Банки заставят рекламироваться по-честному

На минувшей неделе сразу три банка предложили потребителям потребительских кредитов удешевленные финансовые продукты. Одновременно, этим сегментом рынка заинтересовались государственные надзорные органы, которые незамедлительно обвинили банки в искажении информации. Антимонопольная служба обвинила финансистов в том, что в рекламе они занижают свои процентные ставки минимум в два раза.

Новые, более дешевые кредиты предложены целым рядом банков. И если условия у всех них различные, то все продукты схожи в одном: на оформление кредита требуется не более часа. Конкуренция на рынке потребительского кредитования становится все острей. Сегодня уже невозможно найти финансовую организацию, которая бы не выдавала «ссуды на покупку». «Бум» кредитования на покупку техники или автомобиля, переходит в «бум» нецелевого кредитования. Не- целевые потребительские кредиты выдаются банками, как правило, на суммы свыше $400. Требования к заемщику унифицированы и доступны большинству дееспособных петербуржцев.
Экспресс-кредитование удобно не только потребителям, но и банки окупают раздачу денег за счет массового предоставления кредитов. Оформление, как правило, занимает не более часа и не требует от заемщика документов или поручительств. Отличительная особенность таких кредитов – высокие процентные ставки.
В Петербурге активно работают филиалы московских банков, постоянно появляются новые игроки, готовые создать им серьезную конкуренцию, заявляющие о своих амбициях на рынке массового кредитования. Рынок-то – очень интересный.
Однако кроме самих банков потребительскими кредитами заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая намерена заняться расчетом реальных процентов по ссудам. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. В конце прошлого месяца ФАС приняла решение провести исследование банковской рекламы. «Цель исследования – посчитать реальный процент по каждому банку», – сказал Андрей Кашеваров. Он пояснил, что банки, как правило, рекламируют потребительские кредиты по средней ставке 18–20 процентов годовых.
В то же время, если учитывать взносы за обслуживание и схему погашения плата за «пользования деньгами» удваиваится и утраивается. «Это скрыто от глаз населения и является формой недобросовестной конкуренции», – подытожил г-н Кашеваров.
Агрессивная реклама, в которой фигурируют лишь десятая часть стоимости товара и 10 процентов платы за кредит, убеждает неискушенного покупателя в необыкновенной доступности и выгодности покупки в кредит. Указанные цифры не идут ни в какое сравнение с 19 процентами, которые обещает Сбербанк и, тем более, с 29 процентами некоторых других крупных банков. А вот если привести условия кредитования Сбербанка и других лидеров потребительского кредитования «к общему знаменателю» или к годовой эффективной процентной ставке, то предпочтения могут измениться.
Возьмем, к примеру, активно рекламируемую схему кредитования в торговых сетях, специализирующихся на продаже бытовой техники. Условия таковы: при покупке товара клиент платит 10 процентов стоимости товара и потом в течение года ежемесячно выплачивает по 10 процентов. Таким образом, к моменту погашения кредита покупка стоит 130 процентов первоначальной стоимости. Если же учитывать, что проценты начисляются на непогашенный остаток выданного кредита – стоимость его погашения составит 57 процентов годовых.
Случается, что банк объявляет реальную ставку по кредиту, соответствующую рыночной, например, 29 процентов годовых по рублевым кредитам. Это выше, чем у того же Сбербанка, но с учетом возможности получения кредита за 15 минут без поручителей и приобретения понравившегося товара прямо сейчас, такие условия пользуется спросом. Однако если озаботится внимательным изучением договора по кредитованию и тарифов, получится, что помимо возврата суммы основного долга и выплаты процентов за кредит банком предусмотрена комиссия за расчетно-кассовое обслуживание в размере 1,9 процента от суммы предоставленного кредита. Она взимается ежемесячно, независимо от погашения основного долга. И сумма этих комиссионных при среднем, наиболее популярном кредите в 20–30 тыс. рублей, оказывается в итоге даже больше процентов, выплачиваемых за кредит. Более того, если заемщик решит порвать этот кабальный договор и, поднатужившись, досрочно погасит ссуду, он за это будет наказан теми же 1,9 процентами от суммы полученного кредита.

СПРАВКА

По данным исследования «Потребительское кредитование в России», проведенное маркетинговым агентством BusinessVision, только 28 процентов россиян при крупных покупках не нуждаются в кредитах. К такому выводу пришли исследователи, опросив 3 900 человек (репрезентативный опрос жителей крупнейших городов России). В ходе исследования была выявлена структура обращения к потребительскому кредитованию (по количеству обращений): бытовая техника – 41 процент, компьютерная техника – 37 процентов, одежда (шубы, дубленки) – 15 процентов, автомобили – 6 процентов.

Автор: Григорий Песков
рубрика: Конфликты и скандалы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.