Валерий Сердюков: «Ожидается устойчивый рост»

Основой устойчивого развития Ленинградской области и растущего строительства жилья служит стабильный приток инвестиций. Об этом в ходе очередной встречи с прессой заявил губернатор Валерий Сердюков.

Инвестиции приходят в область

«Вторая половина 2010-го и первая нынешнего года показали, что Ленинградская область способна выдерживать такие кризисные явления, которые были в 2008-2009 годах. Экономика региона устойчива, – констатировал губернатор. – В прошлом году и по объему промышленного производства, и по ВРП, и по доходам бюджета мы превзошли уровень докризисного 2008 года. Консолидированный бюджет области возрастет в нынешнем году с 70 примерно до 80 млрд рублей. По прогнозам, мы закончим год с приростом объемов производства примерно на 10-12% к уровню 2010 года. Этот рост стабилен на протяжении последних нескольких лет. Оборот предприятий в этом году составит, как мы предполагаем, 1 трлн 100 млрд рублей (в 2010 году – около 1 трлн рублей)».
Фундаментом этого роста, по словам Валерия Сердюкова, стали новые предприятия, растущие в Тихвине, Киришах, Волхове и других городах. В прошлом году в реальный сектор экономики (то есть в новые предприятия и новые технологии) инвесторами вложено 270 млрд рублей, а в нынешнем году этот показатель превысит 300 млрд рублей. В 2012 году, как ожидает областное правительство, прирост инвестиций в экономику области продолжится. «И это гарантия устойчивого развития. По прогнозам, в течение ближайших пяти лет ожидается устойчивый рост экономического потенциала региона», – резюмировал губернатор.
Руководство области работает над выполнением поставленной президентом задачи приблизить уровень заработной платы работников бюджетной сферы, прежде всего в образовании и здравоохранении, к уровню средней заработной платы по региону. Последняя в апреле составляла 21 760 рублей. Зарплата учителя сегодня – 20 560 рублей. Зарплаты врачей и учителей возрастут с сентября. Впрочем, область уже сегодня выглядит благополучной на фоне многих других регионов, где сегодняшний уровень зарплат бюджетников не превышает в среднем 10 тыс. рублей.

Жилье – многодетным

Однако многие проблемы пока остаются нерешенными, признал губернатор. Важнейшая из них – обеспечение жильем многодетных семей, семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, инвалидов, а также уволенных в запас военнослужащих. Она требует дополнительного финансирования и дополнительного поиска подходов к ее решению. Кроме строительства жилья необходимо и возведение детских дошкольных учреждений: «С учетом того, что в области достаточно рабочих мест и многие молодые мамы работают, нужно создавать условия для того, чтоб дети получали дошкольное образование в детских садах. Сегодня в очереди около семи тысяч детей. Их мамы не работают, хотя рабочие места созданы. Нужно более высокими темпами вести строительство детских садов. Мы планируем к 2014-2015 годам полностью решить проблему обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях области».
Об актуальности именно этих проблем свидетельствуют недавние обсуждения «Народного бюджета», которые прошли во всех муниципальных образованиях. Чаще всего выступавшие на этих собраниях жители говорили о жилье, дорогах, детсадах. «Люди говорят о жилищной проблеме, в отдельных районах, таких как Лужский, Подпорожский, Кировский, – о качестве содержания дорог. В некоторых муниципальных образованиях Гатчинского и Лужского районов поднимался вопрос дефицита мест в детских садах. Ставятся и вопросы выделения земли для строительства индивидуальных домов многодетными семьями. Менее острыми, чем в прежние годы, стали вопросы, связанные с образованием, со строительством школ, с обеспечением населения лекарственными препаратами, – подвел итог слушаниям губернатор. – Мною издано распоряжение о создании рабочей группы, которая изучит все записи стенограмм и протоколов таких собраний, чтобы учесть мнения при формировании бюджета. Но думаю, что решение до половины поставленных вопросов в бюджете уже предусмотрено».
Один из сложных вопросов обеспечения жильем в основном уже решен: квартиры предоставлены большинству ветеранов Великой Отечественной войны, включенным в списки очередников и имеющим право на получение такого жилья. Работа по предоставлению жилья участникам войны завершается. Однако есть исключительные случаи, выходящие за рамки действующего законодательства. «Мы получаем письма от ветеранов, которые называют себя нуждающимися в жилье, но сообщают, что за ними не признали этого права даже в судах. Выходим с предложением к Правительству РФ о том, чтобы изменить подход к таким ветеранам. Мы понимаем, что если человек действительно нуждается, а не просто хочет получить квартиру, чтобы оставить прежнюю для детей или внуков, нужно внимательно рассмотреть такие факты», – сказал Валерий Сердюков.
Сложной проблемой остается и предоставление жилья для бюджетников. В регионе действуют программы строительства жилья на основе ипотечного кредитования, строительства для молодых людей, для многодетных семей и ряд других. Поэтому дополнительной программы строительства жилья для работников бюджетной сферы пока не появится, к тому же на нее у области пока не хватает бюджетных средств. «Но мы уже начали строительство жилья для передачи по договорам социального найма, в том числе работникам бюджетной сферы, – сообщил руководитель области. – Есть еще проблема, связанная с федеральным законодательством: иногда социальное жилье может быть приватизировано. В этом случае мы теряем его. Эти вопросы нужно дорабатывать. Кроме того, строить жилье для своих работников вправе любое муниципальное образование, и никаких дополнительных актов для этого принимать не надо».

Экс-моно

Конечно, не каждый муниципалитет обладает достаточными средствами. Но даже самые проблемные города в последние месяцы обретают «второе дыхание». Так, в Волхове, который по методике Минрегиона и сегодня считается моногородом, сегодня наблюдается дефицит рабочих кадров. Причина этого – строительство нефтехимического завода на 500 тыс. тонн нефти. Он будет введен в конце этого года, а в следующем году появится вторая очередь с производством до 1 млн тонн и завод по производству кровельных материалов. Одно время на грани остановки находилось ведущее предприятие города – алюминиевый завод. Но сегодня она решена. Там прорабатывается проект по производству изделий из алюминия (вероятно, это будут диски для автомобилей). И здесь также потребуются новые рабочие места. «В Пикалево готовятся площадки и разрабатывается проектно-сметная документация под строительство деревообрабатывающего завода, тепличного комплекса, предприятия по переработке шлаков, – продолжил Валерий Сердюков. – Две-три компании, которые заявляли о намерении создать в Пикалево свои производства, отказались от этих планов, поэтому происходит замена инвесторов для создания рентабельных предприятий. Мы считаем, что здесь проблемы тоже разрешены. В более сложной ситуации находится город Сланцы с учетом ситуации на градообразующем заводе. Новые производства частично решают проблему занятости населения. Но мы работаем с Министерством экономического развития, для того чтобы поддержать город с помощью инвестиционных программ и участия федерального бюджета в создании новых производств. Инвестиционные проекты уже защищены и рассматриваются министерством.

Два кольца для двух регионов

Одним из перспективных направлений развития дорожной сети станет строительство второго автомобильного кольца вокруг Санкт-Петербурга. Нагрузка на существующую дорогу велика и уже не обеспечивает полностью транспортный поток. Руководство области и Министерство транспорта РФ обратились в правительство страны с предложением о начале разработки и выборе трассы КАД-2. «Есть два мнения о том, как должна проходить КАД-2. Одно из них – сделать второе кольцо по так называемой бетонке (А-120). Это кольцо использовалось подразделениями Министерства оборона как кольцо защиты города. Второе предложение – между «бетонкой» и КАД сделать внутреннее кольцо. Оно было бы ближе к Петербургу. Потом можно будет соединить кольца дорогами. Думаю, в этом году будет окончательно принята «идеология» второго кольца. Расчеты покажут, какой вариант предпочтительнее. Я больше склоняюсь к «бетонке». Это менее затратный вариант и более «прозрачный» по землям, по строениям. Совершенно новая трасса кольца может затронуть много частных участков земли и построек». Координационный совет по решению транспортных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области обсуждает перспективы будущей дороги, а спустя несколько месяцев начнется разработка задания на проектирование и строительство нового кольца. Оно не было бы востребованным, если бы регион переживал кризис и транспортные нагрузки не росли. Но увеличивающееся товарное производство и ширящееся строительство заставляют регион прокладывать новые дороги.
рубрика: Итоги
автор: Василий Когаловский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.