Мосты переходят на летнее время

Петербургские разводные мосты готовы к навигационному сезону 2004 года. Все необходимые работы, завершенные к 6 апреля, обошлись главному балансодержателю практически всех искусственных сооружений города – ГУП «Мостотрест» в 14 млн рублей.

В Петербурге двадцать разводных мостов. Десять из них в период навигации разводятся каждую ночь: это восемь мостов через Большую Неву и два – через Малую. В межнавигационный период, который длится с ноября по апрель, на всех разводных переправах проводятся обследования конструкций и механизмов, а при необходимости – профилактический либо плановый ремонт. Основное внимание традиционно уделяется системам, обеспечивающим разводку моста и ее безопасность. Как сообщил директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров, основными объектами приложения сил мостовиков в минувшем ремонтном сезоне стали Володарский, Большеохтинский и Дворцовый мосты. В частности, на Володарском и Большеохтинском мостах модернизированы гидравлические системы, на Дворцовом – заменены устаревшие подшипники скольжения.
В числе проблем, которые невозможно решить в течение межнавигационного периода – состояние мостов Биржевого и Лейтенанта Шмидта. Так, построенный в 1960 году, Биржевой мост оснащен разводным механизмом с незакрепленной осью вращения (принцип «ваньки-встаньки»). Такой выбор сделали когда-то проектировщики института «Ленгипроинжпроект», не желавшие идти по пути типовых решений. По названной причине долгое время на мосту не удавалось обеспечить стабильный контроль разводки и наводки.
С некоторых пор за процессами, происходящими внутри разводных механизмов, следит автоматика: на мосту установлены датчики, определяющие напряженность металла, перемещение конструкций и узлов и прочие рабочие моменты. На основании полученных данных сделаны выводы о необходимости реконструкции Биржевого. Кстати, подобной системой мониторинга, разработанной в петербургском ЗАО НПП «Промтрансавтоматика», оборудованы практически все крупные петербургские мосты.
Однако, несомненно, первый кандидат на реконструкцию – мост Лейтенанта Шмидта. По словам Юрия Петрова, сегодня он функционирует «за пределами расчетного режима». Опасения вызывают износ конструкций пролетных строений и состояние деревянных опор. Большие работы предстоят на разводном пролете: здесь следует выполнить балансировку крыльев разводных пролетов. В ходе реконструкции 1976 года деревянный настил разводных пролетов заменили стальным. В результате сместился центр тяжести, что привело к сложностям при разводке – крылья моста поднимаются поочередно. Чтобы разводка вновь стала синхронной, требуется добиться расчетной неуравновешенности моста. Пока вопрос о начале реконструкции остается открытым: завершение тендера на проектирование, объявленного Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) еще летом 2003 года, тормозится по ряду административных причин.
Еще одна забота ГУП «Мостотрест» – обеспечение безопасности во время разводки. Ежегодно на мостах происходят происшествия с серьезными последствиями: гибнут люди, страдают механизмы. Так, с разведенного Троицкого моста упал в воду автомобиль: за минуту до этого здесь прошел танкер, и масштабной катастрофы удалось избежать лишь чудом. Вообще минувший сезон в «Мостотресте» называют урожайным: четыре инцидента, один – с летальным исходом.
По мнению Юрия Петрова, проблема решаема: въезд на мост во время разводки следует приравнять к проезду закрытого железнодорожного переезда, что чревато существенными штрафными санкциями вплоть до лишения прав. Уже в июне текущего года на заседании городского правительства будет рассмотрена возможность внесения соответствующих изменений в административный кодекс и правила ГИБДД.
Несмотря на то, что официально навигация по Волго-Балтийскому водному пути, согласно графику Минтранса РФ, откроется только 30 апреля, на Неве уже проводятся рабочие разводки мостов, пока – по отдельным заявкам в границах речной акватории. По словам Юрия Петрова, первый караван судов вверх по течению пройдет в сопровождении ледокола не ранее третьей декады апреля.

СПРАВКА

На балансе ГУП «Мостотрест» находится 655 объектов, из них 443 моста через водные преграды, 154,3 км укрепленных набережных, 20 км специальных силовых ограждений, 42 насосные станции, 94 км силовых кабелей, 3,5 тыс. светильников. В навигацию-2003 Невой прошли 6,7 тыс. судов, проведено 2,5 тыс. разводок. Одна разводка обходится в 75 тыс. рублей. Бюджет ГУП «Мостотрест» на 2004 год –
351 млн рублей: это 10-12 процентов от ежегодно необходимой суммы.

Автор: ЗОЯ ШПАНЬКО
рубрика: Конференции и выставки
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.