Стройнадзор о последних изменениях в законодательстве
6 июня 2011 года прошел практический семинар «Современные изменения законодательства строительного надзора и экспертизы в Ленинградской области», организованный газетой «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» при активном содействии Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области и ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза».
В этом номере мы публикуем заключительную часть докладов специалистов, выступивших на семинаре.
Основные ошибки
В.А. Санаров, начальник ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», остановился на часто встречающихся недостатках проектной документации, выявляемых при проведении государственной экспертизы.
– С выходом изменений к Градостроительному кодексу проектная документация на линейные объекты должна быть разработана на основании проекта планировки и проекта межевания территории. На сегодняшний день эти документы во многих муниципальных образованиях Ленинградской области находятся на стадии разработки, и их отсутствие значительно затрудняет процесс проектирования в части сбора исходно-разрешительной документации.
Другой вопрос касается технических условий, выданных сетевыми организациями-монополистами. Иногда заказчик предоставляет в экспертизу технические условия, где предусмотрены 2 составляющие части проектирования. Нередки случаи, когда от определенной точки ведет проектирование сам заказчик, а до этой точки осуществляет объем работ организация-монополист. Такое разделение не позволяет нам рассмотреть проект в полном объеме. Хочу обратить внимание, что часть, которую выполняет организация-монополист, также является частью вашего проекта, которая предоставляется в экспертизу.
Также внимательно стоит подходить к оформлению титулов и заявок.
Содержание заявки должно соответствовать информации, заявленной в соответствующей адресной программе. К сожалению, очень часто в дальнейшем выясняется, что в заявке указан совсем другой проект, и совершенно непонятно, как выходить из этой ситуации.
Немаловажно изначально на стадии написания технического задания определиться с титулом и более внимательно относиться к составлению задания на проектирование. Мы рассматриваем проектную документацию на соответствие еще и тому, что написано в задании на проектирование.
Напомню также, что мы не рассматриваем проектную документацию отдельными разделами.
При подготовке к конкурсу проводится обоснование начальной аукционной стоимости проекта, делается расчет на основании базовых цен, указанных в справочнике 2001 года. После проведения торгов часто происходит понижение начальной стоимости. И в заявке указывается именно эта, уже пониженная цена. Тем не менее при расчете стоимости экспертизы мы руководствуемся постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации», где указано, что стоимость определяется на основании базовых цен, указанных в справочнике 2001 года. Поэтому если стоимость проектирования уменьшилась в результате торгов, на расчет стоимости экспертизы это влияния не оказывает.
Хочу напомнить, что с ноября прошлого года изменились сроки прохождения экспертизы для жилых объектов – 20 календарных дней, для всех остальных – 40 календарных дней. Это также означает, что требования к проектировщикам возросли – ему необходимо своевременно работать над снятием замечаний. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, насколько возрастает роль и ответственность не только проектировщиков, но и заказчиков.
Кроме того, мы выдаем заключения по сметной стоимости после того, как рассмотрели проект. И если заказчик что-то не учел в проекте, но потом выделил это в смете, то вся остальная корректировка документации к конкурсу проводится заказчиком. Мы утверждаем ту стоимость, которая была указана в проекте.
Еще один часто встречающийся вопрос – попадают ли услуги ГАУ «ЛенОблГосЭспертиза» под действие 94-ФЗ. Нет, эти государственные услуги не попадают под действие проведение конкурсов, котировок или аукционов.
Заказчик – активный участник проектирования
Продолжил тему замечаний к проектной документации, выявляемых при проведении государственной экспертизы, А.В. Здражевский, заместитель начальника ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза». Он разделил основные замечания на несколько групп. Первые касались исходно-разрешительной документации.
– Исходно-разрешительные материалы – это важные документы, содержание которых влияет на качество разрабатываемой проектной документации. Следует обратить внимание на те исходные данные, которые в соответствии постановлениями правительства и контролирующих органов должны содержаться в технических условиях. В технических условиях должны быть точки подключения, напоры, расходы, нагрузки, категории и т. п.
Обращаю внимание также на необходимость вашего активного участия в подготовке задания на проектирование. Это вовсе не формальный документ, содержащий определенное количество пунктов. Некачественное задание на проектирование негативно сказывается на прохождении экспертизы.
Совместная работа заказчика и проектировщика значительно влияет на сметную стоимость и на качество проектирования
К примеру, нами рассматривался проект очистных сооружений в Сертолово, и благодаря работе экспертов его сметная стоимость была снижена почти на 100 млн рублей. Основная причина завышенной сметной стоимости в том, что проектировщики не ознакомились с рельефом местности, и те системы, которые могли быть самотечными, были выполнены как напорные. Это, в свою очередь, принципиально повлияло на количество трубопроводов и инженерные системы, обеспечивающие очистные сооружения. Новые проектные решения позволили снизить потребление электроэнергии, исключили строительство подстанции и прокладку сетей электроснабжения.
Еще один пример – проектная документация по одному из спорткомплексов в Ленинградской области, где было разработано более 50 систем вентиляции. Все наши указания на уменьшения количества систем проектировщиками не выполнялись. Только вмешательство заказчика привело к корректировке проектной документации. Считаю, что заказчику необходимо знакомиться с основными решениями, которые закладываются в инженерных системах на всех стадиях проектирования. Они должны быть обоснованы, а расходуемые на это средства – подтверждены.
Иногда даже бывает, что проектировщик для экспертизы представляет документацию, не подписанную заказчиком. Возникает вопрос: знаком ли вообще заказчик с этими документами?
Следующий момент – взаимоотношения участников проекта, проектировщиков различных разделов между собой. Иногда проект разрабатывает одна проектная организация, а иногда – несколько. Здесь необходимо генеральному проектировщику и заказчику проявить организаторские способности в полном объеме.
Отмечу, что около 70% проектов выполнено такими «смежниками», совершенно не знакомыми с тем, что происходит в других разделах. Зачастую выяснить у проектировщиков, почему принято то или иное решение и насколько оно соответствует другому разделу проекта, очень проблематично.
При этом участники проекта должны ознакомиться с замечаниями экспертизы ко всем разделам проекта. Очень часто замечания, касающиеся одного раздела, влияют на другой.
Самый острый – земельный вопрос
И.В. Рыжкова, начальник отдела специализированных экспертиз ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», рассказала об основных недостатках проектной документации.
– Качество проектирования на территории Ленинградской области, к сожалению, оставляет желать лучшего. Помните, что экспертиза всегда готова ответить на ваши вопросы, вы можете прийти, позвонить нам. Мы посоветуем принять рациональные решения, подскажем, какие документы нужно заранее получить.
Много вопросов возникает по поводу отходов избыточного грунта. Если вы можете использовать грунт на площадке строительства – для отсыпки котлованов и выемок, планировки территории, – не ставьте его в перечень отходов. В случае если в результате строительства на строительной площадке образовались отходы, но использовать их нельзя, возникает необходимость вывода строительных отходов. Мы присваиваем им класс опасности. Это нужно рассчитать и подтвердить результатами биотестирования. Отходы могут быть отнесены к отходам V класса опасности. V класс опасности с 1 июля 2010 года исключен из перечня опасных отходов и не подлежит обязательному размещению на лицензированных полигонах.
Часто отрицательные заключения экспертизы связаны с земельными вопросами.
Сегодня часто проектирование ведется не только в границах населенных пунктов, но и за их пределами. Как известно, существует 6 категорий земель. В соответствии с Градостроительным кодексом проектирование и строительство осуществляется на землях, принадлежащих заказчику. Если мы имеем земли лесного фонда, земли запаса, ни о какой принадлежности их застройщику без соответствующих документов говорить нельзя. Почему-то считается, что если есть акт выбора трассы, если в нем расписались все пользователи земельных участков, то можно использовать земельный участок по своему усмотрению. Это противозаконно. Необходимо помнить, что при проведении экспертизы применяются и иные нормативно-правовые акты – водное, земельное и лесное законодательство.
При проектировании линейных объектов на землях лесного фонда проект освоения лесов и заключение Комитета по природным ресурсам для экспертизы являются документами, которые позволяют обосновать использование земель лесного фонда для строительства объектов, рассматриваемых государственной экспертизой.
Для строительства линейных объектов не требуется перевод земель из категории лесного фонда в иные категории. Более того, последними поправками в Лесной кодекс предусмотрено, что если в состав линейного объекта входит какой-либо объект капитального строительства, не требуется специальный перевод земель под этот объект капитального строительства.
Обращаю ваше внимание, земли запаса без перевода в иную категорию вообще не могут быть использованы под строительство.
Другой немаловажный вопрос – расчет компенсационных выплат при изъятии земель сельхозназначения, расчет ущерба сельхозпроизводителям. В документах должен присутствовать расчет ущерба сельхозпроизводителю. Размер компенсаций сельхозпроизводителю определяется Гражданским кодексом, а все спорные вопросы решаются в судебном порядке.
В этом номере мы публикуем заключительную часть докладов специалистов, выступивших на семинаре.
Основные ошибки
В.А. Санаров, начальник ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», остановился на часто встречающихся недостатках проектной документации, выявляемых при проведении государственной экспертизы.
– С выходом изменений к Градостроительному кодексу проектная документация на линейные объекты должна быть разработана на основании проекта планировки и проекта межевания территории. На сегодняшний день эти документы во многих муниципальных образованиях Ленинградской области находятся на стадии разработки, и их отсутствие значительно затрудняет процесс проектирования в части сбора исходно-разрешительной документации.
Другой вопрос касается технических условий, выданных сетевыми организациями-монополистами. Иногда заказчик предоставляет в экспертизу технические условия, где предусмотрены 2 составляющие части проектирования. Нередки случаи, когда от определенной точки ведет проектирование сам заказчик, а до этой точки осуществляет объем работ организация-монополист. Такое разделение не позволяет нам рассмотреть проект в полном объеме. Хочу обратить внимание, что часть, которую выполняет организация-монополист, также является частью вашего проекта, которая предоставляется в экспертизу.
Также внимательно стоит подходить к оформлению титулов и заявок.
Содержание заявки должно соответствовать информации, заявленной в соответствующей адресной программе. К сожалению, очень часто в дальнейшем выясняется, что в заявке указан совсем другой проект, и совершенно непонятно, как выходить из этой ситуации.
Немаловажно изначально на стадии написания технического задания определиться с титулом и более внимательно относиться к составлению задания на проектирование. Мы рассматриваем проектную документацию на соответствие еще и тому, что написано в задании на проектирование.
Напомню также, что мы не рассматриваем проектную документацию отдельными разделами.
При подготовке к конкурсу проводится обоснование начальной аукционной стоимости проекта, делается расчет на основании базовых цен, указанных в справочнике 2001 года. После проведения торгов часто происходит понижение начальной стоимости. И в заявке указывается именно эта, уже пониженная цена. Тем не менее при расчете стоимости экспертизы мы руководствуемся постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации», где указано, что стоимость определяется на основании базовых цен, указанных в справочнике 2001 года. Поэтому если стоимость проектирования уменьшилась в результате торгов, на расчет стоимости экспертизы это влияния не оказывает.
Хочу напомнить, что с ноября прошлого года изменились сроки прохождения экспертизы для жилых объектов – 20 календарных дней, для всех остальных – 40 календарных дней. Это также означает, что требования к проектировщикам возросли – ему необходимо своевременно работать над снятием замечаний. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, насколько возрастает роль и ответственность не только проектировщиков, но и заказчиков.
Кроме того, мы выдаем заключения по сметной стоимости после того, как рассмотрели проект. И если заказчик что-то не учел в проекте, но потом выделил это в смете, то вся остальная корректировка документации к конкурсу проводится заказчиком. Мы утверждаем ту стоимость, которая была указана в проекте.
Еще один часто встречающийся вопрос – попадают ли услуги ГАУ «ЛенОблГосЭспертиза» под действие 94-ФЗ. Нет, эти государственные услуги не попадают под действие проведение конкурсов, котировок или аукционов.
Заказчик – активный участник проектирования
Продолжил тему замечаний к проектной документации, выявляемых при проведении государственной экспертизы, А.В. Здражевский, заместитель начальника ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза». Он разделил основные замечания на несколько групп. Первые касались исходно-разрешительной документации.
– Исходно-разрешительные материалы – это важные документы, содержание которых влияет на качество разрабатываемой проектной документации. Следует обратить внимание на те исходные данные, которые в соответствии постановлениями правительства и контролирующих органов должны содержаться в технических условиях. В технических условиях должны быть точки подключения, напоры, расходы, нагрузки, категории и т. п.
Обращаю внимание также на необходимость вашего активного участия в подготовке задания на проектирование. Это вовсе не формальный документ, содержащий определенное количество пунктов. Некачественное задание на проектирование негативно сказывается на прохождении экспертизы.
Совместная работа заказчика и проектировщика значительно влияет на сметную стоимость и на качество проектирования
К примеру, нами рассматривался проект очистных сооружений в Сертолово, и благодаря работе экспертов его сметная стоимость была снижена почти на 100 млн рублей. Основная причина завышенной сметной стоимости в том, что проектировщики не ознакомились с рельефом местности, и те системы, которые могли быть самотечными, были выполнены как напорные. Это, в свою очередь, принципиально повлияло на количество трубопроводов и инженерные системы, обеспечивающие очистные сооружения. Новые проектные решения позволили снизить потребление электроэнергии, исключили строительство подстанции и прокладку сетей электроснабжения.
Еще один пример – проектная документация по одному из спорткомплексов в Ленинградской области, где было разработано более 50 систем вентиляции. Все наши указания на уменьшения количества систем проектировщиками не выполнялись. Только вмешательство заказчика привело к корректировке проектной документации. Считаю, что заказчику необходимо знакомиться с основными решениями, которые закладываются в инженерных системах на всех стадиях проектирования. Они должны быть обоснованы, а расходуемые на это средства – подтверждены.
Иногда даже бывает, что проектировщик для экспертизы представляет документацию, не подписанную заказчиком. Возникает вопрос: знаком ли вообще заказчик с этими документами?
Следующий момент – взаимоотношения участников проекта, проектировщиков различных разделов между собой. Иногда проект разрабатывает одна проектная организация, а иногда – несколько. Здесь необходимо генеральному проектировщику и заказчику проявить организаторские способности в полном объеме.
Отмечу, что около 70% проектов выполнено такими «смежниками», совершенно не знакомыми с тем, что происходит в других разделах. Зачастую выяснить у проектировщиков, почему принято то или иное решение и насколько оно соответствует другому разделу проекта, очень проблематично.
При этом участники проекта должны ознакомиться с замечаниями экспертизы ко всем разделам проекта. Очень часто замечания, касающиеся одного раздела, влияют на другой.
Самый острый – земельный вопрос
И.В. Рыжкова, начальник отдела специализированных экспертиз ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», рассказала об основных недостатках проектной документации.
– Качество проектирования на территории Ленинградской области, к сожалению, оставляет желать лучшего. Помните, что экспертиза всегда готова ответить на ваши вопросы, вы можете прийти, позвонить нам. Мы посоветуем принять рациональные решения, подскажем, какие документы нужно заранее получить.
Много вопросов возникает по поводу отходов избыточного грунта. Если вы можете использовать грунт на площадке строительства – для отсыпки котлованов и выемок, планировки территории, – не ставьте его в перечень отходов. В случае если в результате строительства на строительной площадке образовались отходы, но использовать их нельзя, возникает необходимость вывода строительных отходов. Мы присваиваем им класс опасности. Это нужно рассчитать и подтвердить результатами биотестирования. Отходы могут быть отнесены к отходам V класса опасности. V класс опасности с 1 июля 2010 года исключен из перечня опасных отходов и не подлежит обязательному размещению на лицензированных полигонах.
Часто отрицательные заключения экспертизы связаны с земельными вопросами.
Сегодня часто проектирование ведется не только в границах населенных пунктов, но и за их пределами. Как известно, существует 6 категорий земель. В соответствии с Градостроительным кодексом проектирование и строительство осуществляется на землях, принадлежащих заказчику. Если мы имеем земли лесного фонда, земли запаса, ни о какой принадлежности их застройщику без соответствующих документов говорить нельзя. Почему-то считается, что если есть акт выбора трассы, если в нем расписались все пользователи земельных участков, то можно использовать земельный участок по своему усмотрению. Это противозаконно. Необходимо помнить, что при проведении экспертизы применяются и иные нормативно-правовые акты – водное, земельное и лесное законодательство.
При проектировании линейных объектов на землях лесного фонда проект освоения лесов и заключение Комитета по природным ресурсам для экспертизы являются документами, которые позволяют обосновать использование земель лесного фонда для строительства объектов, рассматриваемых государственной экспертизой.
Для строительства линейных объектов не требуется перевод земель из категории лесного фонда в иные категории. Более того, последними поправками в Лесной кодекс предусмотрено, что если в состав линейного объекта входит какой-либо объект капитального строительства, не требуется специальный перевод земель под этот объект капитального строительства.
Обращаю ваше внимание, земли запаса без перевода в иную категорию вообще не могут быть использованы под строительство.
Другой немаловажный вопрос – расчет компенсационных выплат при изъятии земель сельхозназначения, расчет ущерба сельхозпроизводителям. В документах должен присутствовать расчет ущерба сельхозпроизводителю. Размер компенсаций сельхозпроизводителю определяется Гражданским кодексом, а все спорные вопросы решаются в судебном порядке.
рубрика:
Надзор и экспертиза
автор:
Дарья Литвинова