнем Востоке, к примеру. Воспитание управленцев, причем выращенных в Группе компаний «ГЕОИЗОЛ», и построение четкой и жизнеспособной структуры – да, такова наша задача. Это витамин в кризис. Очень надеюсь, что выстроенная структура позволит нашим специалистам работать с большим интересом и с точки зрения карьерного роста, и с точки зрения удовлетворения профессиональных амбиций, и, безусловно, в материальном плане.
– Не так давно представители Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» заявляли о грядущем ребрендинге продукции. Состоялся ли он?
– Нет, и уже не состоится. Мы хотели изменить наименование гидроизоляционных и строительных материалов, выпускаемых под маркой «ГЕОИЗОЛ». Однако убедились: слишком многие уже хорошо знают эти материалы, и совершенно бессмысленно обманывать себя и других новыми названиями. Ведь дело не в названии. Самое главное – мы сами используем то, что производим и продаем, и готовы показать, как работать с этой продукцией. Думаю, коллеги обязательно оценят характеристики и стоимость нашей продукции.
– Оправдались ли ваши надежды, связанные с Пушкинским машиностроительным заводом?
– В смысле финансовой эффективности еще отдачи нет. А в смысле того, что мы получили, что хотели, – да, надежды оправдались. Мы однозначно будем наращивать производственные мощности завода.
Производство для нас чрезвычайно важно. Мы все хотим создать дело, которое будет расти и развиваться дальше. В прошлом году Пушкинскому машиностроительному заводу исполнилось 95 лет. Мы дали заводу второе дыхание – надеюсь, еще на 100 лет. Это в том числе свидетельство стабильности Группы компаний «ГЕОИЗОЛ».
Кроме того, сегодня мы совершенно неожиданно оказались востребованы для решения задач государственной важности, выпустив в 2009 г. пользующуюся спросом на строительном рынке импортозамещающую продукцию – анкерные системы GEOIZOL-MP.
Мы столько лет убеждали, что наши анкеры не хуже западных аналогов, засыпали профильные министерства письмами. А теперь вдруг к нам пришли с предложением, чтобы мы поставляли наши анкерные системы на целый ряд ключевых строительных объектов в рамках программы импортозамещения. А мы готовы!
– Высшая оценка для компании – участие в бюджетных проектах. А что для вас высшая оценка как руководителя компании со стороны подчиненных?
– Мой собственный главный критерий при оценке людей – порядочность. И если кто-то за моей спиной скажет обо мне, что я порядочный человек и руководитель, для меня это было бы очень важным. «Порядочность» – в моем представлении очень комплексное понятие. Это значит и умение признать свои ошибки, и способность их избежать, и многое другое. Непорядочно неэффективно использовать сотрудников. Непорядочно, если ты чему-то не соответствуешь, занимать это место. Непорядочно вовлекать людей в неэффективный бизнес. И, напротив, быть профессионалом – порядочно. В моем понимании, порядочность и интеллигентность – это почти то же самое.
– Как вы формулируете свою основную задачу на нынешний год? Что станет для вас мерилом успеха в деятельности?
– Не уменьшить объемы. Получить прибыль и инвестировать ее в производство. И переехать в новый офис.