Недвижимость военных городков спасут инвесторы
Министерство обороны срывает своевременную передачу недвижимого имущества военных городков регионам Северо-Запада, в том числе Санкт-Петербургу и Ленобласти. Многие строения находятся в аварийном состоянии, а денег на их прием и обустройство местными властями нет. Выходом из положения могла бы стать концепция привлечения инвесторов, сформулированная полпредством президента по СЗФО.
Считать – не пересчитать
«В Северо-Западном округе происходит неприличная задержка с передачей имущества военных городков от Министерства обороны местной власти», – такими словами заместитель полпреда президента в СЗФО Сергей Зимин открыл специальное совещание по проблеме передачи федеральной военной собственности в ведение муниципалитетов. Вопрос столь серьезен, что находится на контроле президентской администрации.
Министерство обороны разработало концепцию освобождения от несвойственных функций и непрофильного имущества, в том числе социальных объектов и жилья. Однако недоумение вызывает несогласованность данных о числе передаваемых объектов: цифры у каждого свои. Так, по сведениям правительства Ленинградской области, в регионе 446 таких строений, по версии Минобороны – 330. На совещании представители военных уже скорректировали данные и утверждали, что на сегодняшний день в Ленобласти 346 построек, подлежащих передаче (договоренность достигнута по 11), в Санкт-Петербурге – 107. А, например, в Вологодской их всего 12, причем согласований нет ни по одному, в Калининградской – 235, и также ни один объект не согласован, в Мурманской согласовали 136 из 233 предполагающихся к передаче. Сами согласования – это пока скорее «договор о намерениях», но только после него Минобороны формирует пакеты документов для оформления процедуры изменения собственности.
«Министерство предоставляет списки с числом объектов без названий и адресов, – сообщил вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский. – По таким перечням работать невозможно. Неясен и статус перечня, поскольку он еще не означает финансирования и передачи вместе с детсадами и жилыми домами инфраструктурных объектов. Не решив этих вопросов, мы не двинемся дальше».
«Минобороны передало региону список котельных, подлежащих передаче, – сообщил вице-губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, – но без сведений о зданиях и помещениях, где находится оборудование. Мы не можем согласовать такой перечень, – сказал он. – Попросив уточнить его, мы получили список уже не 892 котлов, а 276, и опять без указания помещений. Сначала был перечень из 15 детских дошкольных учреждений, в январе, в письме министра обороны, – уже из 7, в том числе одного находящегося в Петербурге. Стали уточнять – в следующем списке было 12 объектов, а когда получили данные Западного филиала федерального Управления по эксплуатации и расквартированию войск, их оказалось 21. Цифры и объекты прыгают из перечня в перечень».
У Минобороны и нет единых данных – в московских документах фигурируют одни цифры, в бумагах Западного округа – другие, Балтийского флота – третьи, местных КЭЧ – четвертые, и концов не найти. Так что военные предлагают муниципалам каждый документ с предложениями по передаче объектов копировать в дюжине экземпляров и отправлять во все инстанции сразу. Видимо, компьютеризация Министерства обороны до сих пор не коснулась, отметили гражданские участники совещания.
Та же история с жильем. Сотни семей военнослужащих в Калининградской области живут в домах без права заселения, то есть при передаче таких объектов муниципалитетам возникнут неразрешимые правовые проблемы.
А Дома офицеров, которые находятся в хорошем состоянии, Минобороны намерено продать, те же, что похуже – отдать местному самоуправлению, чтоб уже оно привело их в пристойное состояние на свои деньги.
Но никакие списки сегодня не могут быть полными, потому что в последние месяцы произошли изменения в расположении войск Западного военного округа, многие оживленные прежде городки стали пустыми и наоборот, а значит, и перечни имущества изменились.
Полпредство вынуждено было заявить о создании рабочей группы, чтобы, по выражению Сергея Зимина, «расшить эту проблему, потому что такая патовая ситуация не может продолжаться до осени».
Без земли и без денег
Процесс передачи слишком сложен. Хотя законопроект об упрощении этого механизма рассматривается в Госдуме, он еще не прошел даже первого чтения.
А проблема нехватки средств на обустройство принимаемого имущества – от расходов на кадастровую съемку до приведения объектов в порядок, по словам Сергея Зимина, могла бы быть решена путем снятия части бюджетных ассигнований с военного министерства и перевода этих средств муниципалам через механизм трансфертов. Такой вариант рассматривается федеральными структурами, но цифр Минфин пока не называет. Регионы, по словам Сергея Зимина, готовы принять военное имущество при наличии финансирования, иначе попытаются всеми правдами и неправдами отказаться от него: «Дело серьезное – детский сад вместе с детьми передается летом, но что будет с началом отопительного сезона?». Полпредство намерено, получив сведения о необходимых вложениях, также обратиться в Минфин.
Хотя вопросы по части объектов в Петербурге решены, сообщил Игорь Метельский, самой острой остается ситуация с поселком Вольным – территория там «находится в убитом состоянии», транспортного обслуживания нет, военные отказываются передавать вместе с жильем социальные объекты. Около 330 ветхих и аварийных домов военного ведомства в Кронштадте предстоит приводить в порядок. В Ломоносове Петербург отказывается принимать у военных 20 жилых домов, поскольку они не годятся для проживания, что подтверждено судебными решениями.
В Ленобласти военные не желают допускать педагогов и даже муниципальные комиссии по приему военного имущества в закрытые городки. «Как эксплуатировать детский сад, если с городка не снят статус закрытого? Кто туда пустит наших специалистов? – удивляется Александр Дрозденко. – Кроме того, большинство детских учреждений у военных не имеет статуса юридического лица. Давайте определимся в правилах игры: мы принимаем имущество или юридическое лицо? И если имущество – какие мы можем подписать гарантии по сохранению профиля этих учреждений?». По 80% таких помещений Роспотребнадзор уже заявил, что не даст согласия на эксплуатацию детских дошкольных учреждений. Муниципалы в ряде районов согласны принять и перепрофилировать их под иные цели: нельзя использовать под детский сад, помещение в квартирах жилого дома, хотя детям готовы дать места в других местных садах. Только военные на это не согласны.
Глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко напомнил и о другой проблеме: военные передают объекты без земли. Кадастровой съемкой и оформлением бумаг придется заниматься местной власти. На это уйдут годы, в течение которых нельзя ни проложить трубу теплотрассы к детскому саду, ни поставить вокруг него ограду, так что и разрешения на эксплуатацию получить не удастся.
Многие объекты находятся в столь плачевном состоянии, что проще снести их, чем передавать, добавляют представители Нарьян-Мара. Но сносом военные тоже не занимаются, выведенные из эксплуатации здания ветшают и рушатся, угрожая жизни людей. А брошенные, но еще целые здания подвергаются разграблению – Минобороны не обеспечило их охрану.
Однако оно по-прежнему предлагает регионам принимать максимум объектов. И не отвечает на предложения создать «единое окно» для подготовки всех документов по передаче недвижимости.
Бизнес-панацея?
Чтобы разрешить проблемы передачи военного имущества, Сергей Зимин предложил механизм привлечения инвесторов, которые могли бы взять на себя эксплуатацию бывшего военного имущества. «Это схема передачи помещений хозяйствующим структурам на праве доверительного управления, – пояснил он. – Если муниципалы не заинтересованы в помещениях, объекты можно предложить бизнесу для использования. Предложить с теми обременениями, которые сочтет необходимыми местная власть. Мы уже предложили бизнесу часть объектов – предприниматели проявили интерес к ним и к земельным участкам в бывших военных городках». Такой опыт есть в Петербурге, схема работает уже несколько лет. Один из объектов, приведенных в порядок, стал бизнес-центром с теннисным парком.
Разумеется, сначала военная недвижимость должна быть передана муниципалитету. После этого органы местного самоуправления могли бы связаться с полпредством. А оно готово публиковать информацию о подобной недвижимости в петербургских специализированных СМИ, в том числе в «Бюллетене недвижимости».
В ряде случаев возможны и государственные инвестиции – например, если объект становится бизнес-инкубатором. Цена такой недвижимости также значительно возрастает. Однако она будет нуждаться в страховании, а это также поле сотрудничества муниципалитета и бизнеса.
«Задача привлечения инвесторов очень важна во всех регионах, – подчеркнул Сергей Зимин. – Для использование объектов, которые не могут быть применены по своему функциональному назначению и не представляют стратегического интереса для муниципалитетов и регионов, нужно привлекать бизнес. Мы начинаем поиск таких инвесторов. Этим путем можно решить и многие бюджетные задачи».
Считать – не пересчитать
«В Северо-Западном округе происходит неприличная задержка с передачей имущества военных городков от Министерства обороны местной власти», – такими словами заместитель полпреда президента в СЗФО Сергей Зимин открыл специальное совещание по проблеме передачи федеральной военной собственности в ведение муниципалитетов. Вопрос столь серьезен, что находится на контроле президентской администрации.
Министерство обороны разработало концепцию освобождения от несвойственных функций и непрофильного имущества, в том числе социальных объектов и жилья. Однако недоумение вызывает несогласованность данных о числе передаваемых объектов: цифры у каждого свои. Так, по сведениям правительства Ленинградской области, в регионе 446 таких строений, по версии Минобороны – 330. На совещании представители военных уже скорректировали данные и утверждали, что на сегодняшний день в Ленобласти 346 построек, подлежащих передаче (договоренность достигнута по 11), в Санкт-Петербурге – 107. А, например, в Вологодской их всего 12, причем согласований нет ни по одному, в Калининградской – 235, и также ни один объект не согласован, в Мурманской согласовали 136 из 233 предполагающихся к передаче. Сами согласования – это пока скорее «договор о намерениях», но только после него Минобороны формирует пакеты документов для оформления процедуры изменения собственности.
«Министерство предоставляет списки с числом объектов без названий и адресов, – сообщил вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский. – По таким перечням работать невозможно. Неясен и статус перечня, поскольку он еще не означает финансирования и передачи вместе с детсадами и жилыми домами инфраструктурных объектов. Не решив этих вопросов, мы не двинемся дальше».
«Минобороны передало региону список котельных, подлежащих передаче, – сообщил вице-губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, – но без сведений о зданиях и помещениях, где находится оборудование. Мы не можем согласовать такой перечень, – сказал он. – Попросив уточнить его, мы получили список уже не 892 котлов, а 276, и опять без указания помещений. Сначала был перечень из 15 детских дошкольных учреждений, в январе, в письме министра обороны, – уже из 7, в том числе одного находящегося в Петербурге. Стали уточнять – в следующем списке было 12 объектов, а когда получили данные Западного филиала федерального Управления по эксплуатации и расквартированию войск, их оказалось 21. Цифры и объекты прыгают из перечня в перечень».
У Минобороны и нет единых данных – в московских документах фигурируют одни цифры, в бумагах Западного округа – другие, Балтийского флота – третьи, местных КЭЧ – четвертые, и концов не найти. Так что военные предлагают муниципалам каждый документ с предложениями по передаче объектов копировать в дюжине экземпляров и отправлять во все инстанции сразу. Видимо, компьютеризация Министерства обороны до сих пор не коснулась, отметили гражданские участники совещания.
Та же история с жильем. Сотни семей военнослужащих в Калининградской области живут в домах без права заселения, то есть при передаче таких объектов муниципалитетам возникнут неразрешимые правовые проблемы.
А Дома офицеров, которые находятся в хорошем состоянии, Минобороны намерено продать, те же, что похуже – отдать местному самоуправлению, чтоб уже оно привело их в пристойное состояние на свои деньги.
Но никакие списки сегодня не могут быть полными, потому что в последние месяцы произошли изменения в расположении войск Западного военного округа, многие оживленные прежде городки стали пустыми и наоборот, а значит, и перечни имущества изменились.
Полпредство вынуждено было заявить о создании рабочей группы, чтобы, по выражению Сергея Зимина, «расшить эту проблему, потому что такая патовая ситуация не может продолжаться до осени».
Без земли и без денег
Процесс передачи слишком сложен. Хотя законопроект об упрощении этого механизма рассматривается в Госдуме, он еще не прошел даже первого чтения.
А проблема нехватки средств на обустройство принимаемого имущества – от расходов на кадастровую съемку до приведения объектов в порядок, по словам Сергея Зимина, могла бы быть решена путем снятия части бюджетных ассигнований с военного министерства и перевода этих средств муниципалам через механизм трансфертов. Такой вариант рассматривается федеральными структурами, но цифр Минфин пока не называет. Регионы, по словам Сергея Зимина, готовы принять военное имущество при наличии финансирования, иначе попытаются всеми правдами и неправдами отказаться от него: «Дело серьезное – детский сад вместе с детьми передается летом, но что будет с началом отопительного сезона?». Полпредство намерено, получив сведения о необходимых вложениях, также обратиться в Минфин.
Хотя вопросы по части объектов в Петербурге решены, сообщил Игорь Метельский, самой острой остается ситуация с поселком Вольным – территория там «находится в убитом состоянии», транспортного обслуживания нет, военные отказываются передавать вместе с жильем социальные объекты. Около 330 ветхих и аварийных домов военного ведомства в Кронштадте предстоит приводить в порядок. В Ломоносове Петербург отказывается принимать у военных 20 жилых домов, поскольку они не годятся для проживания, что подтверждено судебными решениями.
В Ленобласти военные не желают допускать педагогов и даже муниципальные комиссии по приему военного имущества в закрытые городки. «Как эксплуатировать детский сад, если с городка не снят статус закрытого? Кто туда пустит наших специалистов? – удивляется Александр Дрозденко. – Кроме того, большинство детских учреждений у военных не имеет статуса юридического лица. Давайте определимся в правилах игры: мы принимаем имущество или юридическое лицо? И если имущество – какие мы можем подписать гарантии по сохранению профиля этих учреждений?». По 80% таких помещений Роспотребнадзор уже заявил, что не даст согласия на эксплуатацию детских дошкольных учреждений. Муниципалы в ряде районов согласны принять и перепрофилировать их под иные цели: нельзя использовать под детский сад, помещение в квартирах жилого дома, хотя детям готовы дать места в других местных садах. Только военные на это не согласны.
Глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко напомнил и о другой проблеме: военные передают объекты без земли. Кадастровой съемкой и оформлением бумаг придется заниматься местной власти. На это уйдут годы, в течение которых нельзя ни проложить трубу теплотрассы к детскому саду, ни поставить вокруг него ограду, так что и разрешения на эксплуатацию получить не удастся.
Многие объекты находятся в столь плачевном состоянии, что проще снести их, чем передавать, добавляют представители Нарьян-Мара. Но сносом военные тоже не занимаются, выведенные из эксплуатации здания ветшают и рушатся, угрожая жизни людей. А брошенные, но еще целые здания подвергаются разграблению – Минобороны не обеспечило их охрану.
Однако оно по-прежнему предлагает регионам принимать максимум объектов. И не отвечает на предложения создать «единое окно» для подготовки всех документов по передаче недвижимости.
Бизнес-панацея?
Чтобы разрешить проблемы передачи военного имущества, Сергей Зимин предложил механизм привлечения инвесторов, которые могли бы взять на себя эксплуатацию бывшего военного имущества. «Это схема передачи помещений хозяйствующим структурам на праве доверительного управления, – пояснил он. – Если муниципалы не заинтересованы в помещениях, объекты можно предложить бизнесу для использования. Предложить с теми обременениями, которые сочтет необходимыми местная власть. Мы уже предложили бизнесу часть объектов – предприниматели проявили интерес к ним и к земельным участкам в бывших военных городках». Такой опыт есть в Петербурге, схема работает уже несколько лет. Один из объектов, приведенных в порядок, стал бизнес-центром с теннисным парком.
Разумеется, сначала военная недвижимость должна быть передана муниципалитету. После этого органы местного самоуправления могли бы связаться с полпредством. А оно готово публиковать информацию о подобной недвижимости в петербургских специализированных СМИ, в том числе в «Бюллетене недвижимости».
В ряде случаев возможны и государственные инвестиции – например, если объект становится бизнес-инкубатором. Цена такой недвижимости также значительно возрастает. Однако она будет нуждаться в страховании, а это также поле сотрудничества муниципалитета и бизнеса.
«Задача привлечения инвесторов очень важна во всех регионах, – подчеркнул Сергей Зимин. – Для использование объектов, которые не могут быть применены по своему функциональному назначению и не представляют стратегического интереса для муниципалитетов и регионов, нужно привлекать бизнес. Мы начинаем поиск таких инвесторов. Этим путем можно решить и многие бюджетные задачи».
рубрика:
Проблема
автор:
Василий Когаловский