Рынок асфальтобетона Ленобласти раскатали

Рынок асфальтобетона Санкт-Петербурга и Ленобласти продолжает медленно выходить из кризиса. По оценкам производителей, объем выпуска товара в 2010 году вырос почти на 25% по сравнению с кризисным 2009 годом и составил, по разным оценкам, 4,1-4,3 млн тонн продукции, хотя и не дотянул до показателей 2008 года. Эксперты также отмечают, что цены на асфальтобетонные смеси стабилизировались и стали расти.

По сравнению с прошлым годом сегодня рынок асфальтобетонных смесей также продолжает увеличиваться, хотя и незначительно. «Это связано с ростом финансирования дорожной отрасли – строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог – из бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и восстановлением коммерческого сегмента потребления», – пояснил Александр Чукардин, начальник отдела продаж асфальтобетонных смесей ЗАО «Беатон». Сергей Павлов, начальник отдела продаж «АБЗ-1», также связывает эту тенденцию с постепенным преодолением финансового кризиса, а также с продолжением строительства крупных объектов инфраструктуры – Западного скоростного диаметра (ЗСД) и кольцевой автомобильной дороги (КАД).
Также много асфальтобетона идет на строительство Морского фасада Санкт-Петербурга, реконструкцию Приозерского шоссе, Благодатной улицы, пр. Маршала Говорова, Кронверкского проспекта и т. д.
Так, в этом году на проектирование, ремонт и содержание дорог Ленинградской области будет израсходовано 5 млрд рублей, что позволит привести в нормативное состояние около 350 км областных дорог. Еще 428 млн рублей будет освоено по программам ремонта муниципальных дорог и внутридворовых территорий райцентров.
Правительство Санкт-Петербурга выделит на капитальный ремонт дорог 2,6 млрд рублей.
Именно поэтому одной из особенностей рынка асфальтобетонных смесей является тот факт, что он развивается практически полностью за счет госбюджета – 90% спроса на асфальт определяют федеральные, городские и муниципальные адресные программы, они же являются основными движущими факторами этого рынка. Если государство притормозит вложение инвестиций в дорожную отрасль, произойдет аналогичное снижение объемов потребления асфальтобетона.

Место под солнцем


Игроки рынка отмечают, что в 2009 году рынок сократился более чем на 30%. «В основном пострадали небольшие компании, заводы которых либо были заморожены, либо выкуплены более крупными производителями. При этом общая картина изменилась незначительно», – прокомментировал ситуацию Александр Чукардин.
Всего на сегодняшний день на региональном рынке работает порядка 40 асфальтобетонных заводов. Основными игроками на асфальтобетонном рынке можно назвать концерн NCC, ОАО «АБЗ-1», ЗАО «Беатон», ЗАО «ВАД», а также компании «Дормикс» и «АБЗ-Магистраль».
ОАО «АБЗ-1» является одним из крупнейших производителей высококачественных асфальтобетонных смесей в России с возможностью выпуска 10 тыс. тонн продукции в сутки. По словам Сергея Павлова, заводы компании производят порядка 20% всех асфальтобетонных смесей на рынке Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Организация располагает шестью производственными площадками в Санкт-Петербурге, укомплектованными современными мобильными асфальтосмесительными установками, оснащенными дробильно-сортировочными комплексами.
Другим крупным игроком на рынке является ГК «Беатон», заводы которой в первом полугодии 2011 года произвели около 255 тыс. тонн, что практически на 45% больше, чем в этот же период прошлого года. «Сегодня доля ГК «Беатон» составляет 12-14% от общего объема производства асфальтобетонных смесей за 2011 год», – отметил Александр Чукардин. В арсенале компании 2 завода по производству асфальтобетонных смесей стационарного исполнения, а также 2 завода мобильного исполнения с возможностью выпуска всех видов современных высококачественных асфальтобетонных смесей, включая щебеночно-мастичный и литой асфальт.
Концерн NCC ежедневно производит около 4 тыс. тонн асфальтобетонной смеси всех видов и типов. Два асфальтобетонных завода компании размещены в районах с развитой транспортной инфраструктурой: в Авиагородке (в створе пересечения Пулковского шоссе и КАД) – стационарная асфальтовая установка WIBAU WKM 160 – и на Софийской улице (в створе пересечения Софийской улицы с КАД, напротив Южной ТЭЦ) – мобильная асфальтовая установка ASTEC DB 200.
Совсем недавно, в апреле, новое производство асфальтобетона в Ленобласти запустила ГК «Акрос». В поселок Петро-Славянка производственные мощности были перенесены из Новгородской области, где компания выполняла работы по строительству трассы Шимск – Старая Русса – Локня – Невель. На площадке расположены асфальтобетонный завод AMMANN ГК «Акрос», дробильно-сортировочная установка, офисные помещения. Для коммерческого использования и нужд собственного производства здесь же размещаются склад и перевалочная база инертных материалов. Как ранее сообщали в компании газете «Строительный Еженедельник», мощность производства будет составлять 160 тонн асфальтобетона в час. Дробильно-сортировочная установка позволяет производить такой же объем щебня.
«Планируемый объем хранимых и перерабатываемых материалов рассчитан не только для нужд собственного производства, но и для ведения коммерческой деятельности», – говорят в компании. По прошлому году доля «Акрос» на дорожно-строительном рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти, по собственной оценке компании, составляет около 4%. «Однако в этом году мы рассчитываем на долю рынка не меньше 10%. Мы уже выиграли тендеры более чем на 1,2 млрд рублей, готовимся участвовать и в других конкурсах», – сообщили в службе маркетинга «Акроса».

Асфальтобетон дорожает


«По сравнению с сезоном 2010 года в этом году цены на асфальтобетонные смеси выросли примерно на 20%, в первую очередь это обусловлено повышением цен на инертные материалы», – пояснил Александр Чукардин.
Игроки рынка свидетельствуют, что в общей стоимости полноценного устройства дорожного покрытия стоимость асфальта составляет примерно 60%.
Участники рынка воздерживаются от каких-либо прогнозов по поводу развития отрасли. Например, в ГК «Беатон» говорят о том, что прогнозы лучше делать в конце сезона. А вот в компании «АБЗ-1» уверены, что падения рынка не предвидится. «Я не ожидаю, что объемы производства асфальтобетона в Санкт-Петербурге и Ленобласти в 2011 году упадут», – подытожил Сергей Павлов.
рубрика: Обзор
автор: Екатерина Костина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.