Общественные слушания утяжеляют процесс...

«Напряженность быстро снимут с помощью закона» – это заголовок одной из статей «Строительного Еженедельника». Так считал директор управления подготовки проектов компании «Северный город» Евгений Наталенко в конце марта, через месяц после принятия Законодательным собранием закона «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Время показало, что этот оптимистичный прогноз пока не оправдывается и вряд ли оправдается.

Напомним, наличие протокола общественного обсуждения является обязательным условием для рассмотрения инвестиционного проекта на заседании ИТК. Теперь процедура общественного обсуждения включает в себя информирование граждан, проведение в очной форме слушаний, а также «сбор и рассмотрение предложений и замечаний заинтересованной общественности, выявление общественных предпочтений в отношении вариантов градостроительного решения». Строители пока не очень понимают, как эти самые предложения и замечания учитывать, какую они имеют силу и почему на это отводится такое количество времени.
Получается, что на фоне разговоров о сокращении сроков подготовки разрешительной документации на новое строительство принят такой закон, который, по мнению строителей, «утяжеляет» этот процесс. Именно этот глагол, как, очевидно, наиболее емкий, употребляют многие представители компаний-застройщиков. В этом вы можете убедиться сами.

Павел Созинов, пресс-секретарь Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
– В соответствии с новыми правилами еще ни одна из компаний, входящих в нашу ассоциацию, общественных слушаний не проводила. Но уже понятно, что они утяжеляют процедуру по времени. Тем не менее, исполнительная власть взяла окончательное принятие решений на себя, так что общественность не сможет коренным образом влиять на новое строительство.

Борис Пугачев, заместитель директора ССК «Союзпетрострой»:
– Новый закон еще надо обкатать, примерить на себя. Мое личное мнение, подчеркиваю, личное, как строителя с 48-летнем стажем, что определять, где строить, как прокладывать инженерные сети, какой этажности должна быть застройка, должно Главное архитектурно-планировочное управление, как я по старинке называю КГА. Не бедные жители должны спрашивать, не просядет ли в результате нового строительства соседний дом. Именно ГлавАПУ, руководствуясь генпланом, раньше определяло, можно ли строить в центре города. По моим наблюдениям, до 40 процентов пятен под застройку в центре города – это места попадания бомб в рядом стоявшие строения. Потому и стоят там глухие брандмауэры. И надо опять же смотреть, разбит там сквер, в котором уже выросли большие деревья, или туда бабушки собачек гулять выводят, что, конечно, им удобно. Ну и, конечно, должна существовать контролирующая служба, например, Комитет по строительству.

Николай Князев, директор по развитию ООО «Стройкорпорация «Элис»:
– С принятием нового закона пострадала оперативность разработки нормативно-строительной документации в части проведения общественных слушаний. Закон требует уточнения и разъяснений, принятия регламентов. Например, определена зона в радиусе 100 метров. Значит ли это, что частные лица, живущие дальше, не могут быть допущены на обсуждение?

Владимир Пашковский, президент Петербургской консалтинговой группы:
– В последний месяц у большинства девелоперов заботы, связанные с освоением новых пятен, удвоились или даже утроились. Это расходы на соблюдение новых формальностей и локальный PR. Есть такие, чьи департаменты развития пока переносят возросшую нагрузку, не прибегая к увеличению штата, не запрашивая у руководства новых бюджетов. Но даже высокой квалификации их персонала, очевидно, не хватит, чтобы развернуть вспять стихию общественных настроений. Ибо первопричина расходов, конечно, не закон 114-20, а рост протеста. Сегодня общественный протест – обыденная аура девелопмента. Он стал верным признаком инвестиционной привлекательности территории и естественной средой обитания агрессивного бизнеса. Нет протеста – значит, где-то не там ты выбрал пятно, какой-то неинтересный дом собрался строить. Протест помогает бизнесу быть в хорошей форме. Жить в условиях протеста инвестору и застройщику трудно, но почетно.
Нынешний протест имеет мало общего с протестным голосованием на выборах или всероссийскими стачками прошлых лет, он – элемент социальной и экономической стабилизации. Протест против уплотнительной застройки, это, во-первых, естественная эмоциональная реакция мини-сообщества (двора, квартала, района) на угрозу вторжения в духовный мир, субкультуру. Чем более развита субкультура, тем мощнее защитная реакция. Нет реакции – значит, нечего защищать. Во-вторых, протест – это осознанная реакция жителей на угрозу передела материальных благ. За потерю рекреационных зон, парковок, за усиление конкуренции в борьбе за места в поликлиниках, школах, в общественном транспорте застройщику, а в его лице всем жителям нового дома старожилы выставляют счет. Счет не выставили – значит, благ в квартале нет. Нет того, из чего складывается инвестиционная привлекательность территории.

Алексей Кайдалов, заместитель генерального директора СК «Петербургская недвижимость:
– Прежняя процедура проведения общественных слушаний была достаточно жестко регламентирована: управление инвестиций делало запрос в территориальное управление по месту нахождения участка под застройку. ТУ определяло газету, через которую нужно информировать население, назначало время и место проведения слушаний, на которых должны присутствовать представители как ТУ, так и муниципального образования.
Новая процедура слушаний серьезно утяжелилась во временном смысле. Если суммировать все сроки, от оповещения населения через местные СМИ до протокола результатов обсуждений, согласование с общественностью займет два – два с половиной месяца. Сейчас мы с большим скрипом готовим пакет документов за 11 месяцев, а ведь строительство – наш основной бизнес, и сбором документации в компании занимается целая команда. Почему экспозиция должна длиться 20 дней? Почему сбором предложений и замечаний надо заниматься тоже 20 дней? Активная часть населения выскажется сразу. А выдерживать общественность, чтобы в ней «забродило» – не думаю, что это положительный момент. Ведь и город строит, и ему тоже необходимо пройти те же шаги.

Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– На мой взгляд, действия депутатов противоречивы: на словах они ратуют за интересы избирателей, в то же время создавая бюрократические сложности, которые, несомненно, утяжелят и удлинят процедуру согласований. Но закон есть закон. И мы обязаны его исполнять.

Автор: ГАЛИНА СЕРГЕЕВА
рубрика: Конфликты и споры
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.