Халатным строителям мы просто больше не дадим работать в нашем городе

Как уже сообщал «Строительный Еженедельник», в структуре Комитета по строительству определены четыре основных направления работы. Одно из них – инвестиционная деятельность. Об этом направлении в эксклюзивном интервью нам рассказал первый заместитель председателя Комитета по строительству Кирилл Анаевский.

– Шесть последних лет Вы работали в производственной сфере, и Ваша деятельность не была связана с земельными вопросами. Не тяжело ли сегодня во всем этом разбираться?
– На момент моего прихода в Комитет по строительству эта тема действительно была для меня новой. Но мне помогло то, что ситуация поменялась – изменилось отношение городских властей к тому, как земля должна распределяться. Многие, кто в этой сфере работает давно, вынуждены сейчас пересматривать свои установки. С этой точки зрения у меня никаких затруднений нет. Это как в торговле: современные фирмы не любят брать продавцов с советским прошлым. Честно можно сказать, что у меня нет опыта в том, как все происходило и распределялось раньше. Но у меня есть возможность начинать «с чистого листа» и создавать эффективную схему.

– Расскажите подробнее о направлении, которое сегодня Вы курируете.
– За мной закреплен контроль за строительным процессом от момента, как инвестор пришел и продемонстрировал желание построить, до момента, когда объект сдан госкомиссии и строители ушли со стройплощадки, выполнив все необходимые на завершающем этапе процедуры. Этот процесс разделен между Управлением инвестиций во главе с Львом Винником и Управлением сопровождения объектов строительства во главе с Эдуардом Рябовым. Границей между ними является ИТК-2, когда инвестор получает право на проектирование и строительство. Именно в этот момент Управление инвестиций прекращает свою работу по конкретному проекту, инвестор начинает что-то делать непосредственно на объекте и попадает под юрисдикцию Рябова. Мы, получается, контролируем работу инвестора от самого начала до самого конца для того, чтобы в случае возникновения спорных или кризисных ситуаций предпринять необходимые меры.

– В функции Вашего управления входит контроль за строительством. Что это такое?
– Раз в квартал мы получаем от строителей информацию о том, как у них идет выполнение работ на объекте. Это позволяет следить за ходом строительства. Но, естественно, мы не можем все принимать на веру. У нас есть штат сотрудников, за которыми закреплены конкретные районы, они проверяют фактическое состояние дел на строительной площадке. Таким образом, мы знаем, что происходит на каждой стройке. Кроме того, есть ряд документов, которые строитель нам должен предоставить в течение своей деятельности на объекте. Мы периодически проверяем наличие разрешительной документации. Тесно работаем с ГАСН, с ГАТИ, с районными администрациями. Откликаемся на их просьбы и предложения, координируем работу. Кроме того, когда происходят события, подобные катастрофе в московском аквапарке, мы не считаем лишним еще раз проинспектировать все объекты.

– И Вы имеете право наказывать, если что-то не так?
– У нас, конечно, небольшой инструментарий в руках: оштрафовать руководство фирмы за нарушение норм и правил, вызвать на объект проверку ГАСН. Самой строгое наказание – обращение в соответствующие органы на предмет лишения лицензии (после проверки ГАСН). Но нас боятся и опасаются по другой причине. Комитет обладает правом дальнейшего предоставления пятен под застройку инвестору. Конечно, если фирма строит свой единственный объект – с ней очень сложно бороться. А вот если это инвестор, желающий работать серьезно и долго, то он старается с нами не ссориться, чтобы в дальнейшем не было осложнений в получении разрешительной документации от нас. Неаккуратным и халатным строителям мы просто больше не дадим работать в нашем городе.

– Сегодня в городе полностью «подвисли» проекты реконструкции. Чего ждать инвесторам?
– Эта ситуация – временная. Сейчас есть политическая воля руководства города предоставлять целевым назначением объекты, которые имеют социальную важность, которые связаны с расселением аварийного и ветхого жилья, в которых инвестор владеет частью здания, и никто другой объектом не интересуется. Существующие юридические коллизии, не позволяющие решать вопрос с расселением, будут сняты в разрабатываемом сегодня законопроекте – этот процесс будет четко прописан и регламентирован.

– Среди функций Вашего управления значится «контроль за эффективным использованием земельных участков». Что это такое?
– Самое главное – город не должен допускать простоя земли. И если есть привлекательная территория – неважно, интересна она инвестору для размещения парка или жилого дома, – нельзя позволять, чтобы участок превращался в незаконную автостоянку или свалку мусора. Мы не говорим, что на всех свободных пятнах должны быть построены новые дома. Если КГА говорит, что здесь должен быть парк или сквер, давайте сделаем это: либо привлечем инвестора, который сможет совместить парк с коммерческим использованием, либо обяжем администрацию района или местный муниципалитет привести территорию в порядок.
– Это приводит нас к теме наложенного губернатором моратория.
– Мораторий введен на застройку территорий, где есть зеленые насаждения. Здесь совершенно понятно мнение жителей. И Правительство Санкт-Петербурга пошло им навстречу. В течение года администрации районов и муниципалитеты должны привести в порядок все скверы и участки с зелеными насаждениями, которые они считают нужным сохранить. Если по истечении этого срока на пятна, по которым не было произведено должное благоустройство, будут поданы инвестиционные заявки, то эти участки мы будем предоставлять на торги с соблюдением всех норм и правил. Общественное мнение, конечно, и в этом случае будет учитываться в установленном порядке, но нельзя допускать, чтобы необоснованные требования жителей препятствовали новому строительству.

– Что Вы скажете об исполнении инвесторами условий инвестиционных договоров?
– Несмотря на то, что изменился порядок отчислений на инфраструктуру с конца 2003 года, дисциплина не ухудшилась, инвесторы платят вовремя.

– А как развивается ситуация с Лен-энерго?
– Все вопросы с Ленэнерго строители пока стараются решать самостоятельно. По крайней мере, в Комитет по строительству они не обращаются, больше рассчитывая на свои силы. Но мы эту проблему видим и готовы участвовать в ее решении на стороне строительных организаций. Однако не стоит забывать, что Ленэнерго – структура коммерческая, нам не подчиняется, и повлиять на нее, заставить ее что-то сделать мы не можем. Все проблемы могут быть решены только сообща и путем переговоров.

– Как сейчас обстоит вопрос с заменой отчислений на развитие инфраструктуры выполнением работ по инженерным сетям?
– По решениям, принимаемым на ИТК, я думаю, все заметили, что мы сейчас иногда готовы на это идти, но, в принципе, делаем это весьма неохотно. Город должен получать деньги в бюджет и уже самостоятельно решать имеющиеся проблемы, определять, куда конкретно эти средства надо потратить. Поэтому замена на сети или замена на жилье в эту концепцию сейчас не совсем укладываются.

– Всех участников рынка, безусловно, интересует вопрос торгов. Какие новости?
– Подготовлен перечень первых десяти адресов. Мы стремились сделать его максимально разнообразным, чтобы понять, какие участки будут пользоваться максимальным спросом: жилье или коммерческая недвижимость, пятна на окраине города или в районах ближе к центру. На первых торгах мы предложим инвесторам несколько участков в районе Шувалово-Озерки, функциональное назначение которых – строительство жилья. В Приморском районе подготовлен крупный участок для строительства многофункционального комплекса, в районе Ржевка-Пороховые предлагаем построить кинотеатр, два участка, расположенные севернее улицы Новоселов, предназначены для объектов спортивного и административного назначения, есть участки и для строительства торговых и культурно-досуговых центров. Но, безусловно, многообразие участков – не главный принцип при проведении торгов. Наша задача – подготовить такие торги, в результатах которых никто не смог бы усомниться. Даже проигравшие, которые бы понимали, что они проиграли в честной борьбе.

– Что будет с ИТК?
– В соответствии с решением Уставного суда в июне работа ИТК будет прекращена. Пока замена ИТК каким-либо другим органом не предусмотрена. Что касается строительных компаний, которые получили разрешение на проведение изыскательских работ, то лишать их права строительства никто не будет. После отмены ИТК вопросы по этим инвесторам будут сразу выноситься на заседание Правительства Санкт-Петербурга, то есть без прохождения ИТК-2, и окончательное решение будет принимать руководство города.

– Не будет ли проблем в предоставлении земельных участков после прекращения работы ИТК?
– Никаких затруднений в предоставлении земельных участков под застройку после отмены ИТК не будет. К тому времени, когда ИТК закончит свою работу, будет запущена процедура торгов. Отсрочка в полгода, предоставленная Уставным судом, была дана для того, чтобы разработать новую систему распределения земельных участков под строительство и реконструкцию и плавно перейти к ней, что сейчас и воплощается в жизнь.

– То есть целевое предоставление пятен прекратится полностью?
– На мой взгляд, нельзя оставлять исключительно торги. Какой-то механизм целевого предоставления должен быть сохранен и какие-то возможности целевого предоставления, судя по всему, будут предусмотрены законодательно. Особенно это касается аварийного и ветхого жилья.

– Сегодня много говорится о подготовке инвестиционной документации к торгам. Как Вы видите будущее этого процесса?
– Для того чтобы обеспечить подготовку необходимого количества пакетов к торгам, мы остановились на нескольких вариантах работы. Комитет по строительству будет готовить к торгам новые территории, Управление инвестиций – «упаковывать» их в лоты и предоставлять для продажи. Кроме того, в Управлении инвестиций находится большое количество пакетов ИТД на разной стадии готовности, и некоторые инвесторы, которые не успели пройти процедуру ИТК, готовы передавать документацию на доработку для проведения торгов. Безусловно, бизнес также будет привлекаться для этой работы. Сейчас еще до конца не решено, сколько должен стоить пакет, каким должен быть отбор между теми, кто хочет готовить документы по одному и тому же участку. Все эти нюансы будут определены в ближайшее время.

– Сегодня в нашем городе с новой силой говорят о привлечении инвесторов. Что необходимо делать в этом направлении?
– Я бы не придавал первостепенного значения в этом вопросе выставкам и тому подобным мероприятиям. Безусловно, и MIPIM, и другие инвестиционные выставки, и Центр инвестиционных проектов на Островского, 11, выполняли и выполняют свою функцию. Но главное в привлечении инвестора – это не красочная упаковка и не звучная реклама, это, в первую очередь, создание комфортных, удобных и понятных условий. Инвесторы пойдут не на лозунг, а на реальные действия. Мы должны работать для инвестора. Чем меньше времени и денег инвестор потратит на получение участка, тем охотнее он придет в город, и тем большую сумму денег он будет готов вложить в проекты, в экономику, тем больше будет поступлений в бюджет и рабочих мест.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Кирилл Евгеньевич Анаевский родился в 1974 году в Ленинграде. Окончил факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. По окончанию университета получил дополнительное образование в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента. С 1993 года работал в научно-коммерческой фирме «Инмар».
В 1996 году поступил на работу экономистом в ГРСТ-6. С 1997 по 2003 годы работал в ОАО «ЛенСтройКерамика».
С 2002 года – генеральный директор компании. В ноябре 2003 года назначен первым заместителем председателя Комитета по строительству. Женат.

Автор: ДМИТРИЙ БОГОЛЮБОВ
рубрика: Точка зрения
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.