Яма ушла в потемках
История с продажей фундамента транспортно-коммерческого центра РАО «ВСМ» за прошедшую неделю так и не прояснилась. До сих пор непонятно, кто конкретно скрывается за маской группы инвесторов «Бриз», за какие деньги «яма на Лиговке» была продана, и продана ли вообще.
А история началась с заявления вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова о том, что Министерство имущества РФ продало котлован под строительство торгово-коммерческого центра РАО «ВСМ», расположенный у Московского вокзала.
Аукцион прошел в конце марта. Начальная цена объекта составила $80 млн (по данным РАО «ВСМ» реально работ было выполнено на
$60 млн). «Объект выкупил пул инвесторов при участии петербургской фирмы «Бриз» и ряда московских компаний, включая Внешэкономбанк. Инвесторы собрали $310 млн, которые намерены вложить в строительство многофункционального центра, в котором будут офисы, гостиницы и магазины», – сообщил вице-губернатор. С тех пор все находятся в недоумении – в федеральном фонде имуществ заявляют, что ничего не продавали. Представители Внешэкономбанка вообще не комментируют ситуацию. Загадочный пул инвесторов также пока не делится подробностями. Так что история получилась загадочная – как, впрочем, и вся история ВСМ.
Скоростная история
ВСМ-эпопея тянется уже одиннадцатый год – 13 сентября 1991 года Борис Ельцин подписал Указ №120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва». Президент Российской Федерации повелел считать создание ВСМ «одним из приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии государства».
14 октября 1997 года в Лондоне было подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками «Агриколь Индосуэц» и «Эс Би Си Варбург» о предоставлении на строительство ТКЦ кредита в размере $200 млн сроком на 10 лет с процентной ставкой 7,3 процента годовых. А еще через неделю, 21 октября, Владимир Яковлев поставил свою подпись под договором поручительства, по которому Петербург обязывался отвечать в полном объеме перед Минфином за то, что РАО ВСМ вернет английский кредит с процентами (общая сумма долга за 10 лет должна была составить $400 млн). Соответствующий договор поручительства был составлен (любопытно, что со стороны Минфина его подписал тогдашний заместитель министра Михаил Касьянов).
Привокзальный ТКЦ
Предполагалось, что на Лиговском проспекте будет построен транспортно-коммерческий комплекс: вокзал, трехзвездная гостиница, офисные помещения, магазины, автостоянки и так далее. Строители снесли несколько исторических зданий на месте будущего ТКЦ (невзирая на протесты общественности) и приступили к рытью котлована. Но, согласно законодательству Петербурга, подписи губернатора было недостаточно для выдачи контргарантий по кредиту: договор должен был быть утвержден Законодательным собранием (ЗС). А с этим вышла незадача: противники проекта во главе с тогдашним первым вице-губернатором Игорем Артемьевым и депутатами Михаилом Амосовым, Леонидом Романковым и Алексеем Ливеровским встали стеной против выдачи поручительства.
Депутаты прекрасно понимали: вокзальный комплекс не окупится никогда, и деньги придется возвращать из городского бюджета. И не только депутаты, но и тогдашний первый вице-губернатор Игорь Артемьев, отвечавший за городские финансы. Открыто выступив против предоставления гарантий РАО ВСМ, г-н Артемьев тем самым выступил и против своего шефа – губернатора Владимира Яковлева, который изо всех сил лоббировал «высокоскоростной» проект. Отставка Артемьева казалась неминуемой, но грянул дефолт – и разговоры о возможности предоставления городских гарантий РАО ВСМ перешли в разряд «необсуждаемых».
Многомиллионный
котлован
В итоге вместо ТКЦ получился лишь котлован, правда, большой и дорогостоящий: судя по документам, в нем «зарыто» не менее $65 млн, взятых взаймы у британских инвестиционных банков. Осенью 2001 года Счетная палата РФ предприняла попытку докопаться до того, куда же были потрачены эти деньги. Результаты проверки оказались столь впечатляющими, что дальше будет «копать» Генеральная прокуратура, возбудившая уголовное дело...
Но оставался самый интересный во всей этой эпопее вопрос: на что истрачены британские миллионы? «Очень похоже, что они все разворованы», – говорил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Кстати, СП называет другую сумму – более $90 млн. Впрочем, генеральный директор РАО ВСМ Владимир Тулаев утверждает, что разворовать английские средства было в принципе невозможно, потому что они якобы даже не пересекали границу России и шли напрямик английским же подрядчикам, которые вели работы.
Автор: Павел Никифоров
А история началась с заявления вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова о том, что Министерство имущества РФ продало котлован под строительство торгово-коммерческого центра РАО «ВСМ», расположенный у Московского вокзала.
Аукцион прошел в конце марта. Начальная цена объекта составила $80 млн (по данным РАО «ВСМ» реально работ было выполнено на
$60 млн). «Объект выкупил пул инвесторов при участии петербургской фирмы «Бриз» и ряда московских компаний, включая Внешэкономбанк. Инвесторы собрали $310 млн, которые намерены вложить в строительство многофункционального центра, в котором будут офисы, гостиницы и магазины», – сообщил вице-губернатор. С тех пор все находятся в недоумении – в федеральном фонде имуществ заявляют, что ничего не продавали. Представители Внешэкономбанка вообще не комментируют ситуацию. Загадочный пул инвесторов также пока не делится подробностями. Так что история получилась загадочная – как, впрочем, и вся история ВСМ.
Скоростная история
ВСМ-эпопея тянется уже одиннадцатый год – 13 сентября 1991 года Борис Ельцин подписал Указ №120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва». Президент Российской Федерации повелел считать создание ВСМ «одним из приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии государства».
14 октября 1997 года в Лондоне было подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками «Агриколь Индосуэц» и «Эс Би Си Варбург» о предоставлении на строительство ТКЦ кредита в размере $200 млн сроком на 10 лет с процентной ставкой 7,3 процента годовых. А еще через неделю, 21 октября, Владимир Яковлев поставил свою подпись под договором поручительства, по которому Петербург обязывался отвечать в полном объеме перед Минфином за то, что РАО ВСМ вернет английский кредит с процентами (общая сумма долга за 10 лет должна была составить $400 млн). Соответствующий договор поручительства был составлен (любопытно, что со стороны Минфина его подписал тогдашний заместитель министра Михаил Касьянов).
Привокзальный ТКЦ
Предполагалось, что на Лиговском проспекте будет построен транспортно-коммерческий комплекс: вокзал, трехзвездная гостиница, офисные помещения, магазины, автостоянки и так далее. Строители снесли несколько исторических зданий на месте будущего ТКЦ (невзирая на протесты общественности) и приступили к рытью котлована. Но, согласно законодательству Петербурга, подписи губернатора было недостаточно для выдачи контргарантий по кредиту: договор должен был быть утвержден Законодательным собранием (ЗС). А с этим вышла незадача: противники проекта во главе с тогдашним первым вице-губернатором Игорем Артемьевым и депутатами Михаилом Амосовым, Леонидом Романковым и Алексеем Ливеровским встали стеной против выдачи поручительства.
Депутаты прекрасно понимали: вокзальный комплекс не окупится никогда, и деньги придется возвращать из городского бюджета. И не только депутаты, но и тогдашний первый вице-губернатор Игорь Артемьев, отвечавший за городские финансы. Открыто выступив против предоставления гарантий РАО ВСМ, г-н Артемьев тем самым выступил и против своего шефа – губернатора Владимира Яковлева, который изо всех сил лоббировал «высокоскоростной» проект. Отставка Артемьева казалась неминуемой, но грянул дефолт – и разговоры о возможности предоставления городских гарантий РАО ВСМ перешли в разряд «необсуждаемых».
Многомиллионный
котлован
В итоге вместо ТКЦ получился лишь котлован, правда, большой и дорогостоящий: судя по документам, в нем «зарыто» не менее $65 млн, взятых взаймы у британских инвестиционных банков. Осенью 2001 года Счетная палата РФ предприняла попытку докопаться до того, куда же были потрачены эти деньги. Результаты проверки оказались столь впечатляющими, что дальше будет «копать» Генеральная прокуратура, возбудившая уголовное дело...
Но оставался самый интересный во всей этой эпопее вопрос: на что истрачены британские миллионы? «Очень похоже, что они все разворованы», – говорил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Кстати, СП называет другую сумму – более $90 млн. Впрочем, генеральный директор РАО ВСМ Владимир Тулаев утверждает, что разворовать английские средства было в принципе невозможно, потому что они якобы даже не пересекали границу России и шли напрямик английским же подрядчикам, которые вели работы.
Автор: Павел Никифоров
рубрика:
Большие проекты
