Все идет по плану. Генеральному
На заседании Санкт-Петербургского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук прошло обсуждение концепции нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга до 2015 года с прогнозом на 2025 год. Это не первое общественное обсуждение основного для города градостроительного документа, но раньше к его рассмотрению не привлекалось такое большое количество высококвалифицированных специалистов различного профиля, а также членов архитектурных и строительных общественных ассоциаций. В работе конференции принимали участие и представители Союза строительных объединений и организаций.
В основе градостроительных преобразований, намечаемых концепцией, лежит идея открытого европейского города. В условиях недостатка информации, например, о том, сколько денег будет у людей через 20 лет, разработчики Генплана постарались определить формат нормативов, характерных для европейских стран, и в то же время создать документ гибкий, устойчивый, имеющий какой-то резерв. «Генплан – это документ общественного согласия. Чем он точнее, тем хуже в стратегическом плане», – так оценил его значение Валентин Назаров, генеральный директор ЗАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования».
Старый генеральный план никто не отменял. Его отменила сама жизнь. «Появляются все новые базовые документы, например Земельный кодекс, – сказал и.о. председателя КГА Виктор Полищук. – Развивается город. Так, сегодня практически создан транспортный каркас мегаполиса с его основными составляющими – КАД и ЗСД, Большой Морской порт Санкт-Петербурга стал главным на Северо-Западе страны, «Пулково» становится зоной деловой активности (по европейским меркам с пропускной способностью в 30–40 млн человек в год наш аэропорт считался «карликовым»)».
Формула счастья
Концепцией нового Генплана определена «формула человеческого счастья: семья, двое детей, дача, машина, квартира», и поставлена задача, какие территории нужно резервировать для достижения этого самого счастья. Но как быть специалистам, когда нет возможности прогнозировать структуру занятости населения по основным видам деятельности? Резервировать площади под офисы – одно дело, под заводы – другое.
В документе не заложено создание экологического каркаса города, и в этом плане лозунг приблизиться по уровню жизни к Европе остается необеспеченным. Экспертам также не понравилось изложенное намерение создавать принципиально новые виды двигателей, работающих на альтернативном топливе. Для экологического благополучия горожан, считают ученые, стала бы более полезной организация системы контроля технического состояния автомобилей.
Жители будущего Петербурга смогут пользоваться, помимо традиционных видов общественного транспорта, и новыми – скоростными трамваями, надземными экспрессами. Для автолюбителей будут оборудованы «перехваточные» стоянки у въезда в центр. И все же пробки на дорогах, по-видимому, останутся. Сейчас петербуржцы имеют около 800 тыс. автомобилей, через несколько лет их будет 1,7-2 млн, а всего, включая грузовые, примерно четыре миллиона. Дорожная сеть города, по плану, увеличится только на 12 процентов.
Эксперты обратили внимание на ограничение высоты застройки – «не выше ангела, венчающего Петропавловский собор». Такое ограничение уместно для Сингапура, считают они, но не для европейского города.
Были отмечены смысловые нестыковки в вопросах потребления воды. Чтобы достичь евростандарта (225 куб. метров в сутки на человека), надо намного снизить наши сегодняшние показатели. В то же время, в плане заложено увеличение мощностей существующих водопроводных станций.
Подводя итоги, эксперты заявили, что в Генеральном плане Санкт-Петербурга должна быть изложена система мероприятий, направленных на преобразование желаемого в конечный результат.
Обсуждение следует
Обсуждать Генеральный план можно бесконечно, ибо это многотомный документ, являющийся результатом огромной работы огромного коллектива специалистов. В нем детально расставлены акценты, представлен оптимистический сценарий развития города, сформулирована цель градостроительной деятельности – создание комфортной пространственной среды для проживания будущих горожан, выявлены скрытые потенциалы территорий и прописана идеология будущих норм создания городской среды. Нужно найти разумный компромисс, который бы всех устроил.
Концепция Генплана будет направлена на общественное обсуждение и в Законодательное Собрание с расчетом, что в этом году депутаты успеют ее принять. Та детализация (функциональное, правовое зонирование, элементы, схемы инженерного обеспечения, размещения головных источников и т.п.), которая последует в дальнейшем, потребует еще около года, но это не затронет вариантов развития Петербурга.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Вахмистров, вице-губернатор
Санкт-Петербурга, президент Союза строительных
объединений и организаций:
– Мы впервые разрабатываем Генеральный план в новой политической и экономической ситуации. Ранее, в доперестроечный период, существовали директивы сверху. Ставились определенные задачи и ориентиры по выпуску продукции и росту производственных мощностей. Исходя из этого, делался обсчет потребности в рабочей силе, изучалась демографическая перспектива, определялись площадки для индустриального строительства, сообразно этому планировалось образование и развитие новых жилых массивов. По нормативным требованиям, Генеральный план должен разрабатываться на 20 лет. При отсутствии сегодня столь долгосрочных прогнозов экономического развития страны, ее Северо-Западного региона и нашего города мы можем позволить себе лишь отдаленно представить, как все будет складываться на исходе двух десятилетий. В целом Генплан не предусматривает сроков реализации – завтра, послезавтра или через двадцать лет, в нем градостроительно намечаются наиболее вероятные варианты развития событий.
Юрий Панибратов, ректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения РААСН:
– Каждый специалист имеет свою точку зрения. Мне на данном этапе концепция нравится. Надо понимать, что перед нами программа территориального развития мегаполиса, а не социально-экономический план. Документ, конечно, нуждается в доработке, для этого мы и собрались. Если мы говорим, что Генеральный план должен обеспечить уровень жизни горожан, то надо сначала определить этот уровень. А речь идет о 2015 и даже 2025 годах. Можно ли запланировать жизнь на 20 лет вперед? Если это и не невозможно, то трудно.
Автор: Светлана Денискова
В основе градостроительных преобразований, намечаемых концепцией, лежит идея открытого европейского города. В условиях недостатка информации, например, о том, сколько денег будет у людей через 20 лет, разработчики Генплана постарались определить формат нормативов, характерных для европейских стран, и в то же время создать документ гибкий, устойчивый, имеющий какой-то резерв. «Генплан – это документ общественного согласия. Чем он точнее, тем хуже в стратегическом плане», – так оценил его значение Валентин Назаров, генеральный директор ЗАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования».
Старый генеральный план никто не отменял. Его отменила сама жизнь. «Появляются все новые базовые документы, например Земельный кодекс, – сказал и.о. председателя КГА Виктор Полищук. – Развивается город. Так, сегодня практически создан транспортный каркас мегаполиса с его основными составляющими – КАД и ЗСД, Большой Морской порт Санкт-Петербурга стал главным на Северо-Западе страны, «Пулково» становится зоной деловой активности (по европейским меркам с пропускной способностью в 30–40 млн человек в год наш аэропорт считался «карликовым»)».
Формула счастья
Концепцией нового Генплана определена «формула человеческого счастья: семья, двое детей, дача, машина, квартира», и поставлена задача, какие территории нужно резервировать для достижения этого самого счастья. Но как быть специалистам, когда нет возможности прогнозировать структуру занятости населения по основным видам деятельности? Резервировать площади под офисы – одно дело, под заводы – другое.
В документе не заложено создание экологического каркаса города, и в этом плане лозунг приблизиться по уровню жизни к Европе остается необеспеченным. Экспертам также не понравилось изложенное намерение создавать принципиально новые виды двигателей, работающих на альтернативном топливе. Для экологического благополучия горожан, считают ученые, стала бы более полезной организация системы контроля технического состояния автомобилей.
Жители будущего Петербурга смогут пользоваться, помимо традиционных видов общественного транспорта, и новыми – скоростными трамваями, надземными экспрессами. Для автолюбителей будут оборудованы «перехваточные» стоянки у въезда в центр. И все же пробки на дорогах, по-видимому, останутся. Сейчас петербуржцы имеют около 800 тыс. автомобилей, через несколько лет их будет 1,7-2 млн, а всего, включая грузовые, примерно четыре миллиона. Дорожная сеть города, по плану, увеличится только на 12 процентов.
Эксперты обратили внимание на ограничение высоты застройки – «не выше ангела, венчающего Петропавловский собор». Такое ограничение уместно для Сингапура, считают они, но не для европейского города.
Были отмечены смысловые нестыковки в вопросах потребления воды. Чтобы достичь евростандарта (225 куб. метров в сутки на человека), надо намного снизить наши сегодняшние показатели. В то же время, в плане заложено увеличение мощностей существующих водопроводных станций.
Подводя итоги, эксперты заявили, что в Генеральном плане Санкт-Петербурга должна быть изложена система мероприятий, направленных на преобразование желаемого в конечный результат.
Обсуждение следует
Обсуждать Генеральный план можно бесконечно, ибо это многотомный документ, являющийся результатом огромной работы огромного коллектива специалистов. В нем детально расставлены акценты, представлен оптимистический сценарий развития города, сформулирована цель градостроительной деятельности – создание комфортной пространственной среды для проживания будущих горожан, выявлены скрытые потенциалы территорий и прописана идеология будущих норм создания городской среды. Нужно найти разумный компромисс, который бы всех устроил.
Концепция Генплана будет направлена на общественное обсуждение и в Законодательное Собрание с расчетом, что в этом году депутаты успеют ее принять. Та детализация (функциональное, правовое зонирование, элементы, схемы инженерного обеспечения, размещения головных источников и т.п.), которая последует в дальнейшем, потребует еще около года, но это не затронет вариантов развития Петербурга.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Вахмистров, вице-губернатор
Санкт-Петербурга, президент Союза строительных
объединений и организаций:
– Мы впервые разрабатываем Генеральный план в новой политической и экономической ситуации. Ранее, в доперестроечный период, существовали директивы сверху. Ставились определенные задачи и ориентиры по выпуску продукции и росту производственных мощностей. Исходя из этого, делался обсчет потребности в рабочей силе, изучалась демографическая перспектива, определялись площадки для индустриального строительства, сообразно этому планировалось образование и развитие новых жилых массивов. По нормативным требованиям, Генеральный план должен разрабатываться на 20 лет. При отсутствии сегодня столь долгосрочных прогнозов экономического развития страны, ее Северо-Западного региона и нашего города мы можем позволить себе лишь отдаленно представить, как все будет складываться на исходе двух десятилетий. В целом Генплан не предусматривает сроков реализации – завтра, послезавтра или через двадцать лет, в нем градостроительно намечаются наиболее вероятные варианты развития событий.
Юрий Панибратов, ректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения РААСН:
– Каждый специалист имеет свою точку зрения. Мне на данном этапе концепция нравится. Надо понимать, что перед нами программа территориального развития мегаполиса, а не социально-экономический план. Документ, конечно, нуждается в доработке, для этого мы и собрались. Если мы говорим, что Генеральный план должен обеспечить уровень жизни горожан, то надо сначала определить этот уровень. А речь идет о 2015 и даже 2025 годах. Можно ли запланировать жизнь на 20 лет вперед? Если это и не невозможно, то трудно.
Автор: Светлана Денискова
рубрика:
Тенденции и перспективы
