Из трубы в море

Строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) можно считать завершенным. Мощность «трубы» концу 2004 года возрастет до 62 млн тонн.

Первая очередь Балтийской трубопроводной системы и нефтяного терминала порта Приморск мощностью 12 млн тонн нефти в год была сдана в эксплуатацию в декабре 2001 года. В ноябре 2003 года мощность экспортного коридора была расширена до 30 млн тонн. Сейчас ведутся работы по увеличению прокачки через БТС и Приморск до 42 млн тонн нефти. По планам компании «Транснефть», которая владеет портом, этот показатель должен быть достигнут в начале 2004 года. Ранее «Транснефть» планировала довести мощность БТС до 62 млн тонн в 2005 году. Суммарная стоимость расширения трубопроводной системы и порта оценивается в $1,2 млрд. По сути, за три года Россия получила новый экспортный порт Приморск, расположенный в Ленинградской области. «Транснефть» строит БТС как за счет собственных средств, так и за счет кредитов. В июне прошлого года монополия подписала соглашение со Сбербанком о предоставлении займов на общую сумму до $900 млн. В прошлом году банк выделил компании два кредита на общую сумму 20 млрд рублей. Первый из них (10 млрд) – сроком на пять лет – был привлечен в июне. Половину этих денег «Транснефть» взяла в рублях по ставке 10,5 процента годовых, а половину – в долларах США по ставке Libor + 3,5 процента. А в октябре Сбербанк открыл монополии трехлетнюю кредитную линию на 10 млрд рублей под 10 процентов годовых в рублях. В мае этого года было заключено соглашение об очередном кредите в 6,5 млрд рублей по ставке всего 7,5 процента.
В конце прошлого года Правительство Ленинградской области утвердило схему градостроительного развития Морского торгового порта Приморск. На территории порта предполагается создать два специализированных района. Район «Ермиловский» будет сориентирован на перегрузку нефти и нефтепродуктов (потенциальный грузооборот до 110 млн тонн в год), а «Высокинский» отводится для перегрузки сжиженных газов, спецгрузов и генеральных грузов (потенциальный грузооборот – до 25 млн тонн). Таким образом, суммарный грузооборот порта Приморск может составить до 130 – 140 млн тонн в год.

«Сургут» динамит область

Компания «Сургутнефтегаз» заявила об отказе от одного из самых крупных инвестиционных проектов в Ленинградской области – строительства нефтеперерабатывающего завода в Приморске стоимостью $3,5 млрд. Вице-президент компании Вадим Сомов заявил, что строить НПЗ в отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры экономически нецелесообразно. Меморандум о строительстве в Приморске НПЗ мощностью 7-8 млн тонн в год и нефтетерминала мощностью 10 млн тонн «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» подписали с администрацией Ленобласти еще летом 2002 года. В течение двух лет руководители обеих компаний неоднократно подтверждали свои намерения. Однако в конце 2003 года заявку на строительство терминала без НПЗ подала только «Роснефть».
Это не первый нереализованный проект компании «Сургутнефтегаз». В июле 1996 года эта же компания получила от Минтранса России разрешение на строительство терминала по перевалке светлых нефтепродуктов в бухте Батарейная. Изначально его планировалось ввести в эксплуатацию вместе с комплексом глубокой переработки нефти в Киришах.

Автор: Павел Никифоров
рубрика: Перспективная область
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.