Издания

Официальная публикация

№15 (826 )
16 августа 2018

Андрей Шестаков: Необходимо увеличение норматива стоимости 1 кв. м

Андрей Шестаков: Необходимо увеличение норматива стоимости 1 кв. м

О перспективах строительного комплекса Архангельской области рассказал Андрей Шестаков, министр промышленности и строительства региона.


– Андрей Геннадьевич, каких результатов удалось достичь в достройке незавершенных объектов?

– На 1 января 2015 года в области насчитывалось 206 объектов, замороженных на разной степени готовности. За год возобновлено строительство 80 из них, и в большинстве своем это социально значимые объекты. Всего на строительную отрасль региона из консолидированного бюджета было выделено в 2015 году порядка 7 млрд рублей, и в следующем году планируется финансирование в этих же пределах. Важно, что мы не отказались от ранее запланированных к реализации строительных проектов.

– Как в вашем регионе реализуется программа «Доступное жилье для российской семьи»? Какие еще программы, нацеленные на улучшение жилищных условий граждан, действуют в Архангельской области?

– Прежде всего, надо упомянуть о том, что мы продолжаем реализовывать программу переселения граждан из аварийного фонда. Далее, у нас действует государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2020 годы)». Цели этой программы – развитие некоммерческого жилищного фонда, в том числе через строительство служебного жилья, финансирование строительства жилья для различных категорий граждан, а также создание условий для формирования рынка доступного арендного жилья. 

Для реализации государственной программы «Жилье для российской семьи» уже отобрано пять земельных участков в городах Архангельск и Северодвинск, а также Вельском и Няндомском районах. Но как и многие другие российские регионы, мы столкнулись с проблемой отсутствия интереса у бизнеса к строительству доступного жилья на предлагаемых условиях (приобретение  участниками программы из расчета 35 тыс. рублей за 1 кв. м). Строительство жилья на Севере предполагает особый подход: это связано с соблюдением более жестких, чем в Центральной России, требований по устойчивости к низким температурам, энергоэффективности, с необходимостью сохранения вечномерзлых грунтов, сезонным характером доставки стройматериалов в отдаленные районы. Как следствие, увеличение стоимости готовых объектов очевидно. По нашему мнению, для развития жилищного строительства в Архангельской области необходимо увеличение норматива стоимости 1 кв. м площади жилого помещения. 

– С какими законодательными инициативами в области строительства выступила Архангельская область в 2015 году?

– Это законопроект, определяющий полномочия органов региональной власти в части строительства и использования наемных домов, жилые помещения в которых будут предоставляться по договорам найма. Проект разработан в целях реализации положений 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…». Учитывая актуальность проблемы качества возводимого жилья, особенно если это жилье, строящееся по государственным программам, мы неоднократно на федеральном уровне говорили о необходимости внесения изменения в действующее законодательство РФ в области строительства. В частности, мы убеждены в необходимости наличия положительного заключения госэкспертизы проектной документации для объектов малоэтажного строительства, не затрагивая ИЖС. Неоднократно мы говорили и о целесообразности наделения органов государственного строительного надзора правом проведения проверок объектов капитального строительства, в отношении которых пока надзор по закону не осуществляется.

Далее, мы говорим о необходимости включения в перечень национальных стандартов и сводов правил актуализированных документов, в результате применения которых (на обязательной основе) обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». 

– Какие крупные объекты жилищного строительства должны быть сданы в 2015 году?

– Всего к вводу запланировано около 100 жилых домов, в том числе 32 многоэтажных общей площадью более 175 тыс. кв. м. Среди этих домов 15 объектов в Архангельске, шесть – в Северодвинске, по четыре дома в г. Котлас и Мирный. Мы планируем, что ввод жилья в эксплуатацию по итогам 2015 года превысит показатель 2014 года более чем на 10%.

автор: Татьяна Крамарева
источник: АСН-инфо

Николай Кутьин: Проблема обманутых дольщиков уголовная, а не строительная

Николай Кутьин: Проблема обманутых дольщиков уголовная, а не строительная

За шесть лет существования институт саморегулирования в строительстве доказал свою жизнеспособность уже тем, что федеральные власти последовательно расширяют сферу ответственности СРО.


О перспективах развития института саморегулирования в условиях вызовов, которые испытывает сегодня российская экономика, рассказал Николай Кутьин, Президент Ассоциации «Национальное объединение строителей».

- Николай Георгиевич, наверное, один из самых обсуждаемых сегодня в строительном сообществе вопросов – сложности с регистрацией договоров долевого участия в связи со вступлением в силу новых требований к страховщикам. Что предпринимает или планирует предпринимать НОСТРОЙ для нормализации ситуации?

- Действительно, страхование договоров долевого участия в октябре фактически приостановилось. И это повлияет на темпы строительства жилья, по меньшей мере, в ближайшие несколько месяцев: практически во всех федеральных округах, по нашей информации, объемы нового строительства в жилищном секторе сократились. В НОСТРОЙ поступили десятки обращений от строителей по этому поводу. Мы, со своей стороны, подготовили аналитическую справку для спикера Государственной Думы Сергея Нарышкина, в которой детализировали ситуацию, сложившуюся в жилищном строительстве после вступления в силу новых требований к страхованию ДДУ. 

Разумеется, законопроект разрабатывался исключительно как еще один барьер на пути недобросовестных участников строительного рынка и в защиту интересов дольщиков. Однако со вступлением в силу новых правил страховая ставка увеличилась с 0,5 % до 2,3 % от стоимости жилья, и страховая премия наверняка будет «возложена» на участников долевого строительства. По сути, граждане, заключившие договоры долевого участия и получившие ипотечный кредит, будут поставлены перед необходимостью доплатить 200-600 тыс. рублей. 

- Но если издержки столь велики, если они провоцируют выраженный рост стоимости жилья, может быть, стоит продумать альтернативные механизмы регулирования рынка долевого строительства? Какими они могут быть?

- Стоит вспомнить о том, что лишь 5 % участников долевого строительства в пределах страны сегодня признаны пострадавшими. В свое время обязательная регистрация договоров долевого участия была введена как раз для защиты интересов дольщиков, и эта схема прекрасно себя зарекомендовала. Например, в Нижнем Новгороде в течение пяти лет после введения требования об обязательной регистрации ДДУ число обманутых дольщиков не увеличилось вообще, и на рынке работают все те же застройщики. Таким образом, риски возникновения обманутых дольщиков были связаны с деятельностью отдельных участников рынка, подпадающей под действие Уголовного кодекса. Проблема обманутых дольщиков, подчеркну это, уголовная, а не строительная!

А в 2014 году было введено требование по страхованию ответственности застройщика. В этой схеме государство по-прежнему оставалось в стороне от непосредственного регулирования процесса. При этом необходимость страхования незамедлительно повлекла удорожание рынка. Созданное в соответствии с новыми требованиями закона общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков не «закрыло» потребности участников строительного рынка. Зато появились страховые компании, стремившиеся извлечь максимальную прибыль без гарантий для застрахованных строительных компаний. В результате Банк России как финансовый мегарегулятор ужесточил требования к страховщикам, и это стало причиной коллапса на рынке строительства жилья. Непонятно, почему строители должны отвечать за недобросовестные действия участников финансового рынка. Мы довели свою позицию до федеральных властей, вносим предложения по урегулированию ситуации. Но самым эффективным было бы просто вернуться к ранее действовавшей схеме, потому что меры, призванные защитить интересы дольщиков, которые были приняты и вступили в силу за последние два года, ведут только к удорожанию жилья для конечного потребителя. 

- НОСТРОЙ будет стремиться изменить неоднозначные законопроекты, выступать с законодательными инициативами?

- Несомненно! Мы разрабатываем и будем активно отстаивать свои предложения, потому что осознаем: последствия ряда законодательных инициатив, которые сегодня близки к тому, чтобы стать законами, могут оказаться трагичными для строительной отрасли. Экспертный совет НОСТРОЙ сегодня, без преувеличения, перегружен работой: не остается без рассмотрения и заключения ни один документ. К нашим предложениям и заключениям прислушиваются, однако «интересные» инициативы, отнимающие уйму времени и сил, возникают с пугающей регулярностью. 

По сути, мы вынуждены все время напоминать: институт саморегулирования создан, чтобы сами строители могли оценивать потенциал коллег по выполнению тех или иных видов работ (и выдавать либо не выдавать соответствующие допуски), разрабатывать добровольные стандарты и возмещать ущерб третьим лицам, причиненный действиями входящих в СРО строительных компаний. 

- Что кроме сложностей со страхованием ДДУ, по вашему мнению, требует наиболее оперативного решения?

 - Самая острая проблема в строительстве сегодня – отсутствие квалифицированного заказчика. Идея создания «Единого технического заказчика», обнародованная главой государства Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года, до сих пор не преодолела стадии обсуждения. Между тем отсутствие квалифицированного заказчика, понимающего, объект с какими характеристиками и параметрами он заказывает и как должно быть организовано строительство, провоцирует нарастающий хаос. Соответствующая структура должна быть создана немедленно. 

- Возможно, позиция федерального центра по этому и другим злободневным вопросам будет обнародована на заседании Госсовета, посвященном вопросам строительства, которое должно состояться в марте будущего года?

- Мы действительно очень многого ждем от этого события. Мы надеемся, что в рамках Госсовета будет представлена государственная политика в строительной сфере и, что еще важнее, глава государства обсудит ее с губернаторами. Именно главы регионов – та самая «власть на местах», которая оказывает на строительный комплекс наибольшее влияние. Ведь административные барьеры, для снижения которых столько предпринимается усилий на федеральном уровне, - по сути, «местное» творчество. И практически каждый субъект Федерации руководствуется собственными административными регламентами в строительстве, вследствие чего цены на аналогичные объекты разнятся в разы.

Внушает надежду на конструктивное обсуждение то обстоятельство, что до заседания Госсовета губернаторы должны будут представить главе государства отчет о своих программах и планах в области строительства и градостроительства. На мой взгляд, абсолютно правильно, если территориальным планированием занимаются не отдельные участники рынка, пусть и из числа лидеров, а региональная власть, которая и должна заявить, какое количество жилья, дорог, объектов социального и культурного назначения появится на территории, пригласив застройщиков к реализации этих планов.

Кроме диалога между федеральной и региональной властью Госсовет мог бы повлиять на ближайшие перспективы строительного комплекса четким ответом для инвесторов: стоит ли вкладывать средства в строительные проекты, какие программы и механизмы послужат гарантией возврата инвестиций.

Кроме того, по итогам заседания Госсовета последуют конкретные поручения президента РФ, которые невозможно будет выполнить как-нибудь или, тем более, проигнорировать. Поэтому мы многого ожидаем от весеннего заседания Госсовета и начали активную подготовку к нему. 

автор: Строительный еженедельник