Правительство закрывает лазейки
«До конца этого года мы хотим закрыть все лазейки для теневого бизнеса в строительной сфере. Все компании, как имеющие административные связи, так и без оных, должны работать в равных условиях», – заявил председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимир Бланк. Это заявление он сделал в ходе встречи с представителями Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой».
В первую очередь, эти слова касаются процедуры проведения тендеров. Владимир Бланк считает, что здесь давно пора навести порядок. На его взгляд, первым конкретным шагом в этом направлении стало введение процедуры коллегиального рассмотрения предложений по тендерам на выполнение госзаказа. Так, если до февраля этого года, соответствующие решения единолично принимал и утверждал председатель комитета или вице-губернатор, то теперь все предложения, касающиеся подрядов стоимостью свыше 5 млн рублей, принимаются на специальных заседаниях Межведомственной комиссии. То же касается и внесения малейших изменений в договоры. По словам г-на Бланка, город от такого подхода только выигрывает. Так, если суммарная экономия по городскому заказу при единоличном решении не превышала примерно 3,5 процента, то, после введения процедуры МВК, она возросла до 18 процентов. «За шесть месяцев этого года горзаказ сэкономил около 300 млн рублей», – говорит чиновник.
Другим нововведением, направленным на борьбу с «неестественными монополистами» в строительстве, станет упрощение типовой тендерной документации (см. «Строительный Еженедельник» №24 за 2004 год). Это мероприятие позволит убрать целый ряд нелепых ограничений, содержащихся в действующей типовой конкурсной документации и резко ограничивающих доступ компаний к участию в тендерах по конкретным направлениям.
«Черные» дольщики
В качестве одной из наиболее, на его взгляд, актуальных проблем строительного комплекса, Владимир Бланк назвал проблему нелегальных доходов населения. Именно по этой причине, считает он, строители не могут брать крупные кредиты в банках под строящееся жилье. Проблема «черного нала» сказывается и на состоянии петербургского рынка недвижимости. Так, 10 процентов всех квартир, сделки по которым в прошлом году прошли регистрацию через ГБР, сегодня находятся под арестом. В восточноевропейских странах эта цифра не превышает 1 процент, что соответствует международным стандартам «стабильности» рынка недвижимости. Во всем мире считается, что если этот процент превышен, то это означает, что система купли-продажи недвижимости не работает. Впрочем, выхода из этой ситуации председатель комитета пока не видит. Вернее, видит его в изменении конкретных федеральных законов. Но когда это произойдет, и произойдет ли, сегодня не может сказать никто.
Город вложится в сети
Тем не менее, Владимир Бланк считает, что «с точки зрения государства», ситуация в строительном комплексе Петербурга в целом нормальна и довольно стабильна. Согласно последним исследованиям факторов, определяющих рост цен на недвижимость, проведенных специалистами КЭРППиТ, цены растут из-за увеличения стоимости стройматериалов и запросов естественных монополистов. «Все остальные проблемы – это ваши проблемы, которые строители должны решать самостоятельно. Наша задача – задача чиновников – состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для нормального развития рыночных отношений в строительстве. А проблемы, возникающие во взаимоотношениях между компаниями, должны решать сами компании. Нужно четко понимать, где кончается сфера разграничения полномочий государства», – сказал Владимир Бланк.
В то же время, г-н Бланк признает, что в рамках этой самой «государственной сферы» предстоит решить немало строительных проблем. В частности, вопрос дефицита сетевых мощностей. Проблема эта действительно очень серьезна, о чем свидетельствуют такие данные: 20 процентов жилья, построенного в прошлом году, подключено к энерго- и теплосетям по так называемой «временной» схеме. «Увы, у нас слишком маленькая экономика, чтобы хорошо жить», – говорит чиновник. Выход из ситуации он видит в осуществлении опережающих бюджетных вложений в инфраструкутру. Принятие в последние месяцы целой «обоймы» программ перспективного развития естественных монополистов (Водоканал, Ленэнерго, Ленгаз, Ленсвет и т.д.) как раз и сделано для того, чтобы заранее просчитать финансовую политику города на ближайшие годы. Это, по словам Бланка, должно привести к удвоению городского бюджета уже в обозримом будущем. «Если в 2003 году городской бюджет составлял 73 млрд рублей, то в 2007 году эта цифра должна составить 139 млрд. Реально же, я думаю, она достигнет 150 млрд», – говорит Владимир Бланк. Львиная доля этих средств, по его словам, пойдет именно на развитие инфраструктуры, без чего невозможно дальнейшее увеличение темпов строительства в городе.
Автор: Игорь Черевко
В первую очередь, эти слова касаются процедуры проведения тендеров. Владимир Бланк считает, что здесь давно пора навести порядок. На его взгляд, первым конкретным шагом в этом направлении стало введение процедуры коллегиального рассмотрения предложений по тендерам на выполнение госзаказа. Так, если до февраля этого года, соответствующие решения единолично принимал и утверждал председатель комитета или вице-губернатор, то теперь все предложения, касающиеся подрядов стоимостью свыше 5 млн рублей, принимаются на специальных заседаниях Межведомственной комиссии. То же касается и внесения малейших изменений в договоры. По словам г-на Бланка, город от такого подхода только выигрывает. Так, если суммарная экономия по городскому заказу при единоличном решении не превышала примерно 3,5 процента, то, после введения процедуры МВК, она возросла до 18 процентов. «За шесть месяцев этого года горзаказ сэкономил около 300 млн рублей», – говорит чиновник.
Другим нововведением, направленным на борьбу с «неестественными монополистами» в строительстве, станет упрощение типовой тендерной документации (см. «Строительный Еженедельник» №24 за 2004 год). Это мероприятие позволит убрать целый ряд нелепых ограничений, содержащихся в действующей типовой конкурсной документации и резко ограничивающих доступ компаний к участию в тендерах по конкретным направлениям.
«Черные» дольщики
В качестве одной из наиболее, на его взгляд, актуальных проблем строительного комплекса, Владимир Бланк назвал проблему нелегальных доходов населения. Именно по этой причине, считает он, строители не могут брать крупные кредиты в банках под строящееся жилье. Проблема «черного нала» сказывается и на состоянии петербургского рынка недвижимости. Так, 10 процентов всех квартир, сделки по которым в прошлом году прошли регистрацию через ГБР, сегодня находятся под арестом. В восточноевропейских странах эта цифра не превышает 1 процент, что соответствует международным стандартам «стабильности» рынка недвижимости. Во всем мире считается, что если этот процент превышен, то это означает, что система купли-продажи недвижимости не работает. Впрочем, выхода из этой ситуации председатель комитета пока не видит. Вернее, видит его в изменении конкретных федеральных законов. Но когда это произойдет, и произойдет ли, сегодня не может сказать никто.
Город вложится в сети
Тем не менее, Владимир Бланк считает, что «с точки зрения государства», ситуация в строительном комплексе Петербурга в целом нормальна и довольно стабильна. Согласно последним исследованиям факторов, определяющих рост цен на недвижимость, проведенных специалистами КЭРППиТ, цены растут из-за увеличения стоимости стройматериалов и запросов естественных монополистов. «Все остальные проблемы – это ваши проблемы, которые строители должны решать самостоятельно. Наша задача – задача чиновников – состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для нормального развития рыночных отношений в строительстве. А проблемы, возникающие во взаимоотношениях между компаниями, должны решать сами компании. Нужно четко понимать, где кончается сфера разграничения полномочий государства», – сказал Владимир Бланк.
В то же время, г-н Бланк признает, что в рамках этой самой «государственной сферы» предстоит решить немало строительных проблем. В частности, вопрос дефицита сетевых мощностей. Проблема эта действительно очень серьезна, о чем свидетельствуют такие данные: 20 процентов жилья, построенного в прошлом году, подключено к энерго- и теплосетям по так называемой «временной» схеме. «Увы, у нас слишком маленькая экономика, чтобы хорошо жить», – говорит чиновник. Выход из ситуации он видит в осуществлении опережающих бюджетных вложений в инфраструкутру. Принятие в последние месяцы целой «обоймы» программ перспективного развития естественных монополистов (Водоканал, Ленэнерго, Ленгаз, Ленсвет и т.д.) как раз и сделано для того, чтобы заранее просчитать финансовую политику города на ближайшие годы. Это, по словам Бланка, должно привести к удвоению городского бюджета уже в обозримом будущем. «Если в 2003 году городской бюджет составлял 73 млрд рублей, то в 2007 году эта цифра должна составить 139 млрд. Реально же, я думаю, она достигнет 150 млрд», – говорит Владимир Бланк. Львиная доля этих средств, по его словам, пойдет именно на развитие инфраструктуры, без чего невозможно дальнейшее увеличение темпов строительства в городе.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Cобытия и комментарии
