Стратегический вектор останется прежним
На минувшей неделе в Смольном произошла кадровая перестановка. Вместо ушедшего в губернаторские советники по инвестициям Андрея Михайленко новым председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам стал Максим Соколов, который ранее занимал пост генерального директора «Корпорации С», и на общественных началах является вице-президентом Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Свое первое интервью в новом качестве г-н Соколов дал газете «Строительный Еженедельник».
– Максим Юрьевич, Ваше назначение председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам произошло очень быстро. Было ли оно и для Вас таким же неожиданным?
– Предложение возглавить Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) я получил от вице-губернатора Юрия Вячеславовича Молчанова, своего нынешнего руководителя. Я был с ним немного знаком в начале 90-х годов, когда учился в госуниверситете, а он работал там проректором. Но с тех пор мы практически не общались, и для меня его предложение, честно скажу, стало неожиданным, но в то же время приятным.
– Произойдет ли какая-либо корректировка целей, стратегии возглавляемого Вами комитета?
– Основная цель нашего комитета – формирование и реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере инвестиций, координация деятельности исполнительных органов власти в этой области. Кроме этого, в нашу задачу входит разработка программы стратегических, приоритетных для города инвестиционных проектов, их подготовка, сопровождение и реализация. Стратегический вектор инвестиционной политики города остается прежним – обеспечение максимального роста российских и иностранных инвестиций на базе развития инвестиционной привлекательности города.
– В некоторых кругах бытуют слухи о том, что Ваше назначение якобы инициировано президентом Группы ЛСР Андреем Молчановым. Не будут ли ЛСР, «Корпорация С», или другие входящие в состав Ассоциации домостроителей фирмы получать определенные преференции в своей деятельности?
– Что касается Андрея Юрьевича Молчанова, то, во-первых, он узнал о моем назначении от меня лично. Следовательно, говорить о влиянии ЛСР в этом вопросе абсолютно неверно. Более того, если бы так было, я, скорее всего, отказался бы от этой должности. Во-вторых, нас действительно связывают дружеские отношения, зародившиеся в том же госуниверситете. Однако они носят характер университетского братства, мы оба, в частности, состоим в Ассоциации выпускников «Содружество» экономического факультета госуниверситета, активно его поддерживаем. И наши дружеские отношения таковыми и останутся, а наши деловые контакты всегда были разные – у каждого свой бизнес. Между тем, я не исключаю, что какие-то точки соприкосновения с Группой ЛСР могут возникнуть, потому что это одна из крупнейших компаний не только на рынке Санкт-Петербурга, но и России. Но говорить, что Группе ЛСР или любой другой фирме, в том числе «Корпорации С», где 28 июня я сложил с себя полномочия генерального директора, будут оказываться какие-то преференции ни в коем случае нельзя. Мы будем выстраивать равные и конструктивные отношения со всеми участниками инвестиционно-строительного рынка Санкт-Петербурга. Тем более, что масштаб стратегических проектов предусматривает объем инвестиций в размере $50–100 млн, который ни одна из действующих на петербургском рынке компаний «поднять» в одиночку не в состоянии. Таким образом, никаких преференций, никаких моих пересечений с бизнесом, позволяющих бросить тень на репутацию городского правительства, в целом, быть не может.
– Могут ли, на Ваш взгляд, петербургские инвестиционно-строительные компании для реализации конкретных стратегических проектов создавать какие-либо консорциумы?
– Теоретически такое возможно, но любой вопрос должен быть тщательно подготовлен. Пока же, как мне кажется, местные компании для этого не созрели.
– Но ведь когда они созреют, место окажется занятым иногородними и иностранными инвесторами.
– Это вполне может произойти, но это бизнес. Выиграет тот, кто в сложившейся ситуации примет наиболее адекватные и быстрые решения.
– В Ассоциации домостроителей Вы курировали блок взаимоотношений с органами государственной власти. Удалось ли, по Вашему мнению, установить между властью и бизнесом нормальные отношения?
– Пока решения о моем уходе с поста вице-президента Ассоциации домостроителей не принято и, в принципе, ничего страшного в таком совмещении нет, напротив, этот факт может быть достаточно эффективно использован для позитивного развития города. Но и сегодня глубина поднимаемых бизнесом проблем и восприятие их чиновниками, многие из которых еще недавно в этом бизнесе работали, позволяют говорить, что определенное доверие и взаимопонимание достигнуто. В частности, на днях в Смольном состоялось совещание по проблемам Агентств по развитию территорий, своего рода встреча «без галстуков». Ее итогом должна стать подготовка КУГИ соответствующего документа, который, пройдя через сито общественного обсуждения, будет вынесен в ближайшее время, я надеюсь, на рассмотрение городского правительства.
В целом необходимо добиваться создания эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса на всех уровнях, начиная с губернатора как главы исполнительной власти, заканчивая рядовыми сотрудниками всех отраслевых комитетов.
– Тем не менее, нельзя отрицать наличие в инвестиционной сфере административных преград.
– Отрицать их наличие, конечно, нельзя, но административные барьеры существуют в любой мировой экономике и при любом общественно-политическом строе. Однако эффективность работы команды управленцев зависит от того, как быстро эти преграды могут быть устранены и какой срок на их преодоление в той или иной ситуации будет считаться нормативным. Сейчас мы видим, что сроки согласования документов по многим волнующим инвесторов-застройщиков позициям сокращаются, административные барьеры снимаются. Например, многие инвесторы знают, насколько тяжело зарегистрировать кондоминиум после ввода дома в эксплуатацию и вычеркнуть тем самым проект из своей проблемной книжки. КЗР предложил механизм, и, как заметила губернатор, КЗР должен нести ответственность за свои слова, благодаря которому срок согласования документов по созданию кондоминиума сократится до 70 дней. Раньше формально он был 140 дней, но даже оперативно действующим застройщикам не удавалось согласовать необходимые документы быстрее, чем за один год. Плюс была неразбериха в земельных отношениях: кто должен регистрировать, кто должен составлять проект землеустройства, где это должно утверждаться и прочее. Сейчас все эти моменты будут регламентированы и упорядочены. И когда предложенный механизм заработает, это частично снимет препоны, о которых вы говорите.
– Максим Юрьевич, многие эксперты указывают на слабость и несовершенность инвестиционного законодательства в Санкт-Петербурге?
– Работа с депутатами городского парламента как раз и является одной из наших задач, надо активизировать процесс появления законодательных инициатив. Причем, насколько я понимаю устройство исполнительной власти, одна из ее главных задач как раз и состоит в том, чтобы, видя все процессы и обобщая всю информацию, своевременно выступать инициатором создания законопроектов и внесения изменений в те или иные законы. Потому что все-таки стратегию развития Санкт-Петербурга определяет городское правительство, и оно должно иметь подкрепление в этом процессе в виде соответствующей законодательной базы.
Прямая речь бизнесмена
Максима Соколова в газете
«Строительный Еженедельник»:
«Строительная отрасль наиболее стабильная и динамично развивающаяся. Потенциал строителей существенно превосходит надстройку (нормативные акты в обеспечение строительной деятельности). Власть стремится обеспечить строителей нормальными правилами игры, однако делает это очень медленно».
«Мы выступаем за понятные, прозрачные, открытые правила игры на строительном рынке, в том числе в такой ответственной сфере как застройка исторического центра Санкт-Петербурга. И если такие правила будут приняты на законодательном уровне, тем проще нам будет разговаривать с чиновниками о согласовании строительства в том или ином историческом месте».
«В городе наблюдается дисбаланс между спросом и предложением жилья, и отсюда – рост цен. И закон об ипотеке, принятый среди прочих в первом чтении Госдумой, может только усугубить ситуацию. Появится больше денег, а строить негде, значит, цены опять взлетят».
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Соколов Максим Юрьевич родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде. В 1985 году с отличием закончил школу №109 и поступил в ЛГУ на экономический факультет. В период 1987–1989 годов служил в армии. В 1991 году с красным дипломом закончил Санкт-Петербургский госуниверситет, сдав экстерном программу пятого курса. Параллельно в 1989–1991 годы обучался на юридическом факультете СПбГУ. В 1991–1993 годы преподавал на экономическом факультете университета историю экономических учений и макроэкономику. С 1992 по 1999 годы был генеральным директором ЗАО «Росси». С 1997 года является членом Совета Ассоциации выпускников «Содружество» экономического факультета СПбГУ. С 1999 года до недавнего назначения – генеральный директор ООО «Корпорация С». В 2003 году избран вице-президентом Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Женат. Растит двоих сыновей (шесть и восемь лет). Увлекается охотой, конным спортом (конкуром) и горными лыжами.
КОММЕНТАРИИ
Максим Шубарев,
президент корпорации
«Петербургская Недвижимость»:
– При управлении бизнесом «Корпорации С» и работе в Ассоциации домостроителей и производителей стройматериалов Максим Соколов зарекомендовал себя как профессиональный и решительный менеджер. Когда такие люди приходят на стратегически важные для дальнейшего развития города посты, мы можем ожидать только новых позитивных свершений.
Виктор Лаптев, генеральный
директор компании
«Арсенал-Недвижимость»:
– Я считаю правильным назначение Максима Соколова председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Нам приходилось достаточно часто взаимодействовать по самым разным вопросам развития инвестиционно-строительного рынка Санкт-Петербурга, и в каждом случае Максим Юрьевич демонстрировал высокий профессионализм, глубокие знания по рассматриваемым проблемам и, самое главное, желание эти проблемы решать. Одним из наглядных примеров является недавнее создание рабочей группы по урегулированию противоречий между строителями и ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Кроме того, хочу обратить внимание на его личные качества. В первую очередь – целеустремленность, дружелюбие, высокие интеллектуальные способности – все это, безусловно, окажет плодотворное влияние при его деятельности на государственном посту.
Виталий Вотолевский,
генеральный директор компании
«Петербургстрой Skanska»:
– Могу охарактеризовать Максима Соколова как грамотного руководителя, предлагающего нестандартные решения. Он прошел школу организаторской работы еще в юношеском возрасте и на сегодняшний день имеет богатый опыт реализации сложных проектов в строительном бизнесе, который приобрел в частности, работая в «Корпорации С». Мы с Максимом Юрьевичем знакомы много лет и поддерживаем не только рабочие, но и дружеские отношения. Он умеет совмещать отдых с работой и является хорошим товарищем и другом в любой ситуации. На мой взгляд, в должности председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам он будет находиться на своем месте.
Автор: Андрей Теплоухов
– Максим Юрьевич, Ваше назначение председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам произошло очень быстро. Было ли оно и для Вас таким же неожиданным?
– Предложение возглавить Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) я получил от вице-губернатора Юрия Вячеславовича Молчанова, своего нынешнего руководителя. Я был с ним немного знаком в начале 90-х годов, когда учился в госуниверситете, а он работал там проректором. Но с тех пор мы практически не общались, и для меня его предложение, честно скажу, стало неожиданным, но в то же время приятным.
– Произойдет ли какая-либо корректировка целей, стратегии возглавляемого Вами комитета?
– Основная цель нашего комитета – формирование и реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере инвестиций, координация деятельности исполнительных органов власти в этой области. Кроме этого, в нашу задачу входит разработка программы стратегических, приоритетных для города инвестиционных проектов, их подготовка, сопровождение и реализация. Стратегический вектор инвестиционной политики города остается прежним – обеспечение максимального роста российских и иностранных инвестиций на базе развития инвестиционной привлекательности города.
– В некоторых кругах бытуют слухи о том, что Ваше назначение якобы инициировано президентом Группы ЛСР Андреем Молчановым. Не будут ли ЛСР, «Корпорация С», или другие входящие в состав Ассоциации домостроителей фирмы получать определенные преференции в своей деятельности?
– Что касается Андрея Юрьевича Молчанова, то, во-первых, он узнал о моем назначении от меня лично. Следовательно, говорить о влиянии ЛСР в этом вопросе абсолютно неверно. Более того, если бы так было, я, скорее всего, отказался бы от этой должности. Во-вторых, нас действительно связывают дружеские отношения, зародившиеся в том же госуниверситете. Однако они носят характер университетского братства, мы оба, в частности, состоим в Ассоциации выпускников «Содружество» экономического факультета госуниверситета, активно его поддерживаем. И наши дружеские отношения таковыми и останутся, а наши деловые контакты всегда были разные – у каждого свой бизнес. Между тем, я не исключаю, что какие-то точки соприкосновения с Группой ЛСР могут возникнуть, потому что это одна из крупнейших компаний не только на рынке Санкт-Петербурга, но и России. Но говорить, что Группе ЛСР или любой другой фирме, в том числе «Корпорации С», где 28 июня я сложил с себя полномочия генерального директора, будут оказываться какие-то преференции ни в коем случае нельзя. Мы будем выстраивать равные и конструктивные отношения со всеми участниками инвестиционно-строительного рынка Санкт-Петербурга. Тем более, что масштаб стратегических проектов предусматривает объем инвестиций в размере $50–100 млн, который ни одна из действующих на петербургском рынке компаний «поднять» в одиночку не в состоянии. Таким образом, никаких преференций, никаких моих пересечений с бизнесом, позволяющих бросить тень на репутацию городского правительства, в целом, быть не может.
– Могут ли, на Ваш взгляд, петербургские инвестиционно-строительные компании для реализации конкретных стратегических проектов создавать какие-либо консорциумы?
– Теоретически такое возможно, но любой вопрос должен быть тщательно подготовлен. Пока же, как мне кажется, местные компании для этого не созрели.
– Но ведь когда они созреют, место окажется занятым иногородними и иностранными инвесторами.
– Это вполне может произойти, но это бизнес. Выиграет тот, кто в сложившейся ситуации примет наиболее адекватные и быстрые решения.
– В Ассоциации домостроителей Вы курировали блок взаимоотношений с органами государственной власти. Удалось ли, по Вашему мнению, установить между властью и бизнесом нормальные отношения?
– Пока решения о моем уходе с поста вице-президента Ассоциации домостроителей не принято и, в принципе, ничего страшного в таком совмещении нет, напротив, этот факт может быть достаточно эффективно использован для позитивного развития города. Но и сегодня глубина поднимаемых бизнесом проблем и восприятие их чиновниками, многие из которых еще недавно в этом бизнесе работали, позволяют говорить, что определенное доверие и взаимопонимание достигнуто. В частности, на днях в Смольном состоялось совещание по проблемам Агентств по развитию территорий, своего рода встреча «без галстуков». Ее итогом должна стать подготовка КУГИ соответствующего документа, который, пройдя через сито общественного обсуждения, будет вынесен в ближайшее время, я надеюсь, на рассмотрение городского правительства.
В целом необходимо добиваться создания эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса на всех уровнях, начиная с губернатора как главы исполнительной власти, заканчивая рядовыми сотрудниками всех отраслевых комитетов.
– Тем не менее, нельзя отрицать наличие в инвестиционной сфере административных преград.
– Отрицать их наличие, конечно, нельзя, но административные барьеры существуют в любой мировой экономике и при любом общественно-политическом строе. Однако эффективность работы команды управленцев зависит от того, как быстро эти преграды могут быть устранены и какой срок на их преодоление в той или иной ситуации будет считаться нормативным. Сейчас мы видим, что сроки согласования документов по многим волнующим инвесторов-застройщиков позициям сокращаются, административные барьеры снимаются. Например, многие инвесторы знают, насколько тяжело зарегистрировать кондоминиум после ввода дома в эксплуатацию и вычеркнуть тем самым проект из своей проблемной книжки. КЗР предложил механизм, и, как заметила губернатор, КЗР должен нести ответственность за свои слова, благодаря которому срок согласования документов по созданию кондоминиума сократится до 70 дней. Раньше формально он был 140 дней, но даже оперативно действующим застройщикам не удавалось согласовать необходимые документы быстрее, чем за один год. Плюс была неразбериха в земельных отношениях: кто должен регистрировать, кто должен составлять проект землеустройства, где это должно утверждаться и прочее. Сейчас все эти моменты будут регламентированы и упорядочены. И когда предложенный механизм заработает, это частично снимет препоны, о которых вы говорите.
– Максим Юрьевич, многие эксперты указывают на слабость и несовершенность инвестиционного законодательства в Санкт-Петербурге?
– Работа с депутатами городского парламента как раз и является одной из наших задач, надо активизировать процесс появления законодательных инициатив. Причем, насколько я понимаю устройство исполнительной власти, одна из ее главных задач как раз и состоит в том, чтобы, видя все процессы и обобщая всю информацию, своевременно выступать инициатором создания законопроектов и внесения изменений в те или иные законы. Потому что все-таки стратегию развития Санкт-Петербурга определяет городское правительство, и оно должно иметь подкрепление в этом процессе в виде соответствующей законодательной базы.
Прямая речь бизнесмена
Максима Соколова в газете
«Строительный Еженедельник»:
«Строительная отрасль наиболее стабильная и динамично развивающаяся. Потенциал строителей существенно превосходит надстройку (нормативные акты в обеспечение строительной деятельности). Власть стремится обеспечить строителей нормальными правилами игры, однако делает это очень медленно».
«Мы выступаем за понятные, прозрачные, открытые правила игры на строительном рынке, в том числе в такой ответственной сфере как застройка исторического центра Санкт-Петербурга. И если такие правила будут приняты на законодательном уровне, тем проще нам будет разговаривать с чиновниками о согласовании строительства в том или ином историческом месте».
«В городе наблюдается дисбаланс между спросом и предложением жилья, и отсюда – рост цен. И закон об ипотеке, принятый среди прочих в первом чтении Госдумой, может только усугубить ситуацию. Появится больше денег, а строить негде, значит, цены опять взлетят».
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Соколов Максим Юрьевич родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде. В 1985 году с отличием закончил школу №109 и поступил в ЛГУ на экономический факультет. В период 1987–1989 годов служил в армии. В 1991 году с красным дипломом закончил Санкт-Петербургский госуниверситет, сдав экстерном программу пятого курса. Параллельно в 1989–1991 годы обучался на юридическом факультете СПбГУ. В 1991–1993 годы преподавал на экономическом факультете университета историю экономических учений и макроэкономику. С 1992 по 1999 годы был генеральным директором ЗАО «Росси». С 1997 года является членом Совета Ассоциации выпускников «Содружество» экономического факультета СПбГУ. С 1999 года до недавнего назначения – генеральный директор ООО «Корпорация С». В 2003 году избран вице-президентом Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Женат. Растит двоих сыновей (шесть и восемь лет). Увлекается охотой, конным спортом (конкуром) и горными лыжами.
КОММЕНТАРИИ
Максим Шубарев,
президент корпорации
«Петербургская Недвижимость»:
– При управлении бизнесом «Корпорации С» и работе в Ассоциации домостроителей и производителей стройматериалов Максим Соколов зарекомендовал себя как профессиональный и решительный менеджер. Когда такие люди приходят на стратегически важные для дальнейшего развития города посты, мы можем ожидать только новых позитивных свершений.
Виктор Лаптев, генеральный
директор компании
«Арсенал-Недвижимость»:
– Я считаю правильным назначение Максима Соколова председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Нам приходилось достаточно часто взаимодействовать по самым разным вопросам развития инвестиционно-строительного рынка Санкт-Петербурга, и в каждом случае Максим Юрьевич демонстрировал высокий профессионализм, глубокие знания по рассматриваемым проблемам и, самое главное, желание эти проблемы решать. Одним из наглядных примеров является недавнее создание рабочей группы по урегулированию противоречий между строителями и ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Кроме того, хочу обратить внимание на его личные качества. В первую очередь – целеустремленность, дружелюбие, высокие интеллектуальные способности – все это, безусловно, окажет плодотворное влияние при его деятельности на государственном посту.
Виталий Вотолевский,
генеральный директор компании
«Петербургстрой Skanska»:
– Могу охарактеризовать Максима Соколова как грамотного руководителя, предлагающего нестандартные решения. Он прошел школу организаторской работы еще в юношеском возрасте и на сегодняшний день имеет богатый опыт реализации сложных проектов в строительном бизнесе, который приобрел в частности, работая в «Корпорации С». Мы с Максимом Юрьевичем знакомы много лет и поддерживаем не только рабочие, но и дружеские отношения. Он умеет совмещать отдых с работой и является хорошим товарищем и другом в любой ситуации. На мой взгляд, в должности председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам он будет находиться на своем месте.
Автор: Андрей Теплоухов
рубрика:
Cобытия и комментарии
