Эксперты не тянут
Как известно, к началу мая должен быть подготовлен новый регламент согласования проектно-сметной документации. Сроки рассмотрения проектов должны значительно сократиться. Ответственность надзорных органов еще более возрастет.
Задача Управления государственной вневедомственной экспертизы – обеспечить безопасность объекта при производстве строительных и ремонтных работ. Сотрудники УГВЭ (коих по штату 24 человека, а «чистых» экспертов всего девять) не выезжают на стройки, они работают в кабинетах, производя проверку томов проектной документации на соответствие действующим строительным нормам и правилам. В зависимости от сложности проекта над ним работают от двух до восьми экспертов. Если в 1984 году, при штатной численности 74 человека, Управлением было рассмотрено 94 проекта, то за прошедший год – около 1200 проектов. Рабочий день эксперта – с 9 до 21 часа.
От императора до губернатора
Считается, что Петр I был не просто первым строителем и архитектором Петербурга, но и первым экспертом. Сохранился чертеж архитектора Леблона, на котором рукой Петра написано примерно следующее: «Чертеж одобрить в целом, но окна надо заменить, поскольку мы не Франция, климат другой, и такие огромные окна у нас не приживутся». Потом так и повелось: разрешение на новое строительство подписывалось императорами собственноручно. Сегодня это делает губернатор.
В XVIII веке контроль за строительством и состоянием обывательских домов находился в ведении городской полицмейстерской канцелярии. За общественные здания отвечала канцелярия городовых дел, или канцелярия по домостроению. Смотрели в основном состояние стен и фундаментов.
Сейчас расширенные функции этих канцелярий выполняет Управление вневедомственной экспертизы.
Когда заказчик охладел
16 марта на заседании Правительства Санкт-Петербурга председатель Комитета по строительству Евгений Яцышин среди организаций, которые отличаются особой «любовью» к затягиванию сроков рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации, в числе других известных ведомств назвал УГВЭ (см. «Строительный Еженедельник» №10 от 22 марта).
Начальник управления Владимир Пирогов с этим утверждением не согласен. В прошлом году, сказал г-н Пирогов, средний срок рассмотрения проектов был 27 дней. Некоторые проекты (касающиеся бюджетных строек, городских заказов) рассматриваются экспертами Управления в течение нескольких дней. А бывает, что проект лежит без рассмотрения до двух лет, потому что заказчик к нему охладел: то ли инвестор поменялся, то ли проектная организация развалилась.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1008 от 27 декабря 2000 года, в УГВЭ должны приносить полный, готовый к утверждению, комплект документации. Немного нарушая правила, эксперты Управления сначала пишут заключение по архитектурно-конструктивной части, потом на все остальное. Это делается для ускорения процесса: после заключения УГВЭ проект можно утверждать и получать разрешение на начало работ.
Голая цифра
с большой информацией
98 процентов проектов, посетовал г-н Пирогов, не совсем качественные, что связано с ошибками проектировщика, несоблюдением норм. Поэтому в 98 процентах случаев эксперты Управления не выносят окончательного заключения, а делают лишь замечания к проекту, отправляя его на доработку.
«98 процентов – «голая» цифра, которая содержит в себе очень большую информацию, – говорит начальник УГВЭ. – Это означает, что, если бы мы не вернули проект на доработку, то могли бы быть весьма плачевные последствия. Особенно это касается ошибок конструктивных. За последние пять лет по меньшей мере три объекта, будучи построенными по тем проектам, которые были нам представлены, наверняка обрушились бы». В качестве примера Владимир Пирогов привел Балканский рынок. Заказчик принес проект на согласование за несколько дней до приемки объекта Госкомиссией. В проекте обнаружились грубейшие конструктивные ошибки. В результате пришлось за одну ночь вывести с рынка уже обосновавшихся там продавцов, за неделю доработать проект и поставить четыре дополнительных стойки.
Почему ошибаются
проектировщики?
Самые типовые нарушения касаются противопожарной безопасности: неправильно запроектирована лестница, противопожарный выход, не соблюдены эвакуационные расстояния. Вторая по распространенности ошибка конструктивная, в основном «страдают» фундаменты: не тот тип, не та глубина, не та толщина плиты.
Как ни парадоксально, говорит начальник УГВЭ, причина ошибок кроется в том, что проектировщики перешли на компьютерные программы, не всегда умея ими правильно пользоваться. Вот и появляется туалет над жилой комнатой. Кроме того, теряется квалификация проектировщиков. В работавших ранее крупных проектных институтах ошибка, допущенная одним из отделов, обнаруживалась и исправлялась другим. Сейчас проекты выполняются, как правило, частными мастерскими и фактически одним человеком.
Предложения по сокращению
До того как прийти в УГВЭ за согласованием проекта, говорит Владимир Пирогов, заказчик должен пройти огромное количество других согласований, начиная от МЧС, пожарных, СЭС, кончая ведомствами, которые выдают технические условия на инженерное обеспечение. Этот процесс действительно затянут. «Когда г-н Яцышин докладывал на правительстве, как сократить процедуру согласований, – поделился Владимир Пирогов, – я выразил готовность взять согласование экологических вопросов, кроме объектов, опасных для окружающей среды, на свое ведомство. Пока не ответили».
А вообще у начальника УГВЭ есть предложения по улучшению ситуации, только он сам понимает, их сложно осуществить. В 70-е годы при Горисполкоме работала строительная комиссия, членами которой были руководители всех тех органов, которые должны согласовывать исходную документацию. Проект решения Горисполкома (разрешительного документа на строительство или реконструкцию зданий и сооружений) с минимальными соответствующими документами «веерно» рассылался тем управлениям, которые в дальнейшем должны были его согласовывать. Затем, в течение двух-трех недель, эти согласования собирались обратно и ложились в папку строительной комиссии. Раз в месяц, на регулярном заседании комиссии, рассматривались два-три десятка проектных решений, по которым уже получены отрицательные либо положительные заключения, и принималось окончательное решение: проектировать и строить или нет. Согласования не затягивалось на месяцы и годы. А строили тогда в три раза больше, чем теперь.
Автор: Галина Сергеева
Задача Управления государственной вневедомственной экспертизы – обеспечить безопасность объекта при производстве строительных и ремонтных работ. Сотрудники УГВЭ (коих по штату 24 человека, а «чистых» экспертов всего девять) не выезжают на стройки, они работают в кабинетах, производя проверку томов проектной документации на соответствие действующим строительным нормам и правилам. В зависимости от сложности проекта над ним работают от двух до восьми экспертов. Если в 1984 году, при штатной численности 74 человека, Управлением было рассмотрено 94 проекта, то за прошедший год – около 1200 проектов. Рабочий день эксперта – с 9 до 21 часа.
От императора до губернатора
Считается, что Петр I был не просто первым строителем и архитектором Петербурга, но и первым экспертом. Сохранился чертеж архитектора Леблона, на котором рукой Петра написано примерно следующее: «Чертеж одобрить в целом, но окна надо заменить, поскольку мы не Франция, климат другой, и такие огромные окна у нас не приживутся». Потом так и повелось: разрешение на новое строительство подписывалось императорами собственноручно. Сегодня это делает губернатор.
В XVIII веке контроль за строительством и состоянием обывательских домов находился в ведении городской полицмейстерской канцелярии. За общественные здания отвечала канцелярия городовых дел, или канцелярия по домостроению. Смотрели в основном состояние стен и фундаментов.
Сейчас расширенные функции этих канцелярий выполняет Управление вневедомственной экспертизы.
Когда заказчик охладел
16 марта на заседании Правительства Санкт-Петербурга председатель Комитета по строительству Евгений Яцышин среди организаций, которые отличаются особой «любовью» к затягиванию сроков рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации, в числе других известных ведомств назвал УГВЭ (см. «Строительный Еженедельник» №10 от 22 марта).
Начальник управления Владимир Пирогов с этим утверждением не согласен. В прошлом году, сказал г-н Пирогов, средний срок рассмотрения проектов был 27 дней. Некоторые проекты (касающиеся бюджетных строек, городских заказов) рассматриваются экспертами Управления в течение нескольких дней. А бывает, что проект лежит без рассмотрения до двух лет, потому что заказчик к нему охладел: то ли инвестор поменялся, то ли проектная организация развалилась.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1008 от 27 декабря 2000 года, в УГВЭ должны приносить полный, готовый к утверждению, комплект документации. Немного нарушая правила, эксперты Управления сначала пишут заключение по архитектурно-конструктивной части, потом на все остальное. Это делается для ускорения процесса: после заключения УГВЭ проект можно утверждать и получать разрешение на начало работ.
Голая цифра
с большой информацией
98 процентов проектов, посетовал г-н Пирогов, не совсем качественные, что связано с ошибками проектировщика, несоблюдением норм. Поэтому в 98 процентах случаев эксперты Управления не выносят окончательного заключения, а делают лишь замечания к проекту, отправляя его на доработку.
«98 процентов – «голая» цифра, которая содержит в себе очень большую информацию, – говорит начальник УГВЭ. – Это означает, что, если бы мы не вернули проект на доработку, то могли бы быть весьма плачевные последствия. Особенно это касается ошибок конструктивных. За последние пять лет по меньшей мере три объекта, будучи построенными по тем проектам, которые были нам представлены, наверняка обрушились бы». В качестве примера Владимир Пирогов привел Балканский рынок. Заказчик принес проект на согласование за несколько дней до приемки объекта Госкомиссией. В проекте обнаружились грубейшие конструктивные ошибки. В результате пришлось за одну ночь вывести с рынка уже обосновавшихся там продавцов, за неделю доработать проект и поставить четыре дополнительных стойки.
Почему ошибаются
проектировщики?
Самые типовые нарушения касаются противопожарной безопасности: неправильно запроектирована лестница, противопожарный выход, не соблюдены эвакуационные расстояния. Вторая по распространенности ошибка конструктивная, в основном «страдают» фундаменты: не тот тип, не та глубина, не та толщина плиты.
Как ни парадоксально, говорит начальник УГВЭ, причина ошибок кроется в том, что проектировщики перешли на компьютерные программы, не всегда умея ими правильно пользоваться. Вот и появляется туалет над жилой комнатой. Кроме того, теряется квалификация проектировщиков. В работавших ранее крупных проектных институтах ошибка, допущенная одним из отделов, обнаруживалась и исправлялась другим. Сейчас проекты выполняются, как правило, частными мастерскими и фактически одним человеком.
Предложения по сокращению
До того как прийти в УГВЭ за согласованием проекта, говорит Владимир Пирогов, заказчик должен пройти огромное количество других согласований, начиная от МЧС, пожарных, СЭС, кончая ведомствами, которые выдают технические условия на инженерное обеспечение. Этот процесс действительно затянут. «Когда г-н Яцышин докладывал на правительстве, как сократить процедуру согласований, – поделился Владимир Пирогов, – я выразил готовность взять согласование экологических вопросов, кроме объектов, опасных для окружающей среды, на свое ведомство. Пока не ответили».
А вообще у начальника УГВЭ есть предложения по улучшению ситуации, только он сам понимает, их сложно осуществить. В 70-е годы при Горисполкоме работала строительная комиссия, членами которой были руководители всех тех органов, которые должны согласовывать исходную документацию. Проект решения Горисполкома (разрешительного документа на строительство или реконструкцию зданий и сооружений) с минимальными соответствующими документами «веерно» рассылался тем управлениям, которые в дальнейшем должны были его согласовывать. Затем, в течение двух-трех недель, эти согласования собирались обратно и ложились в папку строительной комиссии. Раз в месяц, на регулярном заседании комиссии, рассматривались два-три десятка проектных решений, по которым уже получены отрицательные либо положительные заключения, и принималось окончательное решение: проектировать и строить или нет. Согласования не затягивалось на месяцы и годы. А строили тогда в три раза больше, чем теперь.
Автор: Галина Сергеева
рубрика:
Правила игры
