Федеральное БТИ ищет пути к взаимодействию
Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости позволяет наладить электронный обмен информацией между структурами, занимающимися кадастровым учетом и технической инвентаризацией. Уже одна эта новация упрощает многие бюрократические процедуры и тем самым существенно облегчает жизнь частным лицам и организациям при совершении каких-либо действий с землей и имуществом.
Именно такую современную систему предлагает внедрить в Ленинградской области Федеральное БТИ. По словам руководителя представительства ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в СЗФО РФ Александра Скасырского, это позволит наладить эффективный обмен информацией с выполняющей сходные функции Леноблинвентаризацией и не только упростить процедуры оформления сделок с недвижимостью и землей, но и сделать рынок этих услуг более прозрачным, а также выявить ранее неучтенные объекты.
На данный момент в Ленинградской области на рынке услуг по технической инвентаризации, землеустроительных и кадастровых работ действуют два игрока: Ленинградский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации») и ГУП «Леноблинвентаризация» (Ленинградское областное государственное унитарное предприятие инвентаризации и оценки недвижимости).
Не вызывает сомнений, что для госструктур возможность решения государственных задач на качественно более высоком уровне априори должна главенствовать над коммерческими или ведомственными интересами. В данном случае выдвинутая Федеральным БТИ инициатива о заключении соглашения по обмену информацией с Леноблинвентаризацией могла бы стать основой для конструктивного сотрудничества по проведению государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений в интересах укрепления экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения гарантий прав собственности на недвижимое имущество.
К сожалению, найти общий язык двум предприятиям, по сути делающим одно дело, пока не удалось. Причем, как рассказывает Александр Скасырский, именно Леноблинвентаризация блокирует любые предложения о взаимном свободном доступе к базам данных по объектам недвижимости и земельным ресурсам на территории Ленобласти. И страдают из-за этого прежде всего простые граждане, предприниматели, организации, которым необходимо совершить какие-либо операции с землей или недвижимостью.
– Александр Борисович, в чем суть инициативы Федерального БТИ?
– На сегодняшний день и Леноблинвентаризация, и Федеральное БТИ располагают собственными архивами по объектам недвижимости на территории Ленинградской области. Мы не раз обращались к коллегам с предложением сформировать единую информационную базу данных или хотя бы организовать свободный доступ к архивам технической инвентаризации для каждой из двух сторон. Хотел бы подчеркнуть, что в наших предложениях речь идет именно о взаимном информационном обмене, а не о том, что мы якобы стремимся бесплатно и в одностороннем порядке получить банк данных, на создание которого специалисты Леноблинвентаризации, безусловно, потратили немало времени и сил.
Конечно, обе наши структуры оказывают сходные услуги по оформлению документов на объекты недвижимости, для целей государственной регистрации прав и сделок по ним. Однако Федеральное БТИ выгодно отличает широкий перечень услуг и технических возможностей по их выполнению, а также гибкий подход к вопросам ценообразования. Именно это и побуждает людей – как граждан, так и руководителей предприятий и организаций – обращаться в Федеральное БТИ, когда нужно вступить в права по наследству или продать дом, квартиру, гараж и т. п., зарегистрировать вновь построенный объект или внести изменения в техническую документацию на объект капитального строительства. У нас также наработана достаточно емкая база данных, которой на сегодняшний день не располагает Леноблинвентаризация. Таким образом, предлагаемое нами объединение архивов было бы взаимовыгодным. Впрочем, не менее важно, что этот шаг сделал бы рынок соответствующих услуг более прозрачным.
Сегодня человек, которому нужно подготовить документы для регистрации собственности, по своему выбору может обратиться либо к нам, либо в областное БТИ. Нормальная, здоровая конкуренция двух организаций, выполняющих платные госуслуги. Однако из-за отсутствия информационного обмена специалисты ни Федерального БТИ, ни Леноблинвентаризации не могут проконтролировать, не поставлен ли один и тот же объект недвижимости на учет дважды.
К сожалению, возможность учета объекта в Федеральном БТИ и в Леноблинвентаризации может создать риски для двойного учета объекта недвижимости и, следовательно, почву для мошенничества. Изготовив техническую документацию на какой-либо объект недвижимости в двух организациях, недобросовестные владельцы недвижимости могут осуществить одновременно с одним объектом несколько сделок по отчуждению разным лицам…
Ведь, сверяясь с архивами, специалисты и Федерального БТИ, и Леноблинвентаризации подтвердят, что данное лицо действительно является владельцем этого объекта и, следовательно, может его продать.
Уже с целым рядом субъектов СЗФО у нас сложились конструктивное сотрудничество в вопросах оперативного обмена информацией. Прежде всего заключено и успешно реализуется соглашение с правительством Санкт-Петербурга.
Как вы знаете, в Северной столице наряду с Федеральным БТИ услуги по технической инвентаризации, землеустройству и другим видам работ оказывает Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»).
Заключив соглашение по обмену информацией, Федеральное БТИ и ГУИОН создали объединенную базу данных, которая охватывает практически все объекты городской недвижимости. Благодаря этому мы всегда можем проследить историю любого здания, строения или квартиры.
К сожалению, найти точки взаимодействия с Ленинградской областью в этом отношении нам пока не удалось. Но, безусловно, мы будем продолжать попытки найти взаимовыгодное и в полной мере отвечающее интересам государства решение.
Кроме того, мы выступаем с инициативой о проведении на территории Ленобласти сплошной инвентаризации территорий. Для этого Федеральное БТИ располагает необходимым кадровым, интеллектуальным и техническим потенциалом. Помимо этого, у нас есть методические наработки и достаточно серьезный опыт в проведении технической инвентаризации объектов недвижимости, в том числе линейных объектов большой протяженности, и земельных участков.
Массовая инвентаризация позволила бы выявить все неучтенные объекты недвижимости, недостроя и самостроя. Сегодня, увы, отнюдь не редка ситуация, когда человек покупает или арендует участок, возводит строение, но по завершении работ не оформляет на него никаких документов – ни акта ввода в эксплуатацию, ни технического или кадастрового паспорта.
Губернатор Ленобласти неоднократно говорил о том, что только строгий учет всех незарегистрированных строений (поскольку УФНС сможет ежегодно начислять их владельцам налог на имущество, который является важным источником наполнения муниципальной казны) позволит едва ли не удвоить доходную часть бюджетов муниципальных образований.
Уверен, проведение сплошной или массовой инвентаризации, предлагаемое Федеральным БТИ, станет наиболее эффективным решением этой проблемы. Но для воплощения нашей инициативы в жизнь необходима поддержка и понимание со стороны региональных и местных властей Ленинградской области.
– В целом каков круг задач, решаемых Федеральным БТИ?
– Основными задачами БТИ являются обеспечение функционирования системы государственной регистрации и сбор сведений для статистического учета и формирования налоговой базы. Для их решения и проводится техническая инвентаризация, позволяющая получить достоверную информацию и дать профессиональное описание объекта с указанием параметров, необходимых для его идентификации и осуществления государственного технического учета. Аналогичным образом обстоит дело и с проводимыми в отношении земельных участков кадастровыми и землеустроительными работами.
Техническому учету подлежат как уже введенные в эксплуатацию здания и сооружения, так и объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения и изменения их характеристик. Сведения постоянно пополняются, благодаря чему мы можем проследить историю каждого объекта, будь то промышленное предприятие или растениеводческий комплекс, квартира или гараж, храм или дворец, линия электропередач или автодорога. В архивах Федерального БТИ хранится информация обо всем, что построено на территории России в течение многих веков.
Наши специалисты также выполняют работы в сфере технического обследования состояния зданий, строений и сооружений, оценки рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков. При этом доступность, качество и юридическая чистота услуг Федерального БТИ не только стимулируют оборот имущества и земли, инвестиционные и бизнес-процессы, но также обеспечивают реализацию законных прав граждан в сфере собственности. Кроме того, мы оказываем услуги по выполнению работ по проектированию, узакониванию перепланировок, инженерным изысканиям, реставрации объектов культурного наследия, строительству объектов недвижимости.
Именно такую современную систему предлагает внедрить в Ленинградской области Федеральное БТИ. По словам руководителя представительства ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в СЗФО РФ Александра Скасырского, это позволит наладить эффективный обмен информацией с выполняющей сходные функции Леноблинвентаризацией и не только упростить процедуры оформления сделок с недвижимостью и землей, но и сделать рынок этих услуг более прозрачным, а также выявить ранее неучтенные объекты.
На данный момент в Ленинградской области на рынке услуг по технической инвентаризации, землеустроительных и кадастровых работ действуют два игрока: Ленинградский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации») и ГУП «Леноблинвентаризация» (Ленинградское областное государственное унитарное предприятие инвентаризации и оценки недвижимости).
Не вызывает сомнений, что для госструктур возможность решения государственных задач на качественно более высоком уровне априори должна главенствовать над коммерческими или ведомственными интересами. В данном случае выдвинутая Федеральным БТИ инициатива о заключении соглашения по обмену информацией с Леноблинвентаризацией могла бы стать основой для конструктивного сотрудничества по проведению государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений в интересах укрепления экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения гарантий прав собственности на недвижимое имущество.
К сожалению, найти общий язык двум предприятиям, по сути делающим одно дело, пока не удалось. Причем, как рассказывает Александр Скасырский, именно Леноблинвентаризация блокирует любые предложения о взаимном свободном доступе к базам данных по объектам недвижимости и земельным ресурсам на территории Ленобласти. И страдают из-за этого прежде всего простые граждане, предприниматели, организации, которым необходимо совершить какие-либо операции с землей или недвижимостью.
– Александр Борисович, в чем суть инициативы Федерального БТИ?
– На сегодняшний день и Леноблинвентаризация, и Федеральное БТИ располагают собственными архивами по объектам недвижимости на территории Ленинградской области. Мы не раз обращались к коллегам с предложением сформировать единую информационную базу данных или хотя бы организовать свободный доступ к архивам технической инвентаризации для каждой из двух сторон. Хотел бы подчеркнуть, что в наших предложениях речь идет именно о взаимном информационном обмене, а не о том, что мы якобы стремимся бесплатно и в одностороннем порядке получить банк данных, на создание которого специалисты Леноблинвентаризации, безусловно, потратили немало времени и сил.
Конечно, обе наши структуры оказывают сходные услуги по оформлению документов на объекты недвижимости, для целей государственной регистрации прав и сделок по ним. Однако Федеральное БТИ выгодно отличает широкий перечень услуг и технических возможностей по их выполнению, а также гибкий подход к вопросам ценообразования. Именно это и побуждает людей – как граждан, так и руководителей предприятий и организаций – обращаться в Федеральное БТИ, когда нужно вступить в права по наследству или продать дом, квартиру, гараж и т. п., зарегистрировать вновь построенный объект или внести изменения в техническую документацию на объект капитального строительства. У нас также наработана достаточно емкая база данных, которой на сегодняшний день не располагает Леноблинвентаризация. Таким образом, предлагаемое нами объединение архивов было бы взаимовыгодным. Впрочем, не менее важно, что этот шаг сделал бы рынок соответствующих услуг более прозрачным.
Сегодня человек, которому нужно подготовить документы для регистрации собственности, по своему выбору может обратиться либо к нам, либо в областное БТИ. Нормальная, здоровая конкуренция двух организаций, выполняющих платные госуслуги. Однако из-за отсутствия информационного обмена специалисты ни Федерального БТИ, ни Леноблинвентаризации не могут проконтролировать, не поставлен ли один и тот же объект недвижимости на учет дважды.
К сожалению, возможность учета объекта в Федеральном БТИ и в Леноблинвентаризации может создать риски для двойного учета объекта недвижимости и, следовательно, почву для мошенничества. Изготовив техническую документацию на какой-либо объект недвижимости в двух организациях, недобросовестные владельцы недвижимости могут осуществить одновременно с одним объектом несколько сделок по отчуждению разным лицам…
Ведь, сверяясь с архивами, специалисты и Федерального БТИ, и Леноблинвентаризации подтвердят, что данное лицо действительно является владельцем этого объекта и, следовательно, может его продать.
Уже с целым рядом субъектов СЗФО у нас сложились конструктивное сотрудничество в вопросах оперативного обмена информацией. Прежде всего заключено и успешно реализуется соглашение с правительством Санкт-Петербурга.
Как вы знаете, в Северной столице наряду с Федеральным БТИ услуги по технической инвентаризации, землеустройству и другим видам работ оказывает Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»).
Заключив соглашение по обмену информацией, Федеральное БТИ и ГУИОН создали объединенную базу данных, которая охватывает практически все объекты городской недвижимости. Благодаря этому мы всегда можем проследить историю любого здания, строения или квартиры.
К сожалению, найти точки взаимодействия с Ленинградской областью в этом отношении нам пока не удалось. Но, безусловно, мы будем продолжать попытки найти взаимовыгодное и в полной мере отвечающее интересам государства решение.
Кроме того, мы выступаем с инициативой о проведении на территории Ленобласти сплошной инвентаризации территорий. Для этого Федеральное БТИ располагает необходимым кадровым, интеллектуальным и техническим потенциалом. Помимо этого, у нас есть методические наработки и достаточно серьезный опыт в проведении технической инвентаризации объектов недвижимости, в том числе линейных объектов большой протяженности, и земельных участков.
Массовая инвентаризация позволила бы выявить все неучтенные объекты недвижимости, недостроя и самостроя. Сегодня, увы, отнюдь не редка ситуация, когда человек покупает или арендует участок, возводит строение, но по завершении работ не оформляет на него никаких документов – ни акта ввода в эксплуатацию, ни технического или кадастрового паспорта.
Губернатор Ленобласти неоднократно говорил о том, что только строгий учет всех незарегистрированных строений (поскольку УФНС сможет ежегодно начислять их владельцам налог на имущество, который является важным источником наполнения муниципальной казны) позволит едва ли не удвоить доходную часть бюджетов муниципальных образований.
Уверен, проведение сплошной или массовой инвентаризации, предлагаемое Федеральным БТИ, станет наиболее эффективным решением этой проблемы. Но для воплощения нашей инициативы в жизнь необходима поддержка и понимание со стороны региональных и местных властей Ленинградской области.
– В целом каков круг задач, решаемых Федеральным БТИ?
– Основными задачами БТИ являются обеспечение функционирования системы государственной регистрации и сбор сведений для статистического учета и формирования налоговой базы. Для их решения и проводится техническая инвентаризация, позволяющая получить достоверную информацию и дать профессиональное описание объекта с указанием параметров, необходимых для его идентификации и осуществления государственного технического учета. Аналогичным образом обстоит дело и с проводимыми в отношении земельных участков кадастровыми и землеустроительными работами.
Техническому учету подлежат как уже введенные в эксплуатацию здания и сооружения, так и объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения и изменения их характеристик. Сведения постоянно пополняются, благодаря чему мы можем проследить историю каждого объекта, будь то промышленное предприятие или растениеводческий комплекс, квартира или гараж, храм или дворец, линия электропередач или автодорога. В архивах Федерального БТИ хранится информация обо всем, что построено на территории России в течение многих веков.
Наши специалисты также выполняют работы в сфере технического обследования состояния зданий, строений и сооружений, оценки рыночной стоимости объектов недвижимости и земельных участков. При этом доступность, качество и юридическая чистота услуг Федерального БТИ не только стимулируют оборот имущества и земли, инвестиционные и бизнес-процессы, но также обеспечивают реализацию законных прав граждан в сфере собственности. Кроме того, мы оказываем услуги по выполнению работ по проектированию, узакониванию перепланировок, инженерным изысканиям, реставрации объектов культурного наследия, строительству объектов недвижимости.
рубрика:
Инициативы
автор:
Виктор Лосин