Строительный рынок становится все более закрытым для зарубежных поставок лифтового оборудования, зато российские компании получают шанс занять эту нишу. О том, как реализуют свой потенциал производители лифтов и их смежники, рассказывает коммерческий директор АО «МЭЛ» Илья Перцев.
— Илья Викторович, как сегодня складывается ситуация с поставками лифтового оборудования на строительные объекты?
— Наибольшие изменения происходят на нашем основном потребительском рынке — в секторе коммерческого строительства жилья. На объектах комфорт-, бизнес- и премиального классов девелопер всегда предъявлял высокие требования к качеству лифтового оборудования и эстетике кабин, а бренд производителя был важным элементом маркетинга. Одним из аргументов в формировании стоимости квадратного метра для этих компаний обычно являлось наличие зарубежного оборудования, которое сегодня оказывается недоступным. До недавнего времени в премиальном сегменте принципиально не использовали российское лифтовое оборудование и лишь изредка — на объектах бизнес-класса. Правда, в домах комфорт-класса ставили и наши лифты.
Но теперь перед российскими лифтовыми компаниями открылось окно возможностей. К примеру, один из застройщиков, который никогда принципиально не рассматривал покупку отечественных лифтов, заключил с заводом первый договор. Это был небыстрый процесс, но в результате переговоров, посещений предприятия, изучения наших лифтовых кабин он убедился, что предлагаемое оборудование ничем не хуже, а в чем-то даже интереснее зарубежного.
МЭЛ всегда делал акцент на том, что его лифты не уступают импортным по технологичности, обеспечению безопасности и дизайну. Кроме того, мы исключаем валютные и логистические риски. Основные наши поставщики — отечественные компании. Да, из-за санкционных ограничений сроки изготовления заказов выросли в среднем с 40 до 60 дней, но доставка импорта с зарубежных заводов занимает уже до полугода. Появились случаи отказа европейских производителей от законтрактованных и оплаченных поставок — для строителей это означает срыв сроков сдачи жилых объектов.
Что касается процессов импортозамещения, то современные лифтовые заводы последовательно занимаются этим уже не первый год и научились производить продукцию с достойными техническими и дизайнерскими характеристиками. У нас нет громких брендов, но это дело времени.
— Ваше предприятие предпринимает сейчас дополнительные меры по замещению импорта?
— Создано подразделение, которое расширяет номенклатуру дизайнерской отделки: мы сможем обеспечивать заказчиков премиального сегмента любыми материалами. Как показывает практика, в России есть немало производителей, умеющих делать и разные виды нержавейки, и ламели с имитацией текстуры дерева, и другие отделочные материалы.
По поставкам различных технических комплектующих, которые собирают специализированные предприятия, в том числе зарубежные, началась переориентация на поставщиков из дружественных стран. Но при этом идут переговоры с двумя российскими предприятиями по созданию аналогичных узлов, чтобы свести долю импорта к минимуму.
Сейчас важна кооперация внутренних производителей, которые способны восполнить европейские технологии. Благодаря ей лифтовики смогут поднять уровень производства на ступень выше и создавать продукты мирового уровня.
— Но этот процесс может затянуться, особенно если речь идет о создании узлов безопасности. Разработка, испытания, сертификация — все это занимает месяцы. Не случится ли так, что зарубежные компании за это время вернутся на российский рынок?
— Сейчас в процесс стабилизации лифтового рынка включились все игроки: государственные структуры, производители и потребители продукции. Мы надеемся на поддержку государства, которое сможет запустить механизмы ускоренной сертификации, на потребителей, которые начнут целенаправленно работать с российскими поставщиками.
В любом случае, если не форсировать эти начинания, то они так и не получат развития. Еще полгода назад подобного движения среди производителей лифтов было немного, но сегодня они осознали, что могут сами создавать все необходимое на территории России.