Издания

Официальная публикация

С глубоким погружением в отраслевую специфику

Иногда подрядчик, застройщик или инвестор оказываются в непростой ситуации, когда требуется оспорить незаконные акты, включить в смету дополнительные работы или избежать штрафов и неустоек. И в этом случае на помощь приходят строительные юристы. О вариантах сотрудничества рассказывает Екатерина Лизунова, руководитель направления «Контрактика» в юридической фирме «LL.C-Право».

С глубоким погружением в отраслевую специфику С глубоким погружением в отраслевую специфику
Екатерина Лизунова
Источник: пресс-служба юридической фирмы «LL.C-Право»

— Екатерина, что отличает «Контрактику» от других строительных юристов?

— Я бы начала с того, что нас объединяет. Прежде всего это неравнодушие к самой отрасли, к ее особенностям и проблемам. Мы все наблюдаем за тем, что происходит в экономике, как сокращаются инвестиции, останавливаются большие проекты, поэтому сейчас участникам строительного процесса как никогда важно правильно оценивать риски и перспективы в условиях резко меняющейся рыночной конъюнктуры. Для этого нужно, чтобы рядом была команда юристов, умеющих не только видеть, но и задавать тренды правоприменительной практики в строительстве, защищать право бизнеса на работу в условиях здоровой экономики.

Хотя на практике часто бывает так, что наша работа направлена, скорее, на защиту здравого смысла. Особенно когда речь идет об отношениях подрядчика и заказчика в бюджетной стройке. Это, кстати, одно из наших отличий от многих других команд юристов, работающих в строительстве. Мы глубоко погружены в специфику работы госзаказа, и бо́льшая часть наших клиентов работает именно в этой сфере. Здесь отношения заказчика и подрядчика строятся далеко не на принципе взаимовыгодного сотрудничества. Они определены требованиями бюджетной эффективности, которая, в свою очередь, держится на двух составляющих: экономность и результативность. Причем и то, и другое нацелено на закрытие потребностей именно публичной стороны договора.

Кроме того, в бюджетной стройке есть моменты, о которых может не знать даже опытный подрядчик. По нашим наблюдениям, строительный подряд в госзаказе — это такая параллельная вселенная относительно главы 37 Гражданского кодекса РФ. Здесь многое ломается о принцип бюджетной эффективности, который при возникновении спора защищается в судах через приоритет публично значимых целей. Например, по общему правилу заказчик НЕ ВПРАВЕ отказаться от приемки выполненных работ, если недостатки несущественные и устранимые. Тогда как заказчик по 44-ФЗ уже ВПРАВЕ НЕ отказывать в приемке выполненных работ с такими же недостатками. И это отнюдь не казуистика, а реальные дела, когда подрядчик довольно часто сталкивается с уклонением бюджетного заказчика от приемки выполненных работ. Та же ситуация — и с явными недостатками. По общему правилу заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки. Но если подобный спор случится с бюджетным заказчиком, то суд непременно сошлется на постановление президиума ВАС РФ № 51 от 24.01.2000 года, где говорится, что наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ. Даже если недостатки были явными.

Применяя принцип бюджетной эффективности в строительных спорах, суды указывают на то, что действия сторон частноправового характера (подписание актов, соглашений и т. д.) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели. Чаще всего с таким подходом подрядчик сталкивается в спорах об объемах и стоимости выполненных работ. Бо́льшую часть споров в этой категории составляют дела по искам заказчиков о неосновательном обогащении, найденном в ходе проверок органами финансового контроля. Поэтому подрядчику, работающему в сфере госзаказа, будь то проектно-изыскательские работы или строительные, очень важно вовремя и верно квалифицировать свои риски и уметь ими управлять. И работа в партнерстве с юристом здесь вполне оправданна.

Назовите ТОП-3 вопросов, с которыми к вам приходят подрядчики.

— Таких вопросов, конечно, больше, чем три, но среди них можно выделить следующие ситуации:

- выполнили дополнительные работы, а заказчик отказывается их оплачивать;

- заказчик отказывается принимать работы из-за просрочки выполнения или отклонения от проекта;

- заказчик требует вернуть неотработанный аванс, начислил неустойку за просрочку выполнения работ.

Эти и многие другие ситуации конфликта с заказчиком объединяет одно: неправильная оценка ситуации подрядчиком в моменте, когда это было необходимо, и, как правило, недостаточность или даже полное отсутствие юридически грамотной коммуникации с заказчиком.

Что означает ваш тезис о том, что юрист должен работать на уровне ПТО?

— Часто, когда подрядчику очевидно, что происходит выполнение дополнительных работ или простой по объективным причинам, об этом еще не знают ни руководитель, ни юрист, ни заказчик. В большинстве случаев юрист появляется гораздо позже — когда пришла претензия или иск. И в первую очередь он идет в технический отдел, где находится вся необходимая информация: почему не выполнили вовремя, не по проекту, что за допработы и когда они появились. Ищем письма, протоколы совещаний, техрешения, записи в журналах работ и другое, но регулярно сталкиваемся с тем, что многого из того, что могло бы пригодиться в суде, у подрядчика нет, потому что не знали, что писать, или не фиксировали, так как решали технические вопросы с представителем заказчика или стройконтроля на объекте или по телефону. По этим причинам мы практикуем встречи с техническими службами клиентов. Именно здесь находится источник будущих недопониманий с заказчиком, зарождаются убытки, штрафы и неустойки, которых можно было бы избежать, если бы в нужный момент юрист подсказал, как поступить, дал бы необходимый образец письма, объяснил бы последствия тех или иных действий.

— С чего начинается работа с клиентом?

— Как правило, с интервью, чтобы убедиться, что мы одинаково понимаем проблему и ожидаемый результат. Дальше следует этап детального разбора ситуации, анализ документов и подготовка предварительного заключения, которое включает квалификацию ситуации, анализ рисков, рекомендации по срочным мерам, стратегию движения, план и экономику проекта. Если речь идет о строительном споре, где мы можем просчитать возможные варианты сценария, то в расчет входит не только стоимость юридического сопровождения, но и всех расходов, которые клиент понесет за период рассмотрения спора: пошлины, затраты на судебные экспертизы, командировочные расходы и прочее.

Основная часть команды «Контрактики» находится в Томске — географическом центре нашей страны, также есть дополнительные офисы в Новосибирске и Москве, поэтому нам удобно работать с клиентами со всех уголков нашей большой России. Сегодня неважно, в каком месте и часовом поясе находится юрист: консультации, обмен документами проходят онлайн, как и большинство заседаний в судах и комиссиях антимонопольной службы. Но, конечно, для личного участия в совещаниях, комиссиях и судах мы оперативно вылетаем в любой регион.

Телефон 8 (913) 800-55-03

Сайт: https://llc-con.ru/

ТГ-канал: https://t.me/umnaya_stroyka 

автор: Светлана Лянгасова
Поделиться:

Руслан Родиков: «Российские лифтостроители открывают новые диапазоны скорости и комфорта»

Руслан Родиков: «Российские лифтостроители открывают новые диапазоны скорости и комфорта» Руслан Родиков: «Российские лифтостроители открывают новые диапазоны скорости и комфорта»
Руслан Родиков
Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»

Будет ли решена проблема с нехваткой высокоскоростных лифтов в стране, что особенно актуально для строительной отрасли, ориентированной на возведение высотных зданий? Генеральный директор АО «МЭЛ» Руслан Родиков рассказал о текущих тенденциях в освоении этого сегмента на примере столичной компании.


Руслан Святославович, уход с рынка иностранных игроков стал одновременно и стрессом, и окном возможностей для отечественных производителей. Первое время запросы на скоростное лифтовое оборудование покрывались китайскими производителями. Какова ситуация сегодня?

Могу привести непосредственно пример нашей компании. Завод «МЭЛ» начал разработку лифтов со скоростью 4 м/с еще с осени 2022 года, после того как рынок покинули западные бренды. В начале 2024 года мы получили сертификат на их серийный выпуск. Он выдан на лифты с машинным и без машинного помещения грузоподъемностью до 2000 кг и со скоростью до 4 м/с включительно. Это знаковое событие не только для нас, но и для всей строительной отрасли. Ранее из отечественных производителей никто не мог предложить серийный локализованный продукт для объектов повышенной этажности. Более того, мы уже стали лидерами скоростных лифтов. В том же, в 2024 году, завод ввел в эксплуатацию современный производственный цех, заточенный под выпуск оборудования этого сегмента.

Какие импортные аналоги уже удалось заместить?

Компания открывает все диапазоны скорости, грузоподъемности и комфорта, которые востребованы заказчиком. В середине 2024 года мы получили сертификат на серийный выпуск оборудования по новому ГОСТу 33984.1-2016, с машинным и без машинного помещения со скоростью подъема до 7,0 м/с и грузоподъемностью до 5000 кг, в том числе больничные лифты. Запустили производство лифтов бизнес- и премиум-класса под брендом VEXT, включающего в себя полный цикл операций: лазерную резку поступающих материалов, изготовление деталей на координатно-пробивном центре с последующей гибкой и формовкой, сваркой, покраской на линии немецкого производства и дальнейшей комплектной сборкой лифтового оборудования по грузоместам для отправки заказчикам.

Надеемся, что за счет данной продукции будет решена проблема с нехваткой высокоскоростных лифтов в стране.

Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»

Каковы производственные мощности нового цеха?

Ресурсов достаточно. В настоящий момент производственные мощности позволяют выпускать до 1000 единиц оборудования для высокоскоростных лифтов сегментов классов «бизнес» и «премиум», не уступающих по качеству, надежности, удобству и функциональности ушедшим с российского рынка американским и европейским аналогам. Такой объем позволяет полностью покрывать запросы российского рынка. Будем и дальше расширять свои возможности и ориентироваться не только на наших потребителей, но и заказчиков из ближнего зарубежья. И что немаловажно благодаря новому производству организованы дополнительные рабочие места для более восьмидесяти человек.

Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»

На этапе освоения серийного выпуска высокоскоростных лифтов застройщики могли сомневаться в надлежащем качестве продукции отечественного производства. Как вам кажется, в процессе эксплуатации они убедились в том, что российские лифты не уступают зарубежным аналогам?

У девелоперов и обслуживающих организаций было достаточно времени, чтобы убедиться, что наше оборудование соответствует всем нормам и требованиям в области безопасности, а также обеспечивает удобство монтажа и обслуживания. И, что не менее важно, гарантирует комфортное и удобное перемещение пассажиров.

Как производитель полного цикла мы полностью отвечаем за качество нашей продукции, часть комплектующих производим самостоятельно, что-то закупаем у локальных поставщиков и партнеров из дружественных стран. Так, например, мы используем лебедки Forvorda и Montanari для производства скоростных лифтов. Узлы безопасности ловители, ограничители, буферы Hunning. За плавность движения кабины и комфортность поездки отвечают станция управления и дверной привод компании Optimax. Все указанные производители поставляют свою продукцию в том числе компаниям так называемой «большой четверки» Otis, Kone, Schindler, TKE. Высокоскоростные лифты оснащены бесперебойными блоками питания, которые при отключении электроэнергии в здании доведут кабину до ближайшей остановки. Встроенные фотобарьеры предотвратят защемление в дверном проеме лифта, а ловители двустороннего действия повысят надежность поездки.

Благодаря собственному складу запчастей наши партнеры, монтажные и обслуживающие организации получают нужные детали в любой точке страны за считанные дни.

Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»

Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов отметил, что отечественные лифтовые заводы сегодня полностью закрывают потребность в подъемниках для серийных домов до 30 этажей (со скоростью до 4 м/с). Но пока в стране не производят лифты со скоростью 9 м/с. Разрабатываются ли такие модели на вашем предприятии?

Проанализировав запросы рынка, мы приняли решение сфокусироваться на производстве лифтов со скоростью до 7 м/с. Тем не менее готовы рассматривать и предложения на оборудование с более высокими скоростями. Это единичные проекты. Компания постоянно совершенствует технологии производства скоростных лифтов. Мы анализируем рынок и спрос, в том числе активно работаем над улучшением качества оборудования. Если в будущем сформируется массовый запрос на лифты со скоростью 9 м/с, уверен: нам будет что предложить.

Завод освоил новую линейку скоростных лифтов «Космос» и «Широта». Какие у них особенности?

Дизайн линейки «Космос», «Широта» и премиальные линейки лифтов VEXT мы разрабатывали совместно с ведущей студией промышленного дизайна. Здесь лифт становится полноценным дизайн-объектом, продолжением архитектуры здания и общественных пространств, реализованных девелопером. Отделка стен, кнопки, поручни, зеркала в кабине каждая деталь продумана с точки зрения эстетики и заботы о комфорте пассажиров, в том числе удобстве маломобильных граждан.

При этом оборудование полностью соответствует самым строгим стандартам безопасности. Особое внимание мы уделили скрытым деталям, например кабина скоростного лифта должна иметь повышенную шумо- и виброизоляцию для обеспечения повышенного уровня комфорта поездки пассажиров. Это достигается дополнительными ребрами жесткости, башмаками роликового типа для кабины и противовеса.

Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»

Могут ли модели высокоскоростных лифтов разрабатываться под индивидуальные запросы заказчика?

Мы предлагаем широкий диапазон вариантов отделки, исходя из пожеланий потребителя, типа здания, при этом соблюдаем эстетичный вид лифта, не забывая про комфорт. Например, заказчик имеет возможность выбрать материал и цвет акцентных панелей, кнопок, поручней, напольного покрытия, расположение зеркал, в том числе с функцией Smart ADV (с встроенным информационным экраном). Таким образом, лифт может стать ярким акцентом или органичным продолжением общей концепции оформления общественных пространств здания.

Сегодня нет практически ничего невозможного: габариты лифтовых купе также могут быть разработаны специально под заказчика. Например, мы производим подъемники с панорамными кабинами, которые востребованы в торгово-развлекательных центрах и гостиницах. Для повышения комфорта пассажиров устанавливается дополнительная шумо- и виброизоляция.

Таким образом, современные технологии и индивидуальный подход позволяют нам создавать лифты, которые не только соответствуют самым высоким требованиям функциональности, но и становятся важным элементом дизайна здания. Благодаря гибкости решений каждый заказчик может получить продукт, идеально отвечающий его потребностям и визуальным предпочтениям.

Источник: пресс-служба АО «МЭЛ»
автор: Елена Кузнецова
Поделиться: