ЖКХ: дебаты продолжаются

На прошедшей неделе депутаты Законодательного собрания приступили к обсуждению поправок к пакету законов о реформе ЖКХ. Несмотря на готовность Смольного идти на всякого рода мелкие уступки депутатам и обещание последних не затягивать принятие документов, были рассмотрены поправки только к одному закону – «О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге».

Депутаты решили увеличить норму для одиноких граждан до 36 кв. метров, для семьи из двух человек – до 50 метров, для семей из трех и более человек – до 20 метров на каждого. Социальная норма для жильцов коммунальных квартир – 25 «квадратов» на одного проживающего и 18 метров на каждого члена семьи, если в комнате проживает больше двух человек. Рассмотрение следующего закона – «О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» – так и не было завершено.
Понятно, что принимать непопулярные меры никому не хочется. Тем более депутатам, которые во многом зависят от настроения избирателей. Вместе с тем, законы приняты к рассмотрению и, рано или поздно, за них голосовать придется. Вопрос в том, как скоро это произойдет и что мы получим на выходе. Депутаты не отрицают самой необходимости проведения реформы ЖКХ. Главное – с чего начать? Администрация предлагает: с очередного, причем, многократного повышения тарифов. Большая часть депутатов считает, что надо начинать с повышения качества услуг, а уж затем поднимать тарифы. К чему мы придем в итоге, узнаем уже скоро. Вместе с тем, первый шаг депутатов, предпринятый ими во время предыдущего обсуждения – поручить контрольно-счетной палате провести экспертизу экономической обоснованности ставок и цен, кажется вполне логичным и оправданным.

Что дальше?
Один из главных выводов, к которому пришли эксперты КСП: «Региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг – 33,4 рубля на 1 кв. метр общей площади – не соответствует федеральному стандарту предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установленному Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522 для Санкт-Петербурга, поскольку превышает его на 9,1 рубля или на 37,4 процента».
Главный лозунг нынешнего городского Правительства – приведение региональных законов в соответствие с федеральными нормами – нарушается им же самим в одном из первых внесенных законов. И как это понимать? По идее, уже один этот вывод должен послужить к возврату пакета законов на доработку и приведение всех нормативов в соответствие с федеральными установками. Но читаем экспертное заключение дальше и видим, что новый региональный стандарт – не единственное нарушение. Экспертиза экономической обоснованности изменения ставок, обязательная при повышении тарифов, проведена ЗАО «Аудиторская фирма «Консалт» некачественно, с допущением арифметических ошибок. В затраты включены расходы на содержание КСЖФ, не относящиеся к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда. Расходы на содержание лестничных клеток завышены не менее, чем в 1,3 раза. В расчеты нормативов включена сметная прибыль обслуживающих организаций в размере 10 процентов. Все эти нарушения не позволяют, по мнению экспертов КСП, считать результаты экспертизы фирмы «Консалт» экономическим обоснованием предложенных тарифов. Еще один казус разработанных законов – отсутствие утвержденных санитарных норм и правил в нашем городе. То есть, тариф за уборку лестниц и дворовых территорий устанавливается, мягко говоря, «с потолка». Норм-то нет. Более того, все огромные средства, которые предполагается собирать с жителей Петербурга, в нарушение требований федерального законодательства не учитываются в бюджете. С 2004 года они фиксируются на счетах ВЦКП ЖК и оттуда же направляются на оплату услуг непосредственно в районные ГУ «Жилищное агентство». Одним словом, проконтролировать финансовые потоки, проходящие через Жилищный комитет, практически, нереально.
Аудиторы КСП предлагают начать реформы со снижения издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг, повышения их качества, обязательного внесения всех доходов и планируемых расходов в закон о бюджете, а также повышения ставок оплаты жилья в два этапа. Эти меры позволят снизить негативные последствия повышения тарифов и избежать социального взрыва.
Реформа начнется
Вице-губернатор Олег Виролайнен уверен, что пакет законов о реформе ЖКХ будет принят без особых изменений. Конечно, обсуждение поправок будет проходить трудно, так как никому не хочется принимать на себя ответственность за непопулярные решения. Но депутаты понимают, уверен вице-губернатор, что непринятие законов приведет к полному развалу системы ЖКХ.
Новые законопроекты – это попытка привести в норму соотношение жилищных и коммунальных услуг. Сегодня только за весь комплекс услуг. В свое время депутаты позволили бесконтрольно увеличивать плату монополистам, и сегодня они забирают 85 процентов всей платы за жилье, а жилищникам остается только 15. Для снижения платы за коммунальные услуги с нынешнего года введено лимитирование потребления тепла и воды. «Результаты получили уже в первом квартале, – утверждает Олег Виролайнен.– На 10 млн рублей сократилась задолженность по воде по сравнению с первым кварталом прошлого года. Мы сэкономили порядка 9 процентов тепла. В настоящее время готовится документ по оптимизации расходов в жилищном комплексе. Говорить горожанам, что мы тупо идем по пути повышения тарифов, неправильно. Это первый шаг, который потянет за собой массу других мероприятий, цель которых – введение рыночных отношений в ЖКХ. Вот об этом и стоит писать в СМИ».

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Тенденции и прогнозы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.