Инвестиционное законодательство можно и нужно оптимизировать

О деятельности созданного в структуре Правительства Санкт-Петербурга Комитета по инвестициям и стратегическим проектам почти ничего не известно. Между тем, именно от этого ведомства напрямую зависит формирование, как заметил один из экспертов, «хорошей погоды для инвесторов». О том, как налаживается этот нелегкий процесс и куда в Северной столице китайские инвесторы намереваются вложить около $1 млрд, в эксклюзивном интервью корреспонденту «Строительного Еженедельника» рассказал председатель комитета Андрей Михайленко.

– Андрей Викторович, в декабре 2003 года со страниц нашей газеты вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов заявил, что возглавляемый вами комитет будет заниматься «системной работой над созданием привлекательной инвестиционной среды для российских и зарубежных компаний». С того момента прошло больше четырех месяцев, каковы первые результаты?
– Сегодня городская инвестиционная политика сориентирована на увеличение притока прямых инвестиций – российских и иностранных – на базе развития инвестиционной привлекательности города. Привлечение инвестиций – одна из стратегических задач правительства, и занимаются ей все структуры власти Санкт-Петербурга. Улучшение инвестиционного климата предусматривает: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение административных барьеров для инвесторов и развитие информационной среды.
На сегодняшний день внесены изменения в закон «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга» в части изменения роли инвестиционно-тендерной комиссии и ухода от целевого предоставления земельного участка. Теперь при помощи разработки ряда соответствующих нормативных актов нужно сделать реальным механизм проведения инвестиционных торгов в отношении объектов недвижимости и земельных участков.
Также принят закон «О регулировании градостроительной деятельности», который предусматривает, в частности, возможность резервирования территорий для размещения новых или расширения существующих объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, объектов рекреации. В отношении территорий Санкт-Петербурга, на которых не введены в действие градостроительные регламенты, могут применяться процедуры переходного периода – так называемые «временные регламенты застройки земельного участка», устанавливающие допустимые виды использования и архитектурно-строительные параметры.
Уже весной этого года инвесторам будет предложена новая схема приобретения земельных участков на торгах по так называемому «неполному пакету», предполагающему оперативное получение инвестором права аренды земли первоначально на шесть лет с последующей возможностью его продления.
В области снижения административных барьеров разрабатывается механизм упрощения согласовательных процедур, обеспечение их прозрачности, сокращение времени на согласование, достижение их стабильности. В частности, Комитетом по строительству готовится упрощенный «Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге» (территориально-градостроительные нормативы и правила). Утверждение нового проекта должно состояться в мае этого года на заседании городского правительства.
На июль 2004 года запланировано рассмотрение Правительством Санкт-Петербурга и утверждение нового «Порядка выдачи разрешений и согласований на выполнение строительно-монтажных работ в Санкт-Петербурге». Кроме того, сформулировано обращение к председателю Правительства РФ с конкретными предложениями по передаче части функций федеральных органов государственной власти по согласованию инвестиционных проектов на региональный уровень, а также внесения соответствующих изменений в некоторые российские законы. Например, предлагается исключить дублирование функций федеральными и региональными органами государственной власти при проведении экологической экспертизы инвестиционных проектов. Предлагается передать эти функции в ведение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и сократить сроки проведения экспертизы.
Для развития информационной среды мы исследуем возможность консолидации существующих в городе информационных ресурсов различных органов власти с целью размещения единой базы данных на информационном портале в интернете. Кроме того, по поручению губернатора мы готовим каталог инвестиционных проектов, который планируем выпустить как в электронном, так и в печатном виде. В этот каталог будут включены как проекты на стадии бизнес-идеи, так и уже реализуемые глобальные проекты с федеральным финансированием.

– Несмотря на вышесказанное, следует сказать, что некоторые эксперты все-таки негативно оценивают законодательство Санкт-Петербурга в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности. В каких законодательных инициативах, на ваш взгляд, нуждается город для привлечения инвесторов?
– Иногда можно услышать мнение, что инвестиционный климат Ленобласти лучше, чем в городе. Я лично думаю, что это результат хорошего PR областного правительства. Если же говорить о возможностях улучшения сферы законодательства, то, несомненно, его можно и нужно оптимизировать. В первую очередь здесь необходимо сказать о государственно-частных партнерствах. Сегодня это эффективный механизм реализации инвестиционных проектов, хорошо зарекомендовавший себя во многих странах. В Санкт-Петербурге аналогичная схема успешно реализована при строительстве Бункерного терминала в Большом порту, а также при завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений.
Одним из видов таких партнерств являются концессии. Наш комитет совместно с городским парламентом занимается разработкой законопроекта «О концессионном инвестировании в Санкт-Петербурге», принятие которого позволит городу реализовать эффективные схемы управления своими активами без их отчуждения. Внесение этого законопроекта в ЗС планируется в третьем квартале 2004 года. Кроме этого, подготовлен и принят закон о возвращении инвесторам налоговых льгот, отмененных в связи с принятием Налогового кодекса РФ.

– Известно, что законодательно планируется ввести термин «стратегический инвестор». Что вы вкладываете в это определение, и предусмотрены ли для стратегических инвесторов какие-либо преференции? Какие сферы городской экономики могут подпадать под указанное определение?
– Сегодня подготовлен пакет поправок к закону Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». В этом законопроекте, который планируется принять в мае, определен термин «стратегический инвестор» – это инвестор, принимающий участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих особое значение для социального, экономического, культурного и иного развития Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день мы пользуемся термином «стратегический проект». К наиболее значимым из них мы относим проекты, удовлетворяющие двум критериям: количество решаемых социальных проблем и объем инвестиций. Ориентировочно принят порог в $100 млн. Это не означает, что мы не занимаемся меньшими по вложениям проектами, но основной критерий – влияние результатов проекта на улучшение качества жизни горожан.
Среди стратегических могу назвать следующие проекты: «надземный экспресс», или «легкое метро», которое соединит пять южных районов города от Сосновой поляны до Обухово; Западный скоростной диаметр – автомагистраль, пересекающая КАД с севера на юг; терминал «Морской пассажирский комплекс» на Васильевском острове; южный участок КАД; автомагистраль Санкт-Петербург – Москва и некоторые другие проекты.
Если говорить о приоритетных отраслях экономики, то сегодня перед правительством города стоит задача переосмысления стратегического видения развития города с использованием его сложившихся конкурентных преимуществ. В первую очередь, это высокий транспортно-логистический, культурный, интеллектуальный, потребительский и промышленный потенциал.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте строительства китайскими инвесторами мегакомплекса на территории Красносельского района Санкт-Петербурга.
– В начале апреля 2004 года в Шанхае подписан меморандум о взаимопонимании между Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам и Шанхайской индустриально-инвестиционной компанией по проекту строительства мегакомплекса в Красном Селе. Для реализации проекта с китайской стороны сформирована группа инвесторов – контролируемых государством крупных компаний: Шанхайская индустриально-инвестиционная компания (инвестиции и строительство), Шанхайская промышленно-инвестиционная корпорация (инвестиции и управление недвижимостью), Шанхайская корпорация «Байлянь» (рознично-торговые сети), Международная корпорация «Цзинь цзян» (гостиницы и туризм) и Шанхайская корпорация «Люйди» (девелоперская деятельность и комплексное озеленение).
На сегодня определен представитель инвесторов с китайской стороны на первоначальном этапе реализации проекта – торговый дом «Шанхай». Сформирован координационный центр взаимодействия администрации Санкт-Петербурга с китайскими инвесторами на этапе изыскательских работ – Комитет по инвестициям и стратегическим проектам.
Предполагаемый под строительство мегакомплекса участок площадью
150 га находится в Красносельском районе практически на берегу Финского залива. Китайскими инвесторами уже разработана концепция застройки кварталов 31, 32, 38 и 39. Планируется проведение международного архитектурного конкурса. Само же строительство может начаться в 2005 году. Совокупный объем инвестиций в проект ориентировочно оценивается в сумму до $1 млрд.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Точка зрения
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.