В будущем году бренд Kiilto отметит четвертьвековую годовщину своего присутствия в России. О том, с какими результатами российская структура холдинга подходит к юбилею, об итогах работы в текущем году, а также о перспективах развития «Строительному Еженедельнику» рассказал генеральный директор Kiilto в России Евгений Абрин.
– Год подходит к концу. С какими результатами, если подводить предварительные итоги, Kiilto завершает 2019 год – сотый в истории компании?
– Год еще не закончился, и, конечно, подводить окончательные итоги еще рано. Но уже сейчас мы можем говорить о том, что итоги года вполне позитивные. Kiilto удалось выполнить большую часть задач, которые ранее перед собой ставили. Практически во всех направлениях нашей деятельности мы заканчиваем год с положительными результатами. Особенно хотелось бы отметить рост в направлении строительно-отделочных материалов, который измеряется двузначными числами. Также можно выделить направление промышленных клеев, которое показало динамику в несколько раз превышающую ожидаемый рост ВВП России в этом году. Так что цифрами мы в целом довольны.
В 2019 году мы также серьезно продвинулись в повышении эффективности нашей работы в сфере продаж и логистики. С одной стороны, нам удалось расширить географию нашего присутствия и прирасти в экспорте (Казахстан, Молдова, Прибалтика, Беларусь), с другой – стали больше фокусироваться на ключевых клиентах в домашних регионах и оптимизировать не добавляющие ценность звенья в системе дистрибуции. В отдельных регионах мы даже сократили количество партнеров, с которыми мы работаем напрямую, чтобы предложить еще более высокий сервис ключевым партнерам.
– Какие заметные тренды в вашем сегменте рынка Вы можете отметить в этом году? Как компания к ним адаптировалась? Какие продукты Kiilto были наиболее востребованы?
– Положение в российской экономике пока остается непростым. К «болевым точкам» в строительной сфере можно отнести изменения в законодательстве в области долевого строительства, изменение схемы привлечения средств частных инвесторов в жилищном строительстве, заметный рост цен на жилье, консолидацию игроков и другое. Но фундаментальные факторы, стимулирующие рынок в долгосрочной перспективе, сохраняются. В России по-прежнему есть существенная потребность в улучшении жилищных условий граждан, которая должна удовлетворяться как за счет нового строительства, так и за счет реновации существующего жилищного фонда. Согласно статистическим данным, более половины всего жилфонда России используется более 50 лет – очевидно, что работы хватит всем на много лет вперед. Я уверен, что правительство страны, профессиональное сообщество и бизнес смогут найти решения существующих проблем. Радует снижение ключевой ставки и процентных ставок по ипотеке. Последние годы ипотека сильно поддерживала рынок строящейся недвижимости, и, на мой взгляд, потенциал развития в этом направлении далеко не исчерпан.
Экономические сложности, притормозившие развитие отрасли, привели к росту конкуренции среди производителей стройматериалов. Наличие свободных мощностей оказывает давление на цены, игроки стремятся упрочить свои позиции за счет расширения ассортимента и внедрения инноваций. Мы в Kiilto также учитываем экономическую ситуацию и ищем как дополнительные источники роста, так и способы повышения эффективности бизнеса.
Приведу один простой пример: в 2019 году доля наших отгрузок, осуществляемых напрямую с заводов клиентам без промежуточной переработки на распределительных складах, выросла до 60%. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составлял около 50%. Достигнутая экономия позволяет нам не только удерживать цены на конкурентном уровне, но и инвестировать дополнительные средства в маркетинг и разработку новых продуктов.
– Конец года – хороший повод поговорить о перспективах. Какие планы строит компания на будущий год? Какие наиболее интересные рыночные перспективы для себя вы видите?
– На начало будущего года запланировано выведение на рынок ряда новых продуктов от Kiilto. Мы предложим собственные современные разработки в различных сегментах рынка, на которых мы присутствуем. В частности, планируется расширение линейки плиточных клеев для сложных облицовок. Появятся продукты для сегмента DIY («Сделай сам») в формате малой упаковки. Уверен, что потребители также оценят наши инновационные гидроизоляционные мастики на основе SBR-латекса. В направлении промышленных клеев мы продолжаем разработки «под клиента», а также планируем запуск огнезащитных средств и тиксотропного заливочного состава для производства воздушных фильтров.
Но этим наши планы не ограничиваются. В будущем году мы намерены открыть Kiilto Pro Academy в Москве, по аналогии с академией, успешно работающей в Петербурге, где несколько тысяч человек ежегодно получают знания и практические навыки работы с нашей продукцией. Это не только позволит нам существенно повысить уровень узнаваемости бренда, но и будет работать во благо всей отрасли. Ведь во время семинаров мы продвигаем более высокий уровень культуры строительства, демонстрируем возможности наших инновационных продуктов, делимся достижениями европейских рынков.
– Следующий год имеет особое значение для Kiilto в России – 25 лет на нашем рынке. Расскажите, пожалуйста, как компания завоевывала позиции в РФ. Удалось ли достичь поставленных стратегических целей?
– Действительно, вслед за 100-летием со дня основания нашего концерна, которое отмечалось в этом году, в будущем мы будем справлять новую дату – четверть века присутствия в России. За этот период бренд Kiilto стал широко известен в стране. Наша продукция заработала хорошую репутацию, которую мы, безусловно, продолжим всеми силами поддерживать. Это ответственная и важная часть нашей работы не только в Финляндии, но и здесь, в России.
За 25 лет мы из сравнительно небольшого импортера превратились в достаточно крупного производителя решений в области гидроизоляции, отделки влажных помещений и в сегменте клеев для напольных покрытий. Мы стали надежным партнером для многих строительных компаний, приняли участие в реализации десятков крупномасштабных проектов в разных частях страны. Наша продукция применялась на таких знаковых объектах, как, например, гостиница «Holiday Inn Шереметьево», магазины Х5 Retail Group, Амурский ГПЗ, Владивостокский Государственный цирк, Государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани, Музей космонавтики в Калуге и другие. В настоящее время материалы Kiilto используются на строительстве объекта Neva Towers компании Renaissance Development в Москва-Сити.
Традиционно мы уделяем особое внимание работе с девелоперами из стран Скандинавии и Финляндии, развивающих проекты в России. Наши инновационные продукты применяются на большинстве объектов компаний NCC Bonava и YIT. Партнерством с этими компаниями мы особенно гордимся.
Наши флагманские продукты для строительного направления (Saumalaasti, Fiberpool и др.) хорошо известны покупателям и востребованы среди профессионалов. Сильные позиции Kiilto имеет в индустриальном направлении: деревообрабатывающая промышленность, клееная древесина, производство упаковки из картона, промышленные фильтры, автофургоны и т. д. Kestopur, Kestokol, Sitol – данные торговые марки стали ориентирами для многих участников рынка.
– Были ли какие-то сложности в адаптации финского бизнеса к российским реалиям? Насколько сильны различия в ведении бизнеса в Финляндии и РФ?
– Могу прямо сказать, что позитивное влияние на наше развитие оказал тот факт, что еще с советских времен в менталитете россиян очень прочно укоренилось: «Финское – значит качественное». Своей работой и продукцией этот позитивный настрой в отношении финских товаров и технологий мы стараемся всячески укреплять. Уверен, что нам это вполне удается. Согласно данным проведенного недавно исследования, Kiilto входит в топ-30 крупнейших и наиболее успешных финских компаний в России.
Конечно, узнаваемость бренда в Финляндии намного выше, чем в других странах, где работает Kiilto. По данным наших финских коллег, там он составляет 93%!
В России мы пока больше известны среди профессионалов. Однако, особенно в последние пару лет, наша представленность в рознице и сетях DIY существенно выросла, а это способствует развитию узнаваемости бренда среди более широкого круга потребителей. И здесь нет противоречия, так как мы считаем, что все потребители, как профессиональные, так и те, кто просто делает ремонт сам для себя, должны иметь возможность использовать самые качественные материалы.
Кроме того, в странах нашего присутствия имеются определенные различия в позиционировании, связанные с разницей в развитии рынков и актуальности определенных проблем. Например, в Финляндии и странах Скандинавии есть серьезный запрос на экологичность и заботу об окружающей среде. Соответственно, и в продвижении там мы делаем акцент на экологичность и безопасность выпускаемой продукции. А в России очень важны уровень сервиса, соотношение цены и качества, поэтому здесь мы работаем упорно над усилением наших конкурентных преимуществ – таких как качество продукции, обоснованная цена и высочайший уровень сервисов и технической поддержки. Отмечу, впрочем, что в последнее время в России уделяется все больше внимания вопросам экологии. Так что запущенная Kiilto в 2019 году международная программа «Обещание окружающей среде» (Promise to the Environment) будет развиваться также и в России.