Готовь бюджет весной
Власти Ленинградской области начали разработку проекта бюджета 2005 года. По мнению финансистов, бюджет-2005 имеет особое значение, и прежде всего потому, что с начала 2006 года вступает в силу новая редакция федерального закона, касающегося общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, областной бюджет 2005 года станет «переходным» бюджетом, который необходимо уже сегодня строить в соответствии с основными положениями проводимой реформы. Ее суть заключается в переходе от финансирования затрат к финансированию бюджетных услуг. Выстроенные по-новому бюджетные отношения должны основываться не на массированной оплате совокупных затрат, например на здравоохранение или образование, а на адресном обеспечении каждому жителю России государственных гарантий на услуги медицины, образования и прочих прав гражданина.
Льготы – адресатам
Наиболее существенные изменения внесены в статьи, определяющие принципы финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения. Исходя именно из адресного подхода, подчеркнул губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, и должны сегодня создаваться в каждом подразделении Правительства Ленинградской области заявки на бюджетное финансирование работ в 2005 году.
«Каждая льгота, каждая субсидия должны иметь своего конкретного адресата. Нельзя мириться с тем, что материальную помощь на оплату коммунальных услуг получают люди, фактически проживающие в Петербурге и лишь зарегистрированные в области. В то же время задолженность областных жителей перед ЖКХ не уменьшается. Нет рационального объяснения и тому, что десятки тысяч жителей Ленинградской области трудоспособного возраста, представляясь гражданами, не имеющими каких-либо доходов (что уже само по себе странно), пользуются услугами бесплатного, или, говоря точнее, оплаченного из бюджета медицинского обслуживания», – считает губернатор.
Для того чтобы искоренить это, необходимо четко наладить учет реальных доходов каждого конкретного человека, нужны экономически обоснованные тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, борьба за снижение их себестоимости.
Секвестр желаний
Примеров неэффективного использования бюджетных средств, подобных приведенным выше, еще немало. «А ведь мы, – говорит Валерий Сердюков, – должны вместо этого бездумного расходования денег строить больницы, школы и театры, оказывать жителям Ленинградской области квалифицированную медицинскую помощь, создавать все условия для нормальной жизни, труда, учебы и отдыха».
Поэтому глава областной администрации подверг резкой критике проявившуюся в последнее время тенденцию закладывать в бюджет завышенные, плохо аргументированные расходы, в привычном расчете на то, что, попросив в два раза больше, получишь сколько надо. Подобной практике, считают в областном правительстве, пора положить конец. Именно на это направлены предпринимаемые сегодня в России попытки реформирования бюджетного процесса, пересмотр самой структуры федерального и региональных бюджетов. Не желание заручиться максимально полной финансовой поддержкой из федерального или регионального бюджетов должно превалировать сегодня в заявках отраслевых комитетов на финансирование в 2005 году, а четкое соотнесение заявок с социальными стандартами. Тем более, что практика разработки стандартов уже существовала в Ленинградской области. Видимо, настало время вернуться к «хорошо забытому старому» и пересмотреть стандарты в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. К такому мнению пришли многие участники совещания, в ходе которого были самым внимательным образом рассмотрены все положения новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Отныне, подчеркнул Валерий Сердюков, этот документ должен стать «настольной книгой» каждого специалиста областного правительства, участвующего в разработке проекта бюджета Ленинградской области 2005 года.
СПРАВКА
Доходы областного бюджета-2004 должны составить 12,67 млрд рублей (без учета поступлений федеральных средств), расходы ориентировочно составят 14,48 млрд рублей. Планируемый дефицит – 1,813 млрд рублей, или 14,3 процента от собственных доходов.
Налоговые доходы бюджета запланированы в объеме около 12 млрд рублей. Из них 65,87 процента приходится на долю налогов на прибыль предприятий и физических лиц. Основные расходные статьи – дотации бюджетам муниципальных образований – 4,18 млрд рублей, или 28,8 процента всей расходной части, расходы на социальную сферу – 5,71 млрд рублей (39,5 процента), образование – 2,5 млрд рублей (17,5 процента), здравоохранение – 2,25 млрд рублей (15,5 процента). Верхний предел государственного долга региона на 1 января 2005 года установлен в сумме 3,829 млрд рублей. В следующем году область должна завершить выплаты по синдицированному кредиту, остаток долга на 2004 год составляет $10 млн. Доходы консолидированного бюджета Ленобласти на 2004 год прогнозируются в объеме 18,206 млрд рублей (14 процентов валового регионального продукта). Расходы консолидированного бюджета региона прогнозируются в 2004 году в объеме 20,533 млрд рублей.
Деньги – детям
Ленинградская область подвела итоги исполнения бюджета за первые четыре месяца этого года. Они оказались не очень утешительными. Первые три-четыре месяца в исполнении бюджета традиционно являются наиболее сложным периодом, когда поступление доходов отстает от реальных финансовых потребностей региона. В последние дни основные средства областного бюджета аккумулировались на заработную плату бюджетников. С этой целью, в частности, в муниципальные образования направлено 56,3 млн рублей для работников дошкольных учреждений. Накануне праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне – оказана финансовая помощь территориальным советам ветеранов. По распоряжению губернатора Валерия Сердюкова из резервного фонда Правительства Ленобласти поощрена воинская часть, успешно выполнившая свои служебные задачи в особо сложных условиях.
Более 4,2 млн рублей направлены областным Комитетом финансов в виде капиталовложений в социальную и хозяйственную сферы региона. Они пойдут на обеспечение строительства второй очереди школы в Новой Ладоге, оплату работ, выполненных в сертоловской школе и поликлинике Подпорожья, реконструкцию водопроводных сетей в Волосово.
Бокситогорский и Сланцевский районы получили в общей сложности около 3 млн рублей в качестве дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Около 18 млн рублей перечислено за услуги компаний по поставкам угля для нужд Бокситогорского, Выборгского, Кировского, Ломоносовского, Лужского, Приозерского, Подпорожского районов, а также Новой Ладоги и Волхова. Из средств областного бюджета оплачены расходы средней школы-интерната в Юкках за газ и детского оздоровительного центра «Маяк» – за дизельное топливо.
Автор: Павел Никифоров
Таким образом, областной бюджет 2005 года станет «переходным» бюджетом, который необходимо уже сегодня строить в соответствии с основными положениями проводимой реформы. Ее суть заключается в переходе от финансирования затрат к финансированию бюджетных услуг. Выстроенные по-новому бюджетные отношения должны основываться не на массированной оплате совокупных затрат, например на здравоохранение или образование, а на адресном обеспечении каждому жителю России государственных гарантий на услуги медицины, образования и прочих прав гражданина.
Льготы – адресатам
Наиболее существенные изменения внесены в статьи, определяющие принципы финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения. Исходя именно из адресного подхода, подчеркнул губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, и должны сегодня создаваться в каждом подразделении Правительства Ленинградской области заявки на бюджетное финансирование работ в 2005 году.
«Каждая льгота, каждая субсидия должны иметь своего конкретного адресата. Нельзя мириться с тем, что материальную помощь на оплату коммунальных услуг получают люди, фактически проживающие в Петербурге и лишь зарегистрированные в области. В то же время задолженность областных жителей перед ЖКХ не уменьшается. Нет рационального объяснения и тому, что десятки тысяч жителей Ленинградской области трудоспособного возраста, представляясь гражданами, не имеющими каких-либо доходов (что уже само по себе странно), пользуются услугами бесплатного, или, говоря точнее, оплаченного из бюджета медицинского обслуживания», – считает губернатор.
Для того чтобы искоренить это, необходимо четко наладить учет реальных доходов каждого конкретного человека, нужны экономически обоснованные тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, борьба за снижение их себестоимости.
Секвестр желаний
Примеров неэффективного использования бюджетных средств, подобных приведенным выше, еще немало. «А ведь мы, – говорит Валерий Сердюков, – должны вместо этого бездумного расходования денег строить больницы, школы и театры, оказывать жителям Ленинградской области квалифицированную медицинскую помощь, создавать все условия для нормальной жизни, труда, учебы и отдыха».
Поэтому глава областной администрации подверг резкой критике проявившуюся в последнее время тенденцию закладывать в бюджет завышенные, плохо аргументированные расходы, в привычном расчете на то, что, попросив в два раза больше, получишь сколько надо. Подобной практике, считают в областном правительстве, пора положить конец. Именно на это направлены предпринимаемые сегодня в России попытки реформирования бюджетного процесса, пересмотр самой структуры федерального и региональных бюджетов. Не желание заручиться максимально полной финансовой поддержкой из федерального или регионального бюджетов должно превалировать сегодня в заявках отраслевых комитетов на финансирование в 2005 году, а четкое соотнесение заявок с социальными стандартами. Тем более, что практика разработки стандартов уже существовала в Ленинградской области. Видимо, настало время вернуться к «хорошо забытому старому» и пересмотреть стандарты в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. К такому мнению пришли многие участники совещания, в ходе которого были самым внимательным образом рассмотрены все положения новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Отныне, подчеркнул Валерий Сердюков, этот документ должен стать «настольной книгой» каждого специалиста областного правительства, участвующего в разработке проекта бюджета Ленинградской области 2005 года.
СПРАВКА
Доходы областного бюджета-2004 должны составить 12,67 млрд рублей (без учета поступлений федеральных средств), расходы ориентировочно составят 14,48 млрд рублей. Планируемый дефицит – 1,813 млрд рублей, или 14,3 процента от собственных доходов.
Налоговые доходы бюджета запланированы в объеме около 12 млрд рублей. Из них 65,87 процента приходится на долю налогов на прибыль предприятий и физических лиц. Основные расходные статьи – дотации бюджетам муниципальных образований – 4,18 млрд рублей, или 28,8 процента всей расходной части, расходы на социальную сферу – 5,71 млрд рублей (39,5 процента), образование – 2,5 млрд рублей (17,5 процента), здравоохранение – 2,25 млрд рублей (15,5 процента). Верхний предел государственного долга региона на 1 января 2005 года установлен в сумме 3,829 млрд рублей. В следующем году область должна завершить выплаты по синдицированному кредиту, остаток долга на 2004 год составляет $10 млн. Доходы консолидированного бюджета Ленобласти на 2004 год прогнозируются в объеме 18,206 млрд рублей (14 процентов валового регионального продукта). Расходы консолидированного бюджета региона прогнозируются в 2004 году в объеме 20,533 млрд рублей.
Деньги – детям
Ленинградская область подвела итоги исполнения бюджета за первые четыре месяца этого года. Они оказались не очень утешительными. Первые три-четыре месяца в исполнении бюджета традиционно являются наиболее сложным периодом, когда поступление доходов отстает от реальных финансовых потребностей региона. В последние дни основные средства областного бюджета аккумулировались на заработную плату бюджетников. С этой целью, в частности, в муниципальные образования направлено 56,3 млн рублей для работников дошкольных учреждений. Накануне праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне – оказана финансовая помощь территориальным советам ветеранов. По распоряжению губернатора Валерия Сердюкова из резервного фонда Правительства Ленобласти поощрена воинская часть, успешно выполнившая свои служебные задачи в особо сложных условиях.
Более 4,2 млн рублей направлены областным Комитетом финансов в виде капиталовложений в социальную и хозяйственную сферы региона. Они пойдут на обеспечение строительства второй очереди школы в Новой Ладоге, оплату работ, выполненных в сертоловской школе и поликлинике Подпорожья, реконструкцию водопроводных сетей в Волосово.
Бокситогорский и Сланцевский районы получили в общей сложности около 3 млн рублей в качестве дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Около 18 млн рублей перечислено за услуги компаний по поставкам угля для нужд Бокситогорского, Выборгского, Кировского, Ломоносовского, Лужского, Приозерского, Подпорожского районов, а также Новой Ладоги и Волхова. Из средств областного бюджета оплачены расходы средней школы-интерната в Юкках за газ и детского оздоровительного центра «Маяк» – за дизельное топливо.
Автор: Павел Никифоров
рубрика:
Перспективная область
