Хочешь АЗС – плати акцизы

Состоявшееся недавно совещание нефтетрейдеров с руководством города разворошило множество проблем. Предполагалось обсудить проведение торгов, намеченных на начало августа. Однако выяснилось, что из пяти участков выставлены могут быть только три: на Приморском шоссе, 38 км, в Невском районе (на пересечении улиц Юннатская и Караваева) и на Народной улице (слева от съезда с Володарского моста), а по двум еще предстоит расторгнуть договоры аренды.

Торги будут проводиться по полному пакету. Но пакетов таких у городского руководства совсем немного, поэтому то и дело раздаются призывы к нефтяникам такие пакеты сдавать в управление инвестиций. За это обещают выплатить 5 процентов от стоимости проданного участка ($300-500 тыс.). По словам нефтетрейдеров, подготовка пакета документов «официально» стоит от 400 до 600 тыс. рублей, «неофициально» – гораздо больше. И компенсация в $15-25 тыс. их не устраивает. Ведь никто не гарантирует, что они станут победителями торгов. Однако путей решения проблемы не видно. Как сказал президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин, проблема в том, что городу выставлять на торги нечего, все зависит от нефтяников: «Не передадите пакеты – не будет ни компенсаций, ни «пятен».
Осенью правительство планирует выставить на торги еще восемь участков – два в Ломоносове и по одному в Красногвардейском, Петродворцовом, Калининском, Московском, Фрунзенском и Приморском районах. До конца года число прошедших через торги участков может дойти до 20–30. Продаваться они будут не лотами, а по отдельности.
Вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что к торгам будут допущены только нефтетрейдеры, выплачивающие акцизы в городской бюджет. По данным президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, таких компаний – 16. В их числе – «Несте», «ЛУКОЙЛ», «ПТК» и «Славнефть». Вице-губернатор Петербурга так объясняет родившееся у города решение: «АЗС – это не только точка, где торгуют топливом. Строительство станции имеет свои экологические, градостроительные и социальные аспекты (народу не всегда хочется иметь АЗС поблизости). Акцизы служат компенсацией затрат на урегулирование появляющихся проблем». Коллегу поддерживает вице-губернатор Юрий Молчанов: «Я бы ввел сюда понятие лояльности к городу и его населению. Все-таки мы строим бизнес не на необитаемом острове».
С нефтетрейдерами, которые только собираются прийти на петербургский топливный рынок, и, естественно, пока не платят акцизы в городской бюджет, власти пообещали решать вопрос об участии в торгах в индивидуальном порядке. По реакции сидевших в зале нефтяников стало понятно, что такой «порядок» может привести к судебным искам со стороны давно работающих в городе компаний, интересы которых, по их мнению, будут ущемлены. Больной вопрос для нефтяников – особые отношения городского правительства с компанией «ЛУКОЙЛ». Напомним, Правительство Санкт-Петербурга в апреле заключило соглашение с этой компанией о стратегическом партнерстве, в котором власти города обязались предоставить ей целевым образом 60 «пятен» под застройку АЗС, а «ЛУКОЙЛ» – направить около $100 млн на развитие городской инфраструктуры , а также ежегодно выделять $1 млн на социальные проекты. Нефтетрейдеров интересует, будут ли заключаться подобные соглашения с другими компаниями. Ответ властей весьма туманен: «Стратегические компании – те, которые участвуют во всех отраслях города. «ЛУКОЙЛ» открывает свой порт, участвует в строительстве и реконструкции крупных объектов, собирается построить в городе два завода, в том числе по производству машинных масел, помогает в решение социальных проблем. Если есть еще подобные компании, то можно вести разговор о стратегическом партнерстве». Однако, Олег Ашихмин заявил, что руководитель антимонопольного ведомства РФ Олег Коломийченко на запрос, инициированный нефтяными компаниями, ответил, что все участки будут предоставляться только на конкурсной основе через торги. Предоставление целевым способом кануло в Лету.
Еще одна проблема – отсутствие плана строительства АЗС в городе. Реального числа построенных АЗС не знает никто, сколько станций нужно еще – тоже. По словам Олега Ашихмина, в настоящее время в Санкт-Петербурге работают около 266 АЗС. На рынке города представлены 26 крупных топливных компаний, имеющих более двух автозаправок и 12–14 мелких, владеющих одной АЗС. По разным оценкам, городу необходимо еще порядка 250 АЗС. Однако из 120 «пятен» под АЗС при ближайшем рассмотрении реально начать строительство можно только по 40–60 «пятнам», а в остальных случаях существуют препятствия в виде недостаточной технической безопасности объекта.
Город не считает нужным тратить бюджетные деньги на разработку такой программы, но если нефтетрейдеры спонсируют это мероприятие, то, по словам Александра Вахмистрова, «можно договориться».
Откликнутся ли нефтяники на этот призыв городского правительства – пока неизвестно. Сейчас у них другие заботы – подготовка к торгам. Ведь только там будут ясны реальные условия аукциона (сумма залога и порядок последующей оплаты участка). Распоряжение о проведении торгов было принято на заседании городского правительства на минувшей неделе. После подготовки всех необходимых решений, через 5–7 дней будет официально объявлена дата их проведения.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Cобытия и комментарии
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.