Участие гарантировано, последствия – нет
Долгожданный закон «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга», хоть и с большим скандалом, но все-таки принят депутатами Законодательного собрания. За время обсуждения текст закона претерпел более чем существенные изменения.
Напомним, протоколы общественных обсуждений являются обязательным условием для рассмотрения на заседаниях ИТК инвестиционных проектов. В сентябре прошлого года Уставный суд отменил распоряжение администрации, которое определяло процедуру общественных слушаний. Начиная с 26 декабря 2003 года легитимного документа о порядке проведения общественного обсуждения градостроительных проектов не было. Именно поэтому депутаты постарались ускорить принятие нового закона.
В первом чтении законопроект об участии граждан в общественных слушаниях был принят в декабре прошлого года. К третьему чтению вместо разрешенных регламентом чисто редакционных поправок было подано 15 поправок, серьезно изменивших текст законопроекта. Но самой сложной оказалась дополнительно внесенная поправка, поданная вечером накануне пленарного заседания.
Теперь процедура общественного обсуждения включает в себя информирование граждан, их объединений и юридических лиц, проведение в очной форме слушаний, а также «сбор и рассмотрение предложений и замечаний заинтересованной общественности, выявление общественных предпочтений в отношении вариантов градостроительного решения». «За бортом» оказался «доступ граждан к градостроительной документации», а также учет мнения депутатов МО и результатов общественных (независимых) экспертиз. Однако, в соответствии с поправкой Михаила Амосова, результаты независимых экспертиз, в процессе которых будут установлены нарушения, оказывающие существенное влияние на окружающую среду, должны регулироваться ст. 18 Гражданского кодекса РФ. Другими словами, граждане вправе обращаться в суд для разрешения сложившего конфликта, и только судебное решение вправе приостановить прохождение градостроительных документов.
Следует добавить, что для оповещения граждан о реконструкции мансард и подвалов, строительстве коттеджей в зонах сложившейся малоэтажной застройки и при размещении объектов благоустройства, имеющих небольшую площадь, достаточно вывесить объявления на досках домов в пределах 100 метров от будущего объекта. О крупных строительных объектах горожане узнают из газет, которые являются «органами официальной публикации нормативных правовых актов Санкт-Петербурга».
Общественные слушания не проводятся при размещении объекта недвижимости «согласно градорегулирующей документации», при строительстве объектов инженерной инфраструктуры и строительстве подземных сооружений. Существенно то, что жители лишаются права требовать повторного обсуждения. Вмешательство органов местного самоуправления в градостроительные процессы также ограничено.
Из текста законопроекта исключен пункт о последствиях предоставления недостоверной документации. Наконец, учет результатов общественного обсуждения предписывает составление протокола слушаний, мотивировочная часть которого должна включать перечень замечаний и предложений, итоги общественных предпочтений.
И главное, все это будет носить чисто рекомендательный характер.
Депутат Андрей Черных считает, что принятый закон защитит граждан, но при этом он, безусловно, учитывает интересы бизнес-сообщества. Представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский отметил, что, вероятнее всего, документ будет подписан главой исполнительной власти. Наконец, Алексей Ковалев констатировал, что принятие закона даже в таком виде все-таки необходимо для города.
В ближайших номерах «Строительный Еженедельник» расскажет о том, как будет проводиться общественное обсуждение проектов в случае перехода на систему торгов.
Автор: Елена КУЗНЕЦОВА
Напомним, протоколы общественных обсуждений являются обязательным условием для рассмотрения на заседаниях ИТК инвестиционных проектов. В сентябре прошлого года Уставный суд отменил распоряжение администрации, которое определяло процедуру общественных слушаний. Начиная с 26 декабря 2003 года легитимного документа о порядке проведения общественного обсуждения градостроительных проектов не было. Именно поэтому депутаты постарались ускорить принятие нового закона.
В первом чтении законопроект об участии граждан в общественных слушаниях был принят в декабре прошлого года. К третьему чтению вместо разрешенных регламентом чисто редакционных поправок было подано 15 поправок, серьезно изменивших текст законопроекта. Но самой сложной оказалась дополнительно внесенная поправка, поданная вечером накануне пленарного заседания.
Теперь процедура общественного обсуждения включает в себя информирование граждан, их объединений и юридических лиц, проведение в очной форме слушаний, а также «сбор и рассмотрение предложений и замечаний заинтересованной общественности, выявление общественных предпочтений в отношении вариантов градостроительного решения». «За бортом» оказался «доступ граждан к градостроительной документации», а также учет мнения депутатов МО и результатов общественных (независимых) экспертиз. Однако, в соответствии с поправкой Михаила Амосова, результаты независимых экспертиз, в процессе которых будут установлены нарушения, оказывающие существенное влияние на окружающую среду, должны регулироваться ст. 18 Гражданского кодекса РФ. Другими словами, граждане вправе обращаться в суд для разрешения сложившего конфликта, и только судебное решение вправе приостановить прохождение градостроительных документов.
Следует добавить, что для оповещения граждан о реконструкции мансард и подвалов, строительстве коттеджей в зонах сложившейся малоэтажной застройки и при размещении объектов благоустройства, имеющих небольшую площадь, достаточно вывесить объявления на досках домов в пределах 100 метров от будущего объекта. О крупных строительных объектах горожане узнают из газет, которые являются «органами официальной публикации нормативных правовых актов Санкт-Петербурга».
Общественные слушания не проводятся при размещении объекта недвижимости «согласно градорегулирующей документации», при строительстве объектов инженерной инфраструктуры и строительстве подземных сооружений. Существенно то, что жители лишаются права требовать повторного обсуждения. Вмешательство органов местного самоуправления в градостроительные процессы также ограничено.
Из текста законопроекта исключен пункт о последствиях предоставления недостоверной документации. Наконец, учет результатов общественного обсуждения предписывает составление протокола слушаний, мотивировочная часть которого должна включать перечень замечаний и предложений, итоги общественных предпочтений.
И главное, все это будет носить чисто рекомендательный характер.
Депутат Андрей Черных считает, что принятый закон защитит граждан, но при этом он, безусловно, учитывает интересы бизнес-сообщества. Представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский отметил, что, вероятнее всего, документ будет подписан главой исполнительной власти. Наконец, Алексей Ковалев констатировал, что принятие закона даже в таком виде все-таки необходимо для города.
В ближайших номерах «Строительный Еженедельник» расскажет о том, как будет проводиться общественное обсуждение проектов в случае перехода на систему торгов.
Автор: Елена КУЗНЕЦОВА
рубрика:
Коридоры власти
